double arrow

Формы логического познания


Первой формой логического познания являются понятия. Это ̶ отражение в нашем сознании наиболее существенных сторон, свойств, качеств предметов. А эти существенные стороны предметов проявляются при их взаимодействии.

Возьмем понятие «стол». Что зафиксировано в этом понятии? Ровная, гладкая горизонтальная поверхность, находящаяся на каком-либо расстоянии от основания. Это может быть и письменный, и обеденный, и журнальный и т.п. стол (столик). В этом понятии не отражена его форма (квадратный, прямоугольный, треугольный, овальный и др.), материал, из которого он изготовлен (какое-либо натуральное дерево, облицованная ДСП, стекло и др.), его предназначение (кухонный, разделочный, обеденный, письменный, журнальный и т.п.). Т.е. понятие охватывает все предметы, обладающие вполне определенной сущностью.

О важности проблемы понятий свидетельствует длительный философский спор номиналистов и реалистов о природе общих понятий.

Понятия бывают как житейскими, так и научными. Так, на житейском уровне понятие «война» отождествляется с вооруженной борьбой противо- стоящих сторон, разрушениями, взрывами, гибелью людей. Но ведь и бандит-ские разборки часто сопровождаются такими же явлениями. Это тоже война? На житейском уровне – да. А как быть с дипломатической войной, с холодной войной, с экономической блокадой и т.п. явлениями социальной действитель-ности? С научной точки зрения, война – это продолжение политики господст- вующих классов иными, именно насильственными средствами. Средства эти могут быть как вооруженными, так и мирными. А вооруженная борьба без политики – не война, а драка. Знание этого необходимо и в наши дни. События на Украине с февраля 2014 года – это не борьба властей предержащих с террористами (как они называют жителей восточных областей страны, на референдумах провозгласивших независимость от нелегитимного центрального правительства), а самая настоящая гражданская война, развязанная вооруженными и поддерживаемыми правителями террористическими группировками («правым сектором» и «национальной гвардией») и армией со своим безоружным или слабо вооруженным народом, с той его частью, которая не пожелала безропотно подчиняться захватившим вооруженным путем власть в Киеве неофашистским и шовинистическим силам. Именно эти силы и привели к власти Президента страны П. Порошенко, открыто заявившего о необходимости полного уничтожения всех тех, кто не желает подчиняться новой украинской власти и, якобы, действует по указке российских руководителей. И эти заявления сопровождаются все усиливающимся вооруженным уничтожением несогласных под одобрительные возгласы руководителей ряда сран, заинтересованных в ослаблении роли в международных делах России и других стран бывшего Советского Союза.






Научные понятия называют категориями или дефинициями. Если мы не знаем категорий и дефиниций какой-либо науки, то мы не знаем и самой науки. Не случайно, наверное, И. Кант и требовал от осуществляющего научное познание овладения «категориальным коридорием».

Второй формой логического позгнания является суждение. Это мысль, выраженная в форме предложения, в котором утверждается или отрицается что-либо о чем-либо.

В суждении участвуют несколько понятий. Так, в суждении «N является студентом университета» присутствуют понятия «студент» и «университет». Первое понятие отличает N от учащегося школы и колледжа или аспиранта, а второе ̶ от студента института. При этом следует иметь в виду, что суждения бывают истинными и ложными. Так, суждение: «мел – осадочная горная порода белого цвета» является истинным, а суждение: «мел – вещество черного цвета» является ложным. При этом надо понимать, что речь идет о самом веществе, а не о водных суспензиях на его основе, которые могут быть подкрашены в любой цвет, и не о разноцветных мелках.

Существенную роль в познании играет умозаключение, т.е. новое суждение, выведенное на базе двух или более суждений о каких-либо вещах или процессах. Хорошо известен пример из школьных учебников физики: «Медь – это металл. Железо – тоже металл. Медь и железо обладают свойством электропроводимости. Вывод: все металлы обладают свойством электропроводимости». Это ̶ умозаключение от частного к общему. Оно на-зывается индуктивным.Из всей совокупности металлов мы взяли только два, проверили их на наличие свойства электропроводимости, а вывод распространили на все известные металлы. Понятно, что такое умозаключение носит вероятностный характер. Вероятность тем ближе к 1, чем больше пред-метов данного класса мы проверили на наличие данного свойства.



Но есть умозаключения и дедуктивные. Это умозаключения от общего к частному. Так, зная, что все металлы обладают свойством электропроводимости (1-ое суждение), и то, что ртуть – это тоже металл (2-ое суждение), мы можем придти к выводу, что ртуть тоже обладает свойством электропроводимости. Этот вывод получен дедуктивным путем. Знание свойств умозаключений играет большую практическую роль. Так, в прошлом, когда еще не было открытого электричества, при изготовлении парчи можно было использовать металлические золотую или серебряную нити, не опасаясь за жизнь носящего одежду из этих тканей. В наши дни такая технология стала опасной. Поэтому, если перед нами встанет задача воссоздания парчи для применения ее в шитье одежды, то для безопасности лучше использовать нити химической пленки, покрытые специальным клеем и имитирующие золотые или серебряные нити, но не обладающие свойством электропроводимости. Хотя в моду вновь входят ткани с люрексом, т.е. с металлической нитью.

И наконец, важнейшей формой логического познания является теория, т.е. систематизированное знание о каком-либо фрагменте действительности или о действительности в целом. Теории бывают научными и вненаучными. Так, о звездном небе существуют как научные, так и вненаучные теории. Астрономия и астрофизика – научные теории, а астрология – вненаучная. Более подробно речь об этом пойдет в следующее теме.







Сейчас читают про: