Библиотека в дошкольной образовательной организации

Приоритет книги в жизни человека очень высок. Процесс чтения книг является определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении личности. В настоящее время перед ДОО стоит задача приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению, формирования будущего читателя. Неоспоримую помощь в решении данных задач окажет создание библиотеки в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО). Среди основных целей создания библиотеки можно выделить:

· поддержание у детей активного и устойчивого интереса к книге;

· расширение кругозора;

· выявление детских литературных предпочтений с последующим выходом на продуктивную деятельность: детское сочинительство, иллюстрирование, устная речевая презентация детской книги, детское авторское индивидуальное и коллективное «речетворчество».

В каждом ДОО может быть создана своя библиотека с учетом имеющихся возможностей. Одним из ограничений может стать отсутствие отдельного помещения. Поэтому это могут несколько полок или книжных шкафов в уголке методического кабинета или зона библиотеки в группе – книжный уголок, в котором собраны разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей, периодические издания. В таком уголке не рекомендуется располагать методические пособия для педагогов, как это часто делается. Всю педагогическую литературу лучше размещать в методическом кабинете. В зоне библиотеки могут находиться куклы – сказочные персонажи, используемые в ходе непосредственно образовательной деятельности, и технический комплекс: телевизор, видеомагнитофон, магнитофон (музыкальный центр) или проигрыватель, диапроектор, проектор для слайдов, сами слайды, видео- и аудиокассеты, пластинки.

Особого подхода требует создание библиотеки в отдельном помещении ДОО, которое оснащается книжными стеллажами и каталожными ящиками, алфавитными и тематическими рубрикаторами. Хранение книг на открытых стеллажах в соответствии с тематикой существенно облегчит поиск нужной литературы. Порядок работы такой библиотеки регламентирует положение о библиотеке ДОО, разработанное старшим воспитателем и утвержденное приказом заведующего ДОО.

Несмотря на размещение библиотеки в отдельном помещении, сделать ее доступной для детей, и родителей (законных представителей), открыть читальный зал не представляется возможным. Но это и не должно быть ее основной функцией. Чтобы библиотека ДОО выполняла те же функции, что и городская (районная) библиотека, она должна быть отдельным структурным подразделением учреждения, со штатной единицей – библиотекарем, иной формой учета библиотечного фонда, большим количеством сопроводительной документации.

Самостоятельное индивидуальное посещение библиотеки ребенком также затруднительно, поэтому функцию читального зала может взять на себя книжный уголок в группе. Таким образом, вся работа с детьми в библиотеке планируется педагогами заранее. Это могут быть экскурсии, выставки, «библиотечные занятия», досуги. Данные виды деятельности в библиотечной среде способствуют формированию у детей умений пользоваться библиотечным фондом, а также усвоению определенного объема библиотечно-библиографических сведений. При этом каждая группа может иметь свой «читательский формуляр», в который записываются выходные данные книги и срок возврата, а воспитатель расписывается за взятую книгу. Эта несложная процедура будет способствовать формированию у детей ответственности за книгу, которую они взяли в библиотеке, а также первоначальных навыков пользования фондом, информационными ресурсами.

Родители (законные представители) вместе с детьми также могут брать книги из библиотеки ДОО домой. При этом выбрать ту или иную книгу им помогут специалисты ДОО в ходе индивидуальных или групповых консультаций. Выяснить педагогам читательские предпочтения в каждой семье воспитанников может анкетирование родителей по вопросам приобщения детей к чтению.

ВОПРОС

Что понимается под зонированием помещений в дошкольной образовательной организации?

ОТВЕТ

Зонирование помещений – это объединение пространства с разделением его на функциональные зоны, которое производится путем определения границ. Эти границы могут быть:

· объемные или вещественные – стены, перегородки, экраны, перекрытия, мебель, шторы;

· пространственные – создаются с помощью пространства другой функции, различных размеров пространства (перепады уровней), освещенностью, цветовым решением, малыми архитектурными формами, деталями;

· комбинированные – допускают одновременное разделение пространства и связь (решетки, витражи, гардины, арки, колонны);

· прозрачные и полупрозрачные – обеспечивают визуальную связь и физическое разделение (стекло, стеклоблоки).

Практика имеет богатый опыт применения зонирования педагогического процесса и интерьера в целом. Одним из принципов создания предметно-развивающей среды дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) является принцип гибкого зонирования. Раздвижные перегородки, шкафы-перегородки, поддающиеся разборке, а также легкие ширмы из пластика, картона, прозрачные и декоративные экраны из тканей и пленки создают наиболее интересный с педагогической точки зрения тип зонирования, поскольку дети совместно с воспитателями могут принимать в нем участие.

Также во многих ДОО для зонирования пространства используются невысокие напольные площадки-подиумы с ограждениями и мягкими настилами. Применяются стационарные и передвижные перегородки (прямые и угловые, овальные и зигзагообразные, высокие и низкие, узкие и широкие), навесные раздвижные ширмы, прикрепляемые к стене. Декоративное оформление потолочного пространства также может быть одним из приемов зонирования, который чаще используется в праздничном интерьере (флажки, гирлянды, ленты, шары и т. д.) и при оформлении игровой зоны для малышей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: