Учебная дисциплина – Психология и педагогика

№ п/п Вопросы
1. Психология – это наука, изучающая: 1) закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности 2) социально-психологические проявления в больших и малых группах 3)психологические особенности процессов обучения и воспитания 4) психологические особенности трудовой деятельности человека
2. Свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать окружающий мир, образуя субъективный образ объективной действительности – это: 1) анализ 2) психика 3) коммуникация 4) темперамент 5) рефлекс
3. Психика человека включает: 1) психические уровни 2) психические качества 3) психические процессы 4) психические операции 5) психические элементы
4. Высшая форма психического отражения, присущая только человеку: 1) инстинкт 2) импринтинг 3) рефлекс 4) сознание 5) интеллект
5. Первая психологическая экспериментальная лаборатория была создана: 1) В.Вундтом 2) З.Фрейдом 3) А.Маслоу 4) Д.Уотсоном 5) Л.С.Выготским
6. Первый этап психологического исследования: 1) формулировка проблемы 2) проверка гипотезы исследования 3) проведение психокоррекционной работы 4) интерпретация полученных результатов 5) оказание психоконсультативной помощи
7. К основным методам психологического исследования относится: 1) тестирование 2) опрос 3) эксперимент 4) анкетирование 5) видеосъемка
8. Стандартизированный инструмент, предназначенный для изучения тех или иных особенностей психики и личности испытуемого: 1) анкета 2) тест 3) опросник 4) наблюдение 5) эксперимент
9. Достоинство метода наблюдения: 1) большая протяженность во времени 2) невмешательство психолога в процедуру исследования 3) субъективизм психолога 4) субъективизм испытуемого
10. Схема s-r (бихевиоризм) делает упор на то, что: 1) поведение человека определяется количеством психосексуальной энергии 2) поведением можно управлять и формировать желаемые реакции 3) в основе развития личности лежит стремление к самоактуализации 4) запретные влечения и побуждения влияют на поведение человека
11. Психическая структура личности, с точки зрения психоаналитиков (З.Фрейда), включает: 1) «Оно»- «Я»- «Сверх - Я» 2) «Я»- «Сверх - Я» 3) «Сверх - Я»- «Оно» 4) «Я»- «Мы» 5) «Я»- «Вы»- «Они»
12. Врачи, социальные работники, учителя, психологи-практики, юристы относятся к профессиям типа: 1) «человек-знаковые систмеы» 2) «человек-художественный образ» 3) «человек-техника» 4) «человек-человек»
13. Гуманистический подход в психологии: 1) изучает влияние бессознательного на поведение человека 2) направлен на расцвет потенциальных возможностей человека 3) основан на изучении приемлемых форм поведения 4) изучает измененные состояния сознания
14. Создатель нейропсихологии – 1) А.Н. Леонтьев 2) Л.С. Выготский 3) А.Р. Лурия 4) С.Л. Рубинштейн 5) Б.Г. Ананьев
15. Первую психологическую лабораторию в России в 1885 г. открыл: 1) И.П. Павлов 2) Л.С. Выготский 3) Н.Н. Ланге 4) С.Л. Рубинштейн 5) В.М. Бехтерев
16. Целенаправленная и сознательная активность человека, связанная с удовлетворением актуальных потребностей и интересов: 1) сознание 2) личность 3) деятельность 4) поведение 5) операция
17. Основной вид человеческой деятельности, целью которого является обмен информацией: 1) общение 2) деятельность 3) трудовая деятельность 4) изобразительная деятельность 5) спорт
18. Образ конечного результата деятельности: 1) потребность 2) мотив 3) цель 4) действие 5) операция
19. Внешний мотив учебной деятельности, не влияющий на качественную академическую успеваемость студента: 1) повышение своего общеобразовательного уровня 2) учеба ради материального вознаграждения 3) получение прочных профессиональных знаний 4)процесс учения как возможность стать хорошим специалистом
20. Фактор, влияющий на академическую успешность учащихся: 1) направленность на получение знаний 2) направленность на получение профессии 3) направленность на получение диплома 4) завышенная самооценка
21. Ведущий тип деятельности раннего юношеского возраста (по Д.Б. Эльконину): 1) предметная деятельность 2) учебная деятельность 3) учебно-профессиональная деятельность 4) трудовая деятельность 5) интимно-личностное общение
22. Вторая стадия психического отражения (концепция Леонтьева - Фабри): 1) рефлекторная психика 2) элементарная сенсорная психика 3) перцептивная психика 4) концептивная психика 5) сознание
23. Отрасль общей психологии, которая исследует состояние и роль психической сферы в возникновении болезней человека, течении, исходе и восстановлении: 1) медицинская психология 2) психофозиология 3) парапсихология 4) психология труда 5) педагогическая психология
24. Научным исследованием поведения и внутренних психических процессов, а также практическим применением полученных знаний занимается: 1) общая психология 2) педагогическая психология 3) социология 4) патопсихология 5) медицинская психология
25. Одна из основных современных зарубежных школ психологии, основателем которой является Дж. Уотсон: 1) структурализм 2) глубинная психология 3) бихевиоризм 4) гуманистическая психология 5) функционализм
26. Психический процесс, отвечающий за отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств: 1) восприятие 2) мышление 3) внимание 4) ощущение 5) воображение
27. Физиологическую основу ощущения составляет: 1) специализированный анатомофизиологический аппарат, который называется анализатором 2) ориентировочный рефлекс 3) образование новых комбинаций и сочетаний в уже имеющихся нервных связях коры головного мозга 4) процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе 5) ассоциация как временная нервная связь
28. Ощущения, возникающие от рецепторов находящихся в мышцах и сухожилиях, называются: 1) дуорецептивные 2) проприорецептивные 3) интерорецептивные 4) мелорецептивные 5) экстерорецептивные
29. Вкусовые ощущения относят (по И. Шеррингтону) к: 1) дистантным 2) экстерорецептивным и дистантным 3) контактным 4) экстерорецептивным и контактным 5) интерорецептивным
30. В систематической классификации (по И. Шеррингтону) к экстерорецептивным ощущениям относят: 1) органические ощущения, ощущения боли 2) ощущения равновесия, ощущения движения 3) зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые 4) осязательные, тактильные, органические ощущения
31. Снижение чувствительности под воздействием постоянно действующего раздражителя: 1) синестезия 2) абсолютный порог чувствительности 3) адаптация 4) интенсивность 5) контраст
32. Основные закономерности процесса ощущения: 1) адаптация, контраст, пороги чувствительности 2) устойчивость, объем, переключаемость 3) сублимация, регрессия, проекция 4) апперцепция, константность, осмысленность
33. Снижение чувствительности при воздействии сильного раздражителя: 1) адаптация 2) пороги чувствительности 3) сублимация 4) апперцепция 5) контраст
34. Психический процесс целостного отражения предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств: 1) ощущение 2) восприятие 3) память 4) мышление 5) речь
35. Свойство образа человеческого восприятия мира: 1) апперцепция 2) устойчивость 3) объем 4) распределяемость 5) переключаемость
36. Физиологическую основу восприятия составляет: 1) специализированный анатомофизиологический аппарат, который называется анализатором 2) ориентировочный рефлекс 3) образование новых комбинаций и сочетаний в уже имеющихся нервных связях коры головного мозга 4) процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе 5) ассоциация как временная нервная связь
37. Зависимость восприятия от психической жизни человека, от особенностей его личности и прошлого опыта: 1) апперцепция 2) избирательность 3) перцепция 4) осмысленность 5) переключаемость
38. Восприятие человека представляет собой: 1) субъективное отражение объективной действительности 2) чувственно-наглядное отражение расстояния 3) отчетливое различение очертаний и их границ 4) процесс психологического познания людьми друг друга в ситуации непосредственного общения
39. Восприятие и понимание поведения партнера по общению: 1) коммуникативная сторона общения 2) интерактивная сторона общения 3) манипулятивная сторона общения 4) перцептивная сторона общения 5) императивная сторона общения
40. Психический процесс сосредоточения сознания на одних объектах при отвлечении от других: 1) восприятие 2) воля 3) внимание 4) концентрация 5) устойчивость
41. К свойствам внимания относится: 1) целостность 2) переключаемость 3) адаптация 4) конгруэнтность 5) константность
42. Вид внимания, в основе которого лежит ориентировочный рефлекс: 1) произвольное 2) механическое 3) непроизвольное 4) кратковременное 5) послепроизвольное
43. Функция процесса внимания: 1) активизирует нужные и тормозит ненужные психофизиологические процессы в тот или иной момент 2) обобщает познание других людей 3) своевременно доводит до ЦНС информацию о состоянии внешней и внутренней среды 4) накапливает и сохраняет человеческий опыт
44. Устойчивость как свойство внимания: 1)измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно 2) степень сосредоточения сознания на объекте 3) умение одновременно выполнять несколько действий 4) длительность сосредоточения внимания на объекте 5) перенос внимания с одного объекта на другой
45. Невнимательность чаще всего бывает из-за: 1) низкого интеллекта 2) высокой коммуникативности 3) переутомления 4) низкой креативности
46. Функция памяти как познавательного психического процесса: 1) обрабатывает сигналы от внешней и внутренней среды 2) устанавливает связи и отношения между познаваемыми объектами 3) создает целостный образ предмета из окружающей среды 4) является условием научения, приобретения знаний и жизненного опыта
47. Физиологическую основу памяти составляет: 1) специализированный анатомофизиологический аппарат, который называется анализатором 2) ориентировочный рефлекс 3) образование новых комбинаций и сочетаний в уже имеющихся нервных связях коры головного мозга 4) процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе 5) ассоциация как временная нервная связь
48. Основные процессы памяти: 1) запоминание- сохранение –воспроизведение-забывание 2) запоминание- сохранение -воспроизведение 3) восприятие- сохранение -воспроизведение 4) воспроизведение - забывание
49. Закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее: 1) запоминание 2) сохранение 3) восприятие 4) воспроизведение 5) фиксация
50. По продолжительности сохранения информации выделяют: 1) двигательную память 2) кратковременную память и долговременную память 3) произвольную и непроизвольную память 4) эмоциональную память 5) словесно-логическую память
51. Запоминание, как процесс закрепления новой информации, бывает: 1) механическим и смысловым 2) активным и пассивным 3) экстерорецептивным и проприорецептивным 4) стандартизированным и творческим
52. Воспроизведение, как актуализация закрепленного ранее, может быть в форме: 1) усвоения 2) адаптации 3) узнавания и воспоминания 4) эмпатии и идентификации
53. Успех запоминания не зависит от следующего фактора: 1) правильной организации повторения материала 2) включенности материала в деятельность 3) смысловой организации материала 4) отсутствия стереотипов мышления
54. Один из критериев хорошей памяти у взрослого человека: 1) длительное запоминание 2) короткое сохранение 3) быстрое забывание 4) точное и своевременное воспроизведение
55. Сензитивным периодом для развития памяти является: 1) младший школьный возраст (7-12 лет) 2) дошкольный возраст (3-7 лет) 3) ранний возраст (1-3 лет) 4) младенческий возраст (1 год) 5) ранний юношеский возраст (16-19 лет)
56. Патологическое состояние психики, связанное с провалами в памяти, называется: 1) амнезией 2) синдромом 3) симптомокомплексом 4) дискензией
57. Психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности: 1) ощущение 2) мышление 3) восприятие 4) речь 5) память
58. Схема s-r (бихевиоризм) делает упор на то, что: 1) в формировании поведения стимул порождает реакцию 2) поведение человека определяется количеством психосексуальной энергии 3) поведением нельзя управлять 4) в основе развития личности лежит стремление к самоактуализации 5) запретные влечения и побуждения влияют на поведение человека
59. Основные моменты логического мышления, как высшего познавательного психического процесса: 1) осознание проблемной ситуации - выбор пути решения проблемы - исполнительные действия 2) борьба мотивов - выбор пути решения проблемы 3) выбор пути решения проблемы 4) исполнительные действия - анализ сделанных ошибок при решении
60. К индивидуальным особенностям мышления не относят: 1) длительность сохранения информации 2) самостоятельность мышления 3) гибкость мышления 4) быстроту мысли
61. К логическим операциям не относят: 1) анализ 2) синтез 3) апперцепцию 4) обобщение
62. К какому виду речи относится устная и письменная речь? 1) внутренняя 2) внешняя 3) диалогическая 4) монологическая
63. По генетической классификации мышление бывает: 1) наглядно-действенное; наглядно-образное; словесно-логическое 2) теоретическое и практическое 3) знаковое и предметное 4) интуитивное и логическое
64. К основным формам мышления не относится: 1) анализ 2) суждение 3) понятие 4) умозаключение
65. К функциям воображения не относится: 1) является основой наглядно-образного мышления и творчества 2) участвует в регуляции эмоциональных состояний человека 3) позволяет планировать деятельность и формировать внутренний план действий 4) помогает обрабатывать информацию и решать задачи
66. К видам воображения относят: 1) непроизвольное - произвольное 2) эмоциональное - неэмоциональное 3) смысловое - механическое 4) активное - пассивное
67. Физиологическую основу воображения составляет: 1) специализированный анатомофизиологический аппарат, который называется анализатором 2) ориентировочный рефлекс 3) образование новых комбинаций и сочетаний в уже имеющихся нервных связях коры головного мозга 4) процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе 5) ассоциация как временная нервная связь
68. К этапам творческого воображения не относится: 1) осознание проблемной ситуации 2) возникновение творческой идеи 3) «вынашивание» замысла 4) реализация замысла
69. К приемам создания образов воображения не относится: 1) сенсибилизация 2) гиперболизация 3) агглютинация 4) акцентирование
70. Ведущий тип деятельности раннего возраста (по Д.Б. Эльконину): 1) предметная деятельность 2) учебная деятельность 3) учебно-профессиональная деятельность 4) трудовая деятельность 5) интимно-личностное общение
71. Нарушение фонематического слуха, различение звукового состава слова наблюдается при: 1) сенсорной афазии 2) эфферентной афазии 3) динамической афазии 4) оптико-мнестической афазии
72. Развитие у школьников монологической и диалогической речи относится к целям формирования: 1) коммуникативной культуры 2) информационной культуры 3) рефлексивной культуры 4) интеллектуальной культуры
73. К психическим свойствам личности не относится: 1) способности 2) характер 3) эмоции 4) темперамент
74. Динамическая характеристика психической активности человека: 1) интеллект 2) характер 3) способности 4) задатки 5) темперамент
75. Конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, проявляющихся в общественных связях и отношениях: 1) индивид 2) личность 3) индивидуальность 4) самость 5) персона
76. К теориям происхождения темперамента относят: 1) эволюционную теорию Ч.Дарвина 2) культурологическую теорию Л.С. Выготского 3) информационную теорию П.В.Симонова 4) учение о типах высшей нервной деятельности И.П.Павлова
77. Согласно классификации и.п.павлова сангвиник: 1) сильный, уравновешенный, подвижный тип 2) слабый тип 3) неуравновешенный тип 4) сильный, уравновешенный, инертный тип
78. Для творческой деятельности в науке и искусстве болле пригодны люди: 1) холерического типа темперамента 2) сангвиники 3) флегматики 4) меланхолики
79. К какой структуре психики относится темперамент? 1) психические процессы 2) психические состояния 3) психические свойства 4) деятельность
80. Устойчивая предрасположенность к определенному поведению - это: 1) интеллект 2) характер 3) способности 4) задатки 5) темперамент
81. Непохожесть, своеобразие, отличие одного индивида от другого: 1) индивид 2) личность 3) индивидуальность 4) самость 5) персона
82. Согласно классификации И.П. Павлова холерик: 1) сильный, уравновешенный, подвижный тип 2) слабый тип 3) сильный,неуравновешенный тип 4) сильный, уравновешенный, инертный тип
83. Согласно классификации И.П. Павлова меланхолик: 1) сильный, уравновешенный, подвижный тип 2) слабый тип 3) неуравновешенный тип 4) сильный, уравновешенный, инертный тип
84. Акцентуация характера – это: 1) показатель психопатологии характера 2) типичное явление для всех взрослых людей 3) типичное явление для пожилого возраста 4) чрезмерная выраженность определенных черт характера
85. К психологической структуре личности (по К. Платонову) не относится следующая подструктура: 1) биологическая 2) генетическая 3) формы отражения 4) социальный опыт 5) направленности
86. В подструктуру «направленности» личности (по К. Платонову) не входит: 1) убеждения 2) задатки 3) интересы 4) ценностные ориентации
87. Чрезмерная выраженность отдельных черт характера называется: 1) акцентуацией характера 2) психопатией 3) деформацией характера 4) интроверсией 5) экстраверсией
88. К отличительным чертам при демонстративном типе акцентуации характера не относится (К. Леонгард): 1) артистизм 2) лидерские качества 3) стремление к порядку 4) демонстративность поведения
89. Совокупность устойчивых индивидуально - психологических свойств личности складывающаяся в деятельности и общении и проявляющаяся в поведении: 1) темперамент 2) характер 3) способности 4) чувства 5) воля
90. Какого возрастного кризиса не существует по классификации Д.Б.Эльконина? 1) кризис 1 года 2) кризис 3 лет 3) кризис 7 лет 4) подростковый кризис 5) кризис 20 лет
  К факторам психического развития ребенка не относится: 1) генетическая наследственность 2) возрастные психологические кризисы 3) социальная среда 4) активность самого субъекта
  Основателем возрастной психологии считается: 1) Зигмунд Фрейд 2) Вильгельм Прейер 3) Жан Пиаже 4) Л.С. Выготский 5) Д.Б.Эльконин
  Предмет возрастной психологии: 1) закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности 2) социально-психологические проявления в больших и малых группах 3) раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе 4) психологические особенности процессов обучения и воспитания
  Ведущим типом деятельности младенческого возраста по Д.Б. Эльконину: 1) сюжетно-ролевая игра 2) учебная деятельность 3) непосредственно-эмоциональное общение 4) предметно-манипулятивная деятельность 5) интимно-личностное общение
  Основное новообразование младенческого возраста, ведущее к кризису 1 года: 1) акт ходьбы 2) комплекс оживления 3) слуховое и зрительное сосредоточение 4) акт хватания
  К симптомам кризиса 3 лет не относится: 1) эгоцентризм 2) негативизм 3) потеря непосредственности 4) упрямство
  Своеобразной психотерапией для ребенка дошкольного возраста служит: 1) изобразительная деятельность 2) восприятие сказок 3) сюжетно-ролевая игра 4) общение
  Ведущая социальная система развития младшего школьника: 1) «ребенок-родитель» 2) «ребенок-сверстники» 3) «ребенок-учитель» 4) «ребенок-взрослый»
99. Деятельность, непосредствнно направленная на усвоение науки и культуры, накопленные человечеством: 1) предметная деятельность 2) учебная деятельность 3) сюжетно-ролевая игра 4) интимно-личностное общение 5) непосредственно-эмоциональное общение
100. К этапам личностного самоопределения не относится этап: 1) размытой идентичности 2) преждевременной идентичности 3) рефлексии 4) зрелой идентичности 5) моратория
101. К нарушениям эмоциональной сферы личности ребенка не относят: 1) неврозы 2) страхи 3) агрессивность 4) рассеянность
102. Неспецифический ответ организма на любое предъявляенное ему требование, который помогает приспособиться к возникшей трудности: 1) тревога 2) фрустрация 3) депрессия 4) конфликт 5) стресс
103. Переживание, вызванное невозможностью достичь желаемого результата, когда на пути удовлетворения потребности возникает препятствие: 1) тревога 2) фрустрация 3) депрессия 4) конфликт 5) стресс
104. К стадиям стресса (общего адаптивного синдрома по г. селье) не относится: 1) стадия тревоги 2) стадия истощения 3) стадия моратория 4) стадия сопротивления
105. Основоположник учения о стрессе, как общем адаптивном синдроме: 1) З.Фрейд 2) Г.Селье 3) Ж.Пиаже 4) Л.С.Выготский 5) И.П.Павлов
106. К психологическим стрессорам относится: 1) заниженная самооценка 2) повышенная температура 3) интоксикация организма 4) физическая перегрузка
107. К эффективным приемам профилактики стресса не относится: 1) общение с близким человеком 2) хобби 3) замкнутость 4) интенсивная мышечная нагрузка
108. Для психического состояния аффекта не характерно: 1) двигательная активность 2) резко выраженная экспрессия 3) ограничение произвольной регуляции поведения 4) душевное спокойствие
109. Непосредственное пристрастное переживание ситуации: 1) аффект 2) чувства 3) собственно эмоции 4) настроение 5) стресс
110. Кратковременное, бурное эмоциональное переживание, сопровождающееся ярко выраженной двигательной активностью: 1) настроение 2) собственно эмоции 3) чувства 4) аффект 5) кризис
111. К теориям происхождения эмоций не относят: 1) теорию Вундта 2) информационную теорию П.В. Симонова 3) гуморальную теорию Гиппократа 4) теорию Джеймса-Ланге
112. К основным механизмам психологической защиты (по З. Фрейду): 1) вытеснение 2) соматизация 3) регрессия 4) реминисценция 5)проекция
113. Перемещение неприемлемых мыслей, переживаний, воспоминаний в сферу бессознательного: 1) вытеснение 2) соматизация 3) регрессия 4) сублимация 5) проекция
114. Преуменьшение значимости недоступного объекта или преувеличение значимости имеющегося – это механизм психологической защиты, который называется: 1) идентификация с агрессором 2) рационализация 3) отрицание 4) замещение 5) проекция
  К основным признакам механизмов психологической защиты не отнсится: 1) импульсивность 2) сознательный контроль 3) отсутствие осознания субъектом защитных форм поведения 4) искажение реальности
116. К высшим человеческим чувствам не относят: 1) нравственные 2) органические 3) интеллектуальные 4) эстетические
117. Психические состояния, которые служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему миру - это: 1) эмоции и чувства 2) характер и темперамент 3) ощущение и восприятие 4) задатки и способности
118. Самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека: 1) настроение 2) собственно эмоции 3) чувства 4) аффект 5) стресс
119. Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная у живых существ форма эмоциональных переживаний: 1) стыд 2) радость 3) удовольствие 4) грусть 5) гнев
120. Сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий: 1) поведение 2) контроль 3) внимание 4) воля 5) рефлекс
121. В основе формирования стиля здоровой жизни не лежит следующая мотивация: 1) самосохранение 2) счастье 3) возможность самосовершенствования 4) конформизм
  Важнейшее условие здорового образа жизни: 1) соблюдение режима труда и отдыха 2) удовлетворенность работой 3) высокая медицинская активность 4) экономическая независимость 5) физическая и двигательная активность
  Субъективное отношение к заболеванию называется: 1) ипохондрией 2) внутренней картиной болезни 3) эгоцентризмом 4) рефлексией
  Синдром эмоционального выгорания-это следствие: 1) критики со стороны старших 2) чрезмерной впечатлительности 3) неуверенности в себе и повышенной ответственности 4) профессиональной некомпетентности
  В структуре внутренней картины болезни отсутствует следующий уровень: 1) чувственный (сенситивный) 2) личностный 3) эмоциональный 4) интеллектуальный
  Адекватное отношение к болезни в практике отличается тем, что: 1) пациент стремиться извлечь выгоду из болезни 2) пациент осознает свое заболевание 3) пациент игнорирует лечебные и оздоровительные рекомендации 4) пациент проявляет активное партнерское участие в обсуждении своего заболевания
  Сторона общения, которая отвечает за обмен информацией между собеседниками: 1) перцепция 2) интеракция 3) императив 4) монолог 5) коммуникация
  К основным формам межличностного общения не относится: 1) монолог 2) диалог 3) императив 4) манипуляция
  К приемлемым путям разрешения конфликтной ситуации не относится: 1) снятие инцидента 2) договор о сотрудничестве 3) физическое разведение сторон 4) спор
  К отличительным признакам малой группы не относится: 1) немногочисленная по составу 2) члены объединены общей целью 3) члены находятся в непосредственном общении 4) нет эмоциональных отношений
  В групповой структуре власти выделяют следующие формы: 1) директор и подчиненные 2) руководитель и менеджер 3) лидер и руководитель 4) декан и методист
  Процесс формирования личности в определенных социальных условиях и социальных группах: 1) информатизация 2) развитие 3) обучение 4) социализация 5) воспитание
  К функциям общения не относится: 1) личностно формирующая 2) экспрессивная 3) развлекательная 4) коммуникативная
  Не выделяют следующий вид общения: 1) конкретное 2) деловое 3) примитивное 4) светское
  Специфика делового общения не обусловлена тем, что оно: 1) возникает на основе определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта 2) характеризуется беспредметностью 3) стороны общения выступают в официальных статусах 4) общение здесь не является самоцелью, а лишь средством для достижения каких-либо других целей
  Эмпатия-это: 1) умение наблюдать 2) способность ориентироваться в обстановке 3) умение не только понимать, но и сочувствовать 4) умение создать атмосферу эмоционального притяжения
  Стиль общения, позволяющий обоим участникам чувствовать себя личностью: 1) либеральный 2) индивидуальный 3) демократический 4) авторитарный
  Столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в межличностных взаимодействиях индивидов или групп, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями: 1) конфликт 2) спор 3) диспут 4) полемика
  К стилям поведения в конфликте не относится: 1) соперничество 2) сотрудничество 3) компромисс 4) ирония
  Готовность социального работника к своей профессиональной деятельности зависит от: 1) глубоких профессиональных знаний и умений 2) системы мотивов и отношения к выбранной специальности 3) уровня конформизма 4) умения быть гибким в общении
  Исходя из конституциональной типологии Э. Кречмера, выделяют следующие типы телосложения: 1) астеник, пикник, атлетик 2) ребенок, родитель, взрослый 3) невротик, истерик 4) циклоид, шизоид
  Сознательно регулируемое сосредоточеие на объекте-это: 1) послепроизвольное внимание 2) непроизвольное внимание 3) произвольное внимание 4) восприятие
  Сторона общения, которая отвечает за восприятие и понимание чувств и поведения друг друга партнерами в процессе общения: 1) перцепция 2) интеракция 3) императив 4) монолог 5) коммуникация
  Сторона общения, которая отвечает за организацию совместной деятельности: 1) перцепция 2) интеракция 3) императив 4) монолог 5) коммуникация
  В соответствии с основными объектами исследования современная социальная психология включает такой раздел как: 1) политическая психология 2) психология группы 3) психология религии 4) экспериментальная социальная психология
  Совокупность связей между членами группы, характеризуемых процессами приема и передачи информации, циркулирующей в группе, представляют собой ____________ структуру группы: 1) социометрическую 2) ролевую 3) коммуникативную 4) властную
  Эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства, не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака, называется: 1) удивлением 2) стыдом 3) отвращением 4) презрением 5) страхом
  Первым этапом собственно психологического исследования является: 1) построение плана 2) формулировка гипотезы 3) постановка проблемы 4) анализ данных 5) интерпретация полученных данных
  Психология – это наука, изучающая: 1) социально-психологические проявления в больших и малых группах 2) психологические особенности трудовой деятельности человека 3) мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком 4) психологические особенности процессов обучения и воспитания
  Свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать окружающий мир, образуя субъективный образ объективной действительности – это: 1) анализ 2) темперамент 3) коммуникация 4) психика 5) рефлекс
  Психика человека не включает следующее явление: 1) психические свойства 2) психические уровни 3) психические процессы 4) психические состояния
  Высшая форма психического отражения, присущая только человеку: 1) сознание 2) импринтинг 3) рефлекс 4) инстинкт 5) интеллект
  Первая психологическая лаборатория была создана: 1) Л.С. Выготским 2) З.Фрейдом 3) В.Франклом 4) Д.Уотсоном 5) В.Вундтом
  Психологическое исследование не предполагает следующий этап: 1) формулировку проблемы 2) проверку гипотезы исследования 3) проведение психокоррекционной работы 4) интерпретацию полученных результатов
  К основным методам психологического исследования не относится: 1) наблюдение 2) опрос 3) эксперимент 4) беседа
  Стандартизированный инструмент, предназначенный для изучения тех или иных особенностей психики и личности испытуемого: 1) анкета 2) вопросник 3) опросник 4) тест 5) эксперимент
  Достоинство метода наблюдения: 1) естественность поведения испытуемых 2) субъективизм испытуемого 3) субъективизм психолога 4) большая протяженность во времени
  Схема s-r (бихевиоризм) делает упор на то, что: 1) в формировании поведения стимул порождает реакцию 2) запретные влечения и побуждения влияют на поведение человека 3) поведение человека определяется количеством психосексуальной энергии 4) в основе развития личности лежит стремление к самоактуализации
  Психическая структура личности, с точки зрения глубинной психологии, не включает: 1) «Оно» 2) «Я» 3) «Мы» 4) «Сверх - Я»
  Медицинские работники, учителя, психологи-практики относятся к профессиям типа: 1) «человек-знаковые систмеы» 2) «человек-человек» 3) «человек-техника» 4) «человек-художественный образ»
  Гуманистический подход в психологии: 1) изучает измененные состояния сознания 2) изучает влияние бессознательного на поведение человека 3) основан на изучении приемлемых форм поведения 4) утверждает уникальность и неповторимость каждой личности
  Создателем нейропсихологии считается: 1) А.Р. Лурия 2)Л.С. Выготский 3) А.Н. Леонтьев 4) Л. Рубинштейн 5) Г.Ананьев
  Первую психологическую лабораторию в россии в 1885 г. открыл: 1)И.П. Павлов 2)Л.С. Выготский 3) В.М. Бехтерев 4)С.Л. Рубинштейн 5) Н.Н. Ланге
  Целенаправленная и сознательная активность человека, связанная с удовлетворением актуальных потребностей и интересов: 1) сознание 2) личность 3) поведение 4) деятельность 5) операция
  К основным видам человеческой деятельности не относится: 1) общение 2) учение 3) труд 4) изобразительная деятельность
  Образ конечного результата деятельности -это: 1) потребность 2) мотив 3) действие 4) цель 5) операция
  К внутренним мотивам учебной деятельности, влияющим на качественную академическую успеваемость студента, не относится: 1) повышение своего общеобразовательного уровня 2) желание стать хорошим специалистом 3) получение прочных профессиональных знаний 4) учеба ради лидерства и престижа
  К факторам, влияющим на академическую успешность учащихся, не относится: 1) высокий уровень интеллектуального развития 2) направленность на получение диплома 3) творческие способности 4) направленность на получение знаний
  Ведущий тип деятельности раннего юношеского возраста (по Д.Б. Эльконину): 1) предметная деятельность 2) учебная деятельность 3) интимно-личностное общение 4) трудовая деятельность 5) учебно-профессиональная деятельность
  К стадиям психического отражения (концепция Леонтьева - Фабри) не относится: 1) стадия элементарной сенсорной психики 2) стадия рефлекторной психики 3) стадия перцептивной психики 4) сознание
  Отрасль общей психологии, которая исследует состояние и роль психической сферы в возникновении болезней человека, течения, исхода и восстановления: 1) психофизиология 2) парапсихология 3) психология труда 4) педагогическая психология 5) медицинская психология
  Научным исследованием поведения и внутренних психических процессов, а также практическим применением полученных знаний занимается: 1) патопсихология 2) педагогическая психология 3) социология 4) общая психология 5) медицинская психология
  К основным современным зарубежным научным школам психологии не относится: 1) структурализм 2) глубинная психология 3) бихевиоризм 4) гуманистическая психология
  Психический процесс, отвечающий за отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств: 1) ощущение 2) мышление 3) внимание 4) восприятие 5) воображение
  Физиологическую основу ощущения составляет: 1) образование новых комбинаций и сочетаний в уже имеющихся нервных связях коры головного мозга 2) ориентировочный рефлекс 3) специализированный анатомофизиологический аппарат, который называется анализатором 4) процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе 5) ассоциация как временная нервная связь
  К видам ощущений по месту расположения рецепторов не относится: 1) экстерорецептивные 2) проприорецептивные 3) интерорецептивные 4) мелорецептивные
  Слуховые ощущения относят к: 1) дистантным 2) контактным 3) экстерорецептивным и дистантным 4) экстерорецептивным и контактным 5) интерорецептивным
  В систематической классификации (по И. Шеррингтону) к проприорецептивным ощущениям относят: 1) органические ощущения, ощущения боли 2) зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые 3) ощущения равновесия, ощущения движения 4) осязательные, тактильные, органические ощущения
  Снижение чувствительности под воздействием постоянно действующего раздражителя: 1) синестезия 2) абсолютный порог чувствительности 3) интенсивность 4) адаптация 5) контраст
  К основным закономерностям процесса ощущения не относится: 1) адаптация 2) апперцепция 3) контраст 4) абсолютный порог чувствительности
  Снижение чувствительности при воздействии сильного раздражителя и повышение - при воздействии слабого раздражителя: 1) контраст 2) пороги чувствительности 3) сублимация 4) апперцепция 5) адаптация
  Психический процесс целостного отражения предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств: 1) ощущение 2) речь 3) память 4) мышление 5) восприятие
  К свойствам образа человеческого восприятия мира не относится: 1) предметность 2) избирательность 3) объем 4) константность
  Физиологическую основу восприятия составляет: 1) специализированный анатомофизиологический аппарат, который называется анализатором 2) процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе 3) образование новых комбинаций и сочетаний в уже имеющихся нервных связях коры головного мозга 4) ориентировочный рефлекс 5) ассоциация как временная нервная связь
  Зависимость восприятия от психической жизни человека, от особенностей его личности и прошлого опыта: 1) рефлексия 2) избирательность 3) апперцепция 4) осмысленность 5) переключаемость
  Восприятие человека человеком в представляет собой: 1) процесс психологического познания людьми друг друга в ситуации непосредственного общения 2) чувственно-наглядное отражение расстояния 3) отчетливое различение очертаний и их границ 4) субъективное отражение объективной действительности
  Восприятие и понимание поведения партнера по общению: 1) коммуникативная сторона общения 2) перцептивная сторона общения 3) манипулятивная сторона общения 4) интерактивная сторона общения 5) императивная сторона общения
  Психический процесс сосредоточения сознания на одних объектах при отвлечении от других называют: 1) восприятие 2) воля 3) внимание 4) концентрация 5) устойчивость
  К свойствам внимания не относится: 1) переключаемость 2) целостность 3) устойчивость 4) избирательность
  Выделяют следующий вид внимания: 1) произвольное 2) механическое 3) логическое 4) кратковременное
  Функция процесса внимания: 1) обобщает познание других людей 2) накапливает и сохраняет человеческий опыт 3) своевременно доводит до ЦНС информацию о состоянии внешней и внутренней среды 4) способствует целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с потребностями
  Устойчивость как свойство внимания: 1)измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно 2) степень сосредоточения сознания на объекте 3) длительность сосредоточения внимания на объекте 4) умение одновременно выполнять несколько действий 5) перенос внимания с одного объекта на другой
  Невнимательность чаще всего не бывает из-за: 1) низкого интеллекта 2) рассеянности 3) высокой интенсивности и трудной переключаемости внимания 4) переутомления низкой
  Одна из функций памяти как познавательного психического процесса: 1) обрабатывает сигналы от внешней и внутренней среды 2) обеспечивает целостность и развитие личности 3) создает целостный образ предмета из окружающей среды 4) устанавливает связи и отношения между познаваемыми объектами
  Физиологическую основу памяти составляет: 1) специализированный анатомофизиологический аппарат, который называется анализатором 2) ассоциация как временная нервная связь 3) образование новых комбинаций и сочетаний в уже имеющихся нервных связях коры головного мозга 4) процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе 5) ориентировочный рефлекс
  К основным процессам памяти не относится: 1) запоминание 2) амнезия 3) сохранение 4) воспроизведение
  Закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее: 1) усвоение 2) сохранение 3) запоминание 4) воспроизведение 5) фиксация
  По продолжительности сохранения информации выделяют: 1) двигательную память 2) кратковременную память 3) словесно-логическую память 4) произвольную память 5)механическую память
  Запоминание, как процесс закрепления новой информации, бывает: 1) стандартизированным и творческим 2) активным и пассивным 3) экстерорецептивным и проприорецептивным 4) произвольным и непроизвольным
  Воспроизведение, как актуализация закрепленного ранее, не может быть в форме: 1) воспоминания 2) адаптации 3) узнавания 4) реминисценции
  Успех запоминания не зависит от следующих факторов: 1) правильной организации повторения материала 2) включеннности материала в деятельность 3) отсутствия стереотипов мышления 4) смысловой организации материала
  К критериям хорошей памяти у взрослого человека не относится: 1) быстрое запоминание 2) длительное запоминание 3) длительное сохранение 4) точное и своевременное воспроизведение
  Сензитивным периодом для развития восприятия является: 1) младенческий возраст (1 год) 2) ранний возраст (1-3 лет) 3) дошкольный возраст (3-7 лет) 4) младший школьный возраст (7-12 лет) 5) ранний юношеский возраст (16-19 лет)
  Патологическое состояние психики, связанное с провалами в памяти, называется: 1) амнезией 2) синдромом 3) симптомокомплексом 4) дискензией
  Психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности: 1) ощущение 2) восприятие 3) память 4) речь 5) мышление
  Болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате которого резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми -это: 1)акцентуация характера 2) психопатия 3) невроз 4)психосоциотип
  К основным моментам логического мышления, как высшего познавательного психического процесса, не относится: 1) борьба мотивов и выбор 2) осознание проблемной ситуации 3) выбор пути решения проблемы 4) исполнительные действия
  К индивидуальным особенностям мышления не относят: 1) длительность сохранения информации 2) гибкость мышления 3) быстроту мысли 4) самостоятельность мышления
  К логическим операциям не относится: 1) сравнение 2) синтез 3) эмпатия 4) обобщение
210. К какому виду речи относится устная и письменная речь? 1) внешняя 2) внутренняя 3) диалогическая 4) монологическая
211. По генетической классификации мышление не бывает: 1) наглядно-действенное 2) наглядно-образное 3) творческое 4) словесно-логическое
  К основным формам мышления не относится: 1) сравнение 2) понятие 3) суждение 4) умозаключение
213. Функцией воображения не является: 1) помогает обрабатывать информацию и решать задачи 2) участвует в регуляции эмоциональных состояний человека 3) позволяет планировать деятельность и формировать внутренний план действий 4) является основой наглядно-образного мышления и творчества
214. К видам воображения относят: 1) непроизвольное - произвольное 2) эмоциональное - неэмоциональное 3) творческое - репродуктивное 4) смысловое - механическое
215. Физиологическую основу воображения составляет: 1) специализированный анатомофизиологический аппарат, который называется анализатором 2) образование новых комбинаций и сочетаний в уже имеющихся нервных связях коры головного мозга 3) ориентировочный рефлекс 4) процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе 5) ассоциация как временная нервная связь
216. Не является этапом творческого воображения: 1) выбор тактики и стратегии решения проблемы 2) возникновение творческой идеи 3) «вынашивание» замысла 4) реализация замысла
217. К приемам создания образов воображения не относится: 1) гиперболизация 2) реминисценция 3) агглютинация 4) акцентирование
218. Идеомоторный акт – эффект, связанный с: 1) параметрами лекарственного свойства 2) факторами неожиданности 3) наркотической зависимостью 4) психологической установкой
219. Нарушение фонематического слуха, различение звукового состава слова наблюдается при: 1) динамической афазии 2) эфферентной афазии 3) сенсорной афазии 4) оптико-мнестической афазии
220. Развитие у школьников монологической и диалогической речи относится к целям формирования: 1) интеллектуальной культуры 2) информационной культуры 3) рефлексивной культуры 4) коммуникативной культуры
221. К психическим свойствам личности не относится: 1) темперамент 2) характер 3) интеллект 4) способности
222. Динамическая характеристика психической активности человека: 1) характер 2) темперамент 3) способности 4) задатки 5) интеллект
223. Конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, проявляющихся в общественных связях и отношениях: 1) индивид 2) самость 3) индивидуальность 4) личность 5) персона
224. К теориям происхождения темперамента не относят: 1) эволюционную теорию Ч.Дарвина 2) гуморальную теорию Гиппократа 3) конституциональную теорию Кречмера 4) учение о типах высшей нервной деятельности И.П.Павлова
225. Согласно классификации И.П.Павлова холерик: 1) сильный, неуравновешенный тип 2) слабый, уравновешенный тип 3) слабый, неуравновешенный тип 4) инертный тип 5) подвижный тип
226. Для творческой деятельности в науке и искусстве болле пригодны люди: 1) холерического типа темперамента 2) меланхолики 3) флегматики 4) сангвиники
227. К какой структуре психики относится темперамент? 1) психические процессы 2) психические состояния 3) психические свойства 4) психические модели
228. Устойчивая предрасположенность к определенному поведению - это: 1) характер 2) интеллект 3) способности 4) задатки 5) темперамент
229. Непохожесть, своеобразие, отличие одного индивида от другого: 1) индивид 2) личность 3) персона 4) самость 5) индивидуальность
230. Согласно классификации И.П. Павлова сангвиник: 1) сильный, неуравновешенный тип 2) слабый, уравновешенный тип 3) слабый, неуравновешенный тип 4) сильный, уравновешенный, инертный тип 5)сильный, уравновешенный, подвижный тип
231. Согласно классификации И.П. Павлова меланхолик: 1) сильный тип 2) инертный тип 3) уравновешенный тип 4) неуравновешенный тип 5) слабый тип
232. Акцентуация характера – это не: 1) типичное явление для всех взрослых людей 2) крайний вариант нормы психики 3) типичное явление для подросткового возраста 4) чрезмерная выраженность определенных черт характера
233. В психологической структуре личности (по К. Платонову) не выделяют следующую подструктуру: 1) биологическую 2) направленности 3)социального опыта 4) вербальную
234. В подструктуру «направленности» личности по к. платонову не входит: 1) характер 2) жизненный опыт 3) интересы 4) убеждения 5) ценностные ориентации
235. Чрезмерная выраженность отдельных черт характера называется: 1) деформацией характера 2) психопатией 3) акцентуацией характера 4) интроверсией 5) экстраверсией
236. Отличительной чертой при демонстративном типе акцентуации характера (К. Леонгард) не является: 1) артистизм 2) лидерские качества 3) тревожность 4) склонность к фантазерству 5)стремление быть в центре внимания
237. Совокупность устойчивых индивидуально - психологических свойств личности складывающаяся в деятельности и общении и проявляющаяся в поведении: 1) темперамент 2) характер 3) способности 4) задатки 5) одаренности
238. Исходя из конституциональной типологии Э. Кречмера, не выделяют следующий тип телосложения: 1) атлетик 2) пикник 3) ипохондрик 4) астеник
239. Какого возрастного кризиса не существует? 1) кризис новорожденности 2) подростковый кризис 3) кризис 7 лет 4) кризис 1 года 5) кризис 18 лет
240. К факторам психического развития ребенка не относится: 1) генетическая наследственность 2) активность самого субъекта 3) социальная среда 4) возрастной кризис
241. Основателем детской психологии считается: 1) Зигмунд Фрейд 2) Жан Пиаже 3) Вильгельм Прейер 4) Л.С. Выготский 5) Д.Б.Эльконин
242. Предмет возрастной психологии: 1) закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности 2) социально-психологические проявления в больших и малых группах 3) психологические особенности процессов обучения и воспитания 4) установление возрастных периодов психического развития, выявление причин перехода от одного периода к другому
243. Ведущим типом деятельности младенческого возраста по Д.Б. Эльконину: 1) сюжетно-ролевая игра 2) непосредственно-эмоциональное общение 3) учебная деятельность 4) предметно-манипулятивная деятельность 5) интимно-личностное общение
244. Основные новообразования раннего возраста, ведущие к кризису 3 лет: 1) личные желания 2) комплекс оживления 3) акт хватания 4) появление первого слова 5) слуховое и зрительное сосредоточение
245. Симптомы кризиса 7 лет: 1) потеря непосредственности 2) «горькой конфеты» 3) эгоцентризм 4) манерничание
246. Своеобразной психотерапией для ребенка дошкольного возраста служит: 1) восприятие сказок 2) изобразительная деятельность 3) сюжетно-ролевая игра 4) общение
247. Ведущая социальная система развития младшего школьника: 1) «ребенок-родитель» 2) «ребенок-сверстники» 3) «ребенок-взрослый» 4) «ребенок-учитель»
248. Деятельность, непосредствнно направленная на усвоение науки и культуры, накопленные человечеством: 1) предметная деятельность 2) сюжетно-ролевая игра 3) учебная деятельность 4) интимно-личностное общение 5) непосредственно-эмоциональное общение
249. Не является этапом личностного самоопределения: 1) размытой идентификации 2) преждевременной идентификации 3) зрелой идентификации 4) юношеского максимализма
250. К нарушениям эмоциональной сферы личности ребенка не относят: 1) неврозы 2) страхи 3) рассеянность 4) агрессивность
251. Неспецифический ответ организма на любое предъявляенное ему требование, который помогает приспособиться к возникшей трудности: 1) тревога 2) фрустрация 3) депрессия 4) стресс 5) конфликт
252. Переживание, вызванное невозможностью достичь желаемого результата, когда на пути удовлетворения потребности возникает препятствие: 1) фрустрация 2) тревога 3) депрессия 4) конфликт 5) стресс
253. Не является стадией стресса (общего адаптивного синдрома по г. Селье): 1) стадия тревоги 2) стадия истощения 3) стадия сопротивления 4) стадия моратория
254. Основоположник учения о стрессе, как общем адаптивном синдроме: 1) З.Фрейд 2) Л.С.Выготский 3) Ж.Пиаже 4) Г.Селье 5) И.П.Павлов
255. К психологическим стрессорам не относится: 1) межличностные конфликты 2) физическая перегрузка 3) повышенная температура 4) интоксикация организма
256. Неэффективный прием профилактики стресса: 1) активизация чувства юмора 2) интенсивная мышечная нагрузка 3) аутогенная тренировка 4) сон 5) уныние
257. Для психического состояния аффекта не характерно: 1) двигательная активность 2) резко выраженная экспрессия 3) душевное спокойствие 4) ограничение произвольной регуляции поведения
258. Непосредственное пристрастное переживание ситуации: 1) аффект 2) чувства 3) настроение 4) собственно эмоции 5) стресс
259. Кратковременное, бурное, эмоциональное переживание, сопровождающееся ярко выраженной двигательной активностью: 1) аффект 2) собственно эмоции 3) чувства 4) настроение 5) кризис
260. К теориям происхождения эмоций не относят: 1) теория Ч.Дарвина 2) теорию П.К.Анохина 3) конституциональную теорию Кречмера 4) информационную теорию П.В. Симонова
261. Что не относится к основным механизмам психологической защиты (по З. Фрейду): 1) вытеснение 2) соматизация 3) истерия 4) регрессия 5)сублимация
262. Перемещение неприемлемых мыслей, переживаний, воспоминаний в сферу бессознательного: 1) сублимация 2) соматизация 3) регрессия 4) вытеснение 5) проекция
263. Преуменьшение значимости недоступного объекта или преувеличение значимости имеющегося – это механизм психологической защиты, который называется: 1) идентификация с агрессором 2) отрицание 3) рационализация 4) замещение 5) проекция
264. Какая характеристика не является основным признаком механизмов психоло

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow