Оценки и отметки в обучении

С вопросами проведения контроля тесно связана процедура оценки его результатов и выставление учащим­ся отметок. Напомним кратко основные положения дидак­тики в этой сфере.

Оценкой называют процесс сравнения знаний, уме­ний и навыков учащихся с эталонными, зафиксированны­ми в учебной программе. Оценка происходит в ходе про­цедуры контроля. Отметка - это условная количествен­ная мера оценки, обычно выраженная в баллах. В широ­ком обиходе часто оценки и отметки не разделяют.

Педа­гоги обычно ещё используют различные формальные и неформальные способы оценки тех или иных действий ученика, например, одобрительное замечание, похвала, восклицание или наоборот, укоризненное замечание, на­хмуренные брови, мимика, жесты, могут даже погрозить и пальцем нерадивому ученику. В то же время отметка все­гда выставляется в баллах.

В отечественной школе практически принята 4-х балльная шкала отметок, хотя по инерции её все ещё на­зывают 5-ти балльной. За рубежом широко применяются и другие шкалы отметок. Например, на Украине недавно ввели 12-ти балльную шкалу отметок. До революции в российской школе была 6-ти балльная шкала отметок - от нуля до пяти, после революции перешли к 5-ти балльной шкале, а в современной школе даже «двойка» перестала использоваться и шкала отметок фактически стала 3-х балльной.

В таком виде отметочная шкала вовсе не стиму­лирует надлежащим образом напряженный учебный труд - более того, ведет к «психологическому заражению», ко­гда большинство учеников видят, что учиться на «4» и «5» им недостижимо, а «3» и так поставят, хоть учи, хоть не учи. Эту «истину» школьники постигают очень рано, по­этому большинство перестают учиться вовсе.

Функции оценки:

- ориентация ученика об уровне его знаний и степени соответствия нормативу;

- информирование об успехах и неудачах в учебе;

- выражение общего суждения учителя об ученике;

- стимулирование активной учебной деятельности.

Проводя оценку действий ученика, мы воздействуем на его интеллектуальную и волевую сферы, формируем качества личности. Важным результатом оценивания явля­ется формирование того или иного уровня притязаний школьника. Успех или неуспех учебной деятельности оп­ределяется не столько самооценкой ребенка, сколько оценочным воздействием учителя, учеников в классе, ро­дителей. Всё это влияет на формирование уровня притяза­ний ребенка.

Способы оценки

Нормативный - исходя из требований образовательного стандарта и программных требований. Этим способом обычно пользуются ученые-дидакты, и только в последние годы он начинает применяться в школе. Сопоставительный - сопоставляя с действиями, знания­ми, умениями и навыками других учеников, т.е. в сравне­нии. Им чаще всего пользуются учителя и родители. Личностный - сравнивая с прошлыми действиями, зна­ниями, умениями и навыками этого же ученика в про­шлом. Этим способом в нашей школе почти не пользуются.

Исходя из требований современной гуманистической педагогики, учителю в текущей работе нужно использовать личностный способ оценивания. Такой способ позволяет контролировать продвижение каждого ученика в его раз­витии. Нормативный способ оценивания необходим для ориентирования учащихся в своих достижениях и показа эталонных образцов учебной работы.

Оценивание знаний является для дидактики сложной проблемой, тем более при изучении такого относительно нового для школы предмета, как информатика. При оце­нивании знаний необходимо иметь в виду, что оценка - это процедура измерения. Поэтому сначала требуется ре­шить, что подлежит измерению, затем выбрать инструмен­ты для этого измерения. Как отмечалось выше, наиболее адекватным инструментом для этого выступает тест. Но в подавляющем большинстве случаев оценка знаний произ­водится экспертным путем - учителем, который решает, насколько знания, умения и навыки ученика соответствуют требованиям программы и образовательного стандарта.

Критерии и нормы оценивания и выставления отме­ток являются предметом острых споров в теории и практи­ке школьного образования. Вопрос этот остается откры­тым, несмотря на определенный прогресс и наличие раз­работанных и утвержденных критериев оценки знаний учащихся общеобразовательных школ по информатике и другим учебным предметам.

При изучении информатики на базовом уровне кри­терии должны устанавливаться исходя из требований об­разовательного стандарта.

При изучении профильных курсов критериями долж­ны служить те, которые заложены в тестах Единого госу­дарственного экзамена (ЕГЭ) по информатике и ИКТ.

Интерес представляют критерии оценки выполнения учебного проекта и его публичной защиты:

- обоснованность актуальности темы проекта и пред­лагаемых решений;

- объем и полнота разработок, самостоятельность, за­конченность проекта;

- уровень творчества, проявление оригинальности при раскрытии темы;

- дизайн, стиль, соответствие стандартным требовани­ям, структура текста, качество схем, рисунков, ани­мации;

- проявление глубины и широты знаний по теме;

- качество доклада при защите проекта.

Нормы при выставлении отметок за устный опрос могут быть следующими:

«5» - за безупречный ответ, либо при наличии одной -двух мелких погрешностей;

«4» - при наличии в ответе 1-2 недочетов;

«3» - за 1-2 грубые ошибки, или многих недочетов и мелких погрешностей;

«2» - за незнание основного программного материа­ла.

Рассмотрим сущность понятий «грубая ошибка», «по­грешность», «недочет», «мелкая погрешность».

Грубой ошибкой считается полное искажение смысла понятий, определений, формулировки правил.

Погрешность - неточная формулировка понятия, правила, определения, которая свидетельствует о нечет­ком представлении их сущности.

Недочет - неправильное представление о предмете, но не влияющее в существенной степени на знание про­граммного материала.

Мелкая погрешность - случайная описка, оговорка, неточность, не искажающая смысла ответа или решения.

Более сложным является оценивание выполнения учащимися практических работ и заданий.

Психологические и педагогические требования к оценке знаний

Когда учителя оценивают работу учеников, то важ­ную, а иногда определяющую роль играет то, как они это делают. Очень часто при этом допускаются ошибки, кото­рые становятся источниками конфликтов. Это и выставле­ние завышенных или заниженных отметок, стремление избегать крайностей в оценках и т.п. Недопустимым явля­ется перенос личного отношения к ученику на оценивание его знаний - как говорит В.Ф. Шаталов, если учитель по­ставил в журнале по предмету двойку за поведение, то он должен уйти из школы.

Ученики по-разному воспринимают выставляемые отметки. Плохая отметка угнетает слабых учеников, сни­жает их настроение, учебные силы и мотивы, иногда ока­зывает даже парализующее действие. Двойка восприни­мается ими как наказание и вызывает негативные пережи­вания. Эти переживания начинаются в классе и продолжа­ются дома, приводя иногда к конфликтам в семье. В таких условиях школа для ребенка становится источником не­приятностей, отбивает охоту учиться, и он совсем опускает руки.

Самая распространенная в школе отметка «тройка» может стать для учеников источником совершенно разных переживаний. Если ученик имеет низкий уровень притяза­ний и является закоренелым «троечником», то для него полученная тройка приносит удовлетворение, сохраняет ему чувство полноценности, не мешает продолжать обу­чение и нормальное развитие, но, как правило, закрепляет безразличное отношение к учебе. Такие ученики ищут признания и уважения на стороне, сближаются с себе по­добными, занимаются учебой ровно на столько, сколько надо для спокойного существования.

Если тройка у ученика появляется эпизодически, то отношение к ней зависит от того, в каком направлении продвигается ученик - от неуспевающего в середняки или наоборот.

При высоком уровне притязаний у ученика, который учится на четыре и пять, получение тройки может вызвать острое чувство неполноценности за счёт ущемленного са­молюбия и задетого престижа. Такие отрицательные пе­реживания могут привести к срывам, нарушениям дисцип­лины.

Известен случай, когда хорошо учившийся мальчик из благо­получной семьи, получив неожиданно двойку на уроке, не пошел до­мой, а пошел в ближайший лес и построил там шалаш. Он боялся, что дома его будут ругать родители. И только голод вынудил при­дти к бабушке, где его нашли сотрудники милиции.

Получение четверки может восприниматься как сни­жение результатов, если она следует за пятеркой. А может стать обнадеживающей и окрыляющей, заявкой на после­дующие успехи в учебе, если она следует за тройкой.

Поэтому учителю очень важно аргументировать вы­ставляемые отметки таким образом, чтобы:

- учитывать возможные последствия для дальнейшей учебы ребенка и получения более высоких отметок;

- направлять детей к улучшению учебы, прилежности и совершенствованию их учебной деятельности;

- усиливать положительные учебные мотивы;

- закреплять веру учеников в свои силы и успехи в уче­бе.

Большинство оценок, выносимых учителями, являют­ся вербальными и не имеют строгих критериев, но всегда играют доминирующую роль в формировании способно­сти ученика к самооценке, ибо вербальная оценка всегда эмоционально окрашена и поэтому более доходчива.

Многие учителя считают, что ученики всегда соглас­ны с их оценками, поэтому не анализируют и не аргумен­тируют свои оценочные суждения, но из-за этого часто сталкиваются с неприятием их. Если учитель предоставля­ет ученику возможность отстаивать свое мнение, тактично его направляя, то этим он помогает ему формировать соб­ственную оценочную деятельность, способствует развитию высоких моральных качеств.

Развернутые содержательные оценки ответов, сопос­тавление успехов ученика с его старыми достижениями, эмоциональная поддержка в ходе ответа весьма положи­тельно влияют на обучение и личностное развитие детей, создают атмосферу психологического комфорта.

Самые отрицательные последствия имеют проценто­мания, использование учителем нотаций и угроз, недоб­рожелательная ирония, сравнение успеваемости и спо­собностей учеников, заведомо не равных в этом отноше­нии.

Правила выставления оценок и отметок:

- Контроль и оценка должны быть систематическими и охватывающими все важнейшие элементы знаний, умений и навыков.

- Оценка должна проводиться в сочетании личностного и нормативного способов. Применение контролирующих компьютерных программ не исключает оценки работы ученика со стороны учителя.

- Оценка и отметка должны быть гласными. Для чего можно применять ведомость открытого учета знаний (по В.Ф. Шаталову).

- Проводя контроль и оценку знаний, учитель должен стремиться к тому, чтобы его контроль постепенно за­менялся взаимо- и самоконтролем, самооценкой. Для этого следует обучать учащихся такой форме учебной работы, указывать способы контроля и оценивания.

- Давайте возможность ученикам неоднократно пере­сдавать задания с целью повышения оценки.

- Сочетайте разнообразные методы, формы и средства контроля, гибко меняйте тактику при выставлении от­меток.

Применение компьютерного тестирования позволяет выставлять более объективные отметки, а также дает уче­никам дополнительную возможность исправить отметку при повторном тестировании. Некоторые учащиеся, даже получив от компьютера отметку «пять» за 90% правильных ответов, делают повторные попытки добиться 100% вы­полнения задания.

Можно ли сравнивать детей между собой? Совре­менная педагогика и психология отмечают, что постоян­ный показ недостатков одних учеников и достоинств дру­гих, неблагоприятно сказывается на межличностных отно­шениях в классе и нравственном развитии каждого учени­ка. Лучше сравнивать отношение к учебе, добросовест­ность, старательность, ответственность, трудолюбие, а по­ощрять надо сотрудничество и взаимопомощь.

Что касается выставления отметок по информатике в начальных классах, то большинство педагогов склоняется к тому, что их не следует выставлять, по крайней мере, в первом полугодии. Лучше использовать развернутые вер­бальные оценки, применять игровые и соревновательные методы обучения, позволяющие самим ученикам опреде­лять свое место среди одноклассников. Более подробно об этом описано в разделе 4.

В заключение следует остановиться на таком момен­те, как использование отметок, которые выставляет учени­ку компьютерная контролирующая программа. Некоторая часть таких программ содержит блок оценивания, и после прохождения учеником процедуры контроля автоматиче­ски выставляет отметку. Причем, некоторые программы жёстко контролируют ещё и время на выполнение отдель­ных заданий и всей работы.

Учителю следует с осторожно­стью пользоваться отметкой, выставленной компьютером, так как её снижение может быть вызвано случайными ошибочными действиями ученика, воспринимающим ин­формацию с экрана компьютера. Сами учащиеся, как пра­вило, далеко не всегда считают объективной отметку, вы­ставляемую машиной, поэтому при любых сомнениях и возражениях со стороны ученика учителю следует деталь­но разобраться и вынести окончательное суждение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: