Мировой опыт свидетельствует о том, что неотъемлемым свойством любой социально-политической общности (рода, фратрии, племени, государственно-организованного общества), а в XX веке и международного сообщества является вовлечение хотя бы некоторых их членов в политико-управленческие отношения. Одни из них занимают властно- управленческие посты (вождя, военачальника, правителя, монарха, президента, министра, депутата, руководителя и даже члена политико- управленческого института) и непосредственно осуществляют выработку, принятие и властно-авторитетную реализацию управленческих решений, курсов (программ) действий для реализации тех или иных интересов и достижения социально значимых целей. Другие члены общности могут быть вовлечены в рекрутирование (процедуры отбора и продвижения на пост) занимающих названные посты политиков и должностных лиц, в различные формы политической активности, обеспечивающей прямое или опосредованное их соучастие в политико-уп- равленческом процессе или влияние на деятельность этих лиц.
Политическим участием является таким образом прямая или опосредованная вовлеченность граждан в выработку и реализацию политико-управленческих решений и курсов действий в обществе или в международном сообществе, в рекрутирование политико-должностных лиц и во влияние на их деятельность. Такое определение означает, в частности, что вовлеченность граждан в технико-процедурные решения, в управление техникой (вещами) — если они не связаны с противоречивыми интересами, с борьбой этих интересов и конфликтами на распределение власти — не является собственно политическим участием.
Субъектами политического участия являются индивиды, социальные группы и слои, культурно-профессиональные, этнонациональные, конфессиональные и иные общности, все взрослые граждане государственно организованного общества или международного сообщества (как, например, во время выборов в Европарламент). По масштабу оно осуществляется на уровне местной, региональной, общегосударственной или международной политики. Политическое участие может быть прямым (непосредственным) и косвенным (опосредованным), всеобщим и ограниченным, конвенциональным и неконвенциональным, мирным и насильственным, добровольным и принудительным, традиционным и новаторским, активным и пассивным, легитимным и нелегитимным, законным и незаконным (противоправным).
С точки зрения форм выделяется участие в восприятии и передачи информации, в контактах с политико-государственными лицами и учреждениями, в избирательных и иных политических кампаниях, в митингах, шествиях и демонстрациях, в выборах, в политических забастовках, в массовых кампаниях гражданского неповиновения, в освободительных войнах и революциях, в управлении и самоуправлении, в создании, охране и реализации законов, в деятельности политических партий и общественно-политических организаций и движений и т.д.
Политическое участие выполняет функции выражения, согласования и реализации различных интересов, ожиданий и требований; отбора политиков и управленцев, продвижения по службе и увольнения некоторых работников аппарата управления и контроля за их деятельностью; сопричастности населения к выработке, принятию и реализации управленческих решений и курсов политики; политической социализации; предупреждения и разрешения конфликтов; борьбы с бюрократизмом и устранения отчуждения граждан от политики и управления.
Названные функции, роль участия населения в политике выдвинули участие в число основополагающих прав гражданина, получивших международно-правовое признание. Например, согласно статье 5 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (Резолюция 1763 А (XVIII) Генеральной Ассамблеи ООН от 7 ноября 1962 г.) государства-участники обязуются обеспечить равноправие каждого человека перед законом без различий расы, цвета кожи, национальной и этнической принадлежности при осуществлении ряда прав, в том числе: «Политических прав, в частности, права участвовать в выборах — голосовать и выставлять свою кандидатуру — на основе всеобщего и равного избирательного права, права принимать участие в управлении страной, равно как и в руководстве государственными делами, на любом уровне, а также права равного доступа к государственной службе». Эти права затем были подтверждены статьей 6 в Декларации ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1963 года.
В статье 25 Международного пакта о гражданских и политических правах (Резолюция 2200 (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г.) содержатся следующие положения: «Каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации, упоминаемой в статье 2, и без необоснованных ограничений право и возможности: а) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей; б) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей; в) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе».
Названные права на участие в политике и управлении закреплены статьей 32 Конституции Российской Федерации 1963 года. Однако юридические права и фактическое участие граждан значительно варьируются в зависимости от сферы общественно-государственной жизни и уровня управления. Оно, например, заметно слабее в области обороны и внешней политики, чем во внутренней политике, и в целом имеет тенденцию к обратно пропорциональной зависимости от уровня политико-государственного управления.
Конкретные виды, способы, уровни и формы участия граждан в политике, интенсивность и последствия этого участия выражают и, одновременно, в той или иной степени определяют прежде всего процессуально-функциональные свойства политической системы данного общества, специфику ее политического режима, особенности политической культуры этого общества. На участие и неучастие индивидов, различных социальных групп, слоев и общностей оказывает влияние множество стабильных и изменяющихся, внутренних и международных факторов.
С точки зрения макроуровня наиболее благоприятные условия для участия создают демократия и правовое государство. В этом случае гражданское общество и государство, обладающий всей полнотой прав и свобод и защищаемый независимым судом гражданин и чиновник становятся на основании конституции и других законов равными партнерами; члены представительных органов и ряд должностных лиц демократически избираются всем взрослым населением страны, деятельность органов трех ветвей власти максимально открыта для граждан, а независимые СМИ предоставляют объективную и полную информацию о делах общества и государства всем жителям страны.
Возможности политического участия отдельного индивида, социальной группы и слоя зависят также от располагаемых ими ресурсов участия: свободного времени, денег и других материальных резервов, образования, информации, знаний и умения ими пользоваться, доступа к СМИ, членства в политической партии или принадлежности к организации, в том числе религиозной, знакомств и родства и др.
Политическое поведение, в том числе политическое участие, формы, интенсивность и направленность этого участия зависят не только от политико-государственных институтов и норм, но и от заинтересованности или незаинтересованности гражданина в участии, от его ценностных ориентаций, от того, вовлечен ли он внутренне (т.е. психологически) в политический процесс, интересуется ли политикой вообще, а также более конкретно: внутренней или внешней, общенациональной, региональной или местной; обладает ли он чувством гражданского долга; идентифицирует ли себя с каким-либо из политических течений, политических партий, испытывает ли он доверие к политической системе или отчужден от нее. Важны не только названные политико-психологические свойства личности, но и ее психологический тип: авторитарный или демократический, конформистский или гражданственно- принципиальный, пассивный или активный. Особенно опасно состояние политико-психологического отчуждения, которое зачастую приводит к политической апатии или экстремизму. Это отчуждение выражается в чувствах политического бессилия — ощущении невозможности повлиять на политику, на государственные органы и на должностных лиц; бессмысленности политики, когда политические институты и процессы кажутся непонятными и непредсказуемыми: отсутствия политических норм, когда повеление граждан и деятельность политиков и управленцев кажутся произвольными и случайными и др.
История человечества показывает, что все сколь-нибудь крупные социально-политические сдвиги сопровождаются и вместе с тем вызываются стремлением ранее приниженных групп, слои и общностей получить доступ к политической власти, к участию в делах государства. Возникновение, становление и упадок многочисленных образований прошлого, причины жизнеспособности одних политико-государственных институтов и нежизнеспособности других, политическая стабильность и нестабильность, особенности развития отдельных политических систем современности, политические конфликты и революции получают дополнительное и существенное объяснение через рассмотрение политического участия.
Взятые в историческом аспекте идеи политического участия позволяют по новому взглянуть на некоторые стороны развития как самой политической мысли, так и на место человека в мире политики. Речь идет прежде всего об изменяющейся роли индивидов, социальных групп и общностей в политико-управленческих и властных процессах и идейно-теоретической интерпретации этой роли, о взаимовлиянии и расхождении между реальным участием и его осмыслением в различных культурах и политических системах.