Политическая символика

Неотъемлемой частью формирования, фиксации и воспроизводст­ва идентичности любой нации и государства как социокультурной и политической общности являются национально-государственные сим­волы и идеалы. Они выступают своеобразными связующими элемента­ми политической культуры. Символ представляет собой концентриро­ванное зримое выражение основной идеи явления или понятия, осно­ванное на его структурном сходстве с этими последними. Одной из форм символа является эмблема. Выдающийся российский философ А.Ф. Ло­сев относил к эмблемам и государственную символику. Частным видом эмблемы является герб, флаги другие атрибуты, воплощающие прежде всего идею национально-государственного единства и величия. Для того, чтобы постичь заложенную в символе идею, требуется активная работа ума воспринимающего субъекта. Символ одновременно являет­ся специфическим средством общения между людьми, может помогать им узнать их принадлежность к конкретной социальной общности, ус­воить пронизывающую эту общность центральную идею и т.д.

Символы можно изображать условно-графически (христианский крест, серп и молот, нацистская свастика и т.д.), человеческими или иными фигурами (Марианна во Франции, Джон Булл в Англии, дядя Сэм в США, медведь в России, страус в Австралии и т.д.). Такие симво­лы, как например, флаг страны или сигнальный свет имеют значение не сами по себе, а лишь в качестве средств выражения того, что имеет связь с обществом или действиями людей. Комплексные системы типа речи, письма или математических знаков — это тоже символы, поскольку и звуки и знаки обладают значимостью только для тех, кто умеет их «читать», расшифровывать их смысл.

На поведение людей зачастую гораздо более сильное влияние могут оказать не столько сами действия правительства, политических партий и деятелей, сколько господствующая в обществе система символики, ориентирующая людей на конкретный тип социальных отношений. Са­ми по себе символы, не связанные с реальной действительностью, с центральной идеей, господствующей в общественном сознании, не мо­гут правильно объяснить подлинные механизмы и мотивы, которые определяют и регулируют поведение отдельных индивидов и социаль­но-политических группировок. Зачастую разного рода символы созда­ются искусственно, на основе неполной, предвзятой трактовки тех или иных социальных и общественно-политических процессов и явлений. И тем не менее общий язык символики свидетельствует о единстве поли­тической культуры данного общества.

Как отмечал О.Шпенглер, единство всякой культуры зиждется на общем языке ее символики. Каждый народ создает и почитает собствен­ные национально-государственные символы. Они строятся на длитель­ной традиции, в которой важное место занимают разного рода знамена, флаги и гербы, другие символы и атрибуты государственно-политиче­ской самоидентификации. Часть символов формируется спонтанно в процессе жизнедеятельности всех или большинства членов националь­ного сообщества, а другая часть создается и целенаправленно внедряет­ся элитами. Со времени возникновения национального государства по­литические лидеры создавали и использовали национальные символы для обоснования проводимого ими политического курса. Министр ино­странных дел Франции Ламартин говорил в 1848 году: «Если вы отни­мете у меня трехцветный флаг... то отнимите у меня половину мощи Франции, как здесь в стране, так и за границей». То же самое можно сказать применительно к большинству государств современного мира.

Одно из центральных мест среди символов занимают националь­ные гимны, которые представляют собой официальные патриотические символы, или, как пишет К.Серулоу, «музыкальный эквивалент деви­за, герба или флага страны». Гимны, подобно другим национальным символам, становятся чем-то вроде «визитной карточки» нации. Они — современные тотемы, знаки, с помощью которых народы отличают себя друг от друга или подтверждают границы своей «идентичности».

Каждая страна имеет свой государственный или национальный флаг, олицетворяющий ее независимость, суверенитет и место в миро­вом сообществе. Показательно, что главы государств (президенты, мо­нархи), выступая на должность, произносят клятву верности при обя­зательном присутствии государственного флага. Какое бы то ни было оскорбление флага в большинстве стран рассматривается как уголовно наказуемое преступление. Флаг в сочетании с гимном и другими атри­бутами государственности во многих странах превратился в эмоцио­нальное воплощение нации. Не случайно, когда граждане одной страны хотят выразить свое недовольство и протест действиями другого госу­дарства, они прибегают к публичному сожжению флага этого государ­ства. Как правило, ни одна официальная церемония не обходится без государственного флага. Он водружается на зданиях резиденции главы государства и правительства. В дни официальных праздников государ­ственный флаг вывешивается на общественных зданиях. Государствен­ные флаги являются неизменным атрибутом при двусторонних или многосторонних переговорах между различными странами. Флаги перед символизируют страны, входящие эту международ­ную организацию.

 

Наряду с флагом та или иная страна в представлениях как ее граждан, так и иностранцев, отождествляется с ее гербом. Часто в каче­стве центрального элемента гербов выступают изображения растений и деревьев (например, у Ливана — кедр, Канады — кленовый лист и т.д.), животные (лев у Великобритании), птицы (орел у России, США, Гер­мании и т.д.). В последних двух случаях напрашивается аналогия с положением дел в мире животных и птиц: подобно тому как среди зверей царствует лев, а среди птиц — орел, в мире людей на вершине стоит король, император, царь.

Двуглавый орел — один из древнейших символов власти, верховен­ства и мудрости. Орлы в таком качестве встречаются уже в Древнем Египте. В VII веке до н.э. двуглавый орел символизировал объединение

Мидийского царства с Ассирией. Изображения орла встречаются на цилиндрических печатях Халдеи, датирующихся VI веком до н.э. В средние века золотой орел на красном поле стал одним из атрибутов Византийской империи. В XV веке черный орел на золотом фоне был гербом Священной Римской (Германской) империи. Центральное мес­то занимает изображение орла и в государственном гербе России.

Национально-государственные символы и идеалы более или менее тесно связаны между собой, они взаимодополняют и поддерживают друг друга. Идеал не существует сам по себе, а выражается с помощью какого-либо документа, произведения искусства, изречения и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: