Формы чувственного познания

Самой первой, элементарной формой чувственного познания являются ощущения. Это ̶ фиксация в нашем сознании отдельных сторон, свойств предметов, процессов, явлений, полученных в процессе их отражения (соленый, красный, теплый, громкий и т.п., например). Иногда человеку бывает достаточно именно ощущений. Скажем, если мы пришли с жестокого мороза в теплое помещение, то вряд ли перед нами возникнет сразу вопрос о том, почему здесь тепло, что является его источником: камин, русская печь, калорифер или что-либо еще. И уж тем более перед нами не возникнет непосредственно вопрос о природе и сущности тепла вообще.

Следующей формой чувственного познания являются восприятия. Это – целостный образ, возникающий в нашем сознании в результате комплексного отражения различных сторон, свойств, качеств предмета. Скажем, мы можем видеть предмет, похожий на яблоко. Но для того, чтобы убедиться в том, что это действительно яблоко, а не муляж, надо его взять в руку, понюхать, а затем, если это необходимо, то и откусить. Вот теперь можно точно утверждать, что это яблоко, а знатоки могут указать и его сорт. При этом надо иметь в виду, что восприятие – не просто суммирование ощущений. Оно возникает и функционирует как результат синтеза различных проявлений предмета. Этот результат базируется на наших предшествующих актах познавательной и практической деятельности. Восприятие – это активный процесс с элементами творчества.

И наконец, еще одна форма чувственного познания – представления. Это воспроизведение по памяти образов тех предметов, процессов, явлений, которые мы когда-то воспринимали. Эта форма постоянно сопровождает нас по жизни. Мы можем воспроизводить по памяти в своем сознании образ любимого человека, того места, где отдыхали минувшим летом (или прошлой зимой) при их отсутствии в данный момент. Т.е. здесь уже начинает функционировать более глубокий уровень нашего сознания. Это как бы переходный мостик от чувственной ступени познания к логической. Конечно, восприятие более полно отражает предмет, так как мы с ним непосредственно контактируем. В представлении же воспроизводятся лишь наиболее яркие, глубоко проникшие в наше сознание стороны или свойства предметов, явлений. Память, как правило, не удерживает несущественных мелочей. Ответы на вопрос о сущности данного предмета (явления), его связях с другими предметами и явлениями дает более высокая, логическая ступень познания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: