Краеведческая комната – специально оборудованное помещение или часть его, где дети, сотрудники ДОО и родители (законные представители) воспитанников имеют возможность группой, подгруппой или индивидуально ознакомиться с выставочными экспонатами.
Создание краеведческой комнаты в ДОО – трудоемкая работа, которая включает несколько этапов. В первую очередь это постановка целей и задач перед коллективом, родителями (законными представителями) воспитанников ДОО и проведение следующих мероприятий:
· совет педагогов;
· совет администрации;
· педагогический совет;
· консультации;
· производственное собрание;
· общее родительское собрание.
Успех работы в целом будет зависеть от заинтересованности в данной проблеме руководителя, педагогического коллектива и родителей (законных представителей) воспитанников. Поэтому на начальном этапе важно как можно увлекательней изложить саму идею создания краеведческой комнаты.
Далее следует предварительная работа с родителями (законными представителями). В этот период проводятся групповые родительские собрания, консультации и индивидуальные беседы, в ходе которых педагогам важно донести до родителей (законных представителей), что их вклад в приобщение детей к национальной культуре не может ограничиваться только помощью в организации краеведческой комнаты. Они должны понимать, что их участие необходимо и в дальнейшей деятельности краеведческой комнаты.
Следующий этап – разработка положения о краеведческой комнате и издание приказа об организации краеведческой комнаты в ДОО. На этом этапе рекомендуется назначить ответственного организатора – руководителя краеведческой комнаты.
Важным этапом является выбор помещения под краеведческую комнату. Это может быть:
· уголок в групповой комнате;
· часть музыкального зала;
· часть методического кабинета;
· уголок в кабинете по изобразительной деятельности;
· отдельное помещение.
При выборе помещения необходимо учитывать количество будущих посетителей и экспонатов.
Не менее важным является сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.
Для успешной работы краеведческой комнаты в отношении экспонатов должны соблюдаться следующие условия:
· систематическое пополнение фондов новыми предметами;
· бережное отношение, хранение экспонатов;
· грамотное ведение каталога – путеводителя.
На каждый экспонат должна быть заведена карточка, в которой указываются:
· дата, место приобретения экспоната;
· Ф.И.О. хозяина;
· краткое описание предназначения предмета и его возраст.
Следующим шагом станет собственно оформление краеведческой комнаты, которое также требует соблюдения нескольких условий:
· получение соответствующих консультаций у сотрудников местных краеведческих музеев;
· оформление комнаты с учетом эстетических норм;
· наличие детской мебели для проведения образовательной деятельности;
· соблюдение правил безопасности (укрепление демонстрационных стендов, стеллажей, витрин, экспонатов, обеспечение свободного доступа к ним);
· соблюдение санитарно-гигиенических норм.
Разработка тематики и содержания экскурсий и непосредственно образовательной деятельности для ознакомления детей с экспонатами – неотъемлемая часть организации работы краеведческой комнаты. Темы экскурсий и непосредственно образовательной деятельности необходимо составлять соответственно возрасту детей. Для дальнейшего успешного проведения интересных, актуальных экскурсий с предоставлением экскурсантам новейшей информации рекомендуется наладить систематическое сотрудничество с местными краеведческими музеями.
Следующим этапом должна стать разработка перспективного тематического плана работы в краеведческой комнате, в котором должны быть предусмотрены мероприятия не только для детей, но и для родителей (законных представителей) и педагогов, в т.ч. проведение различных конкурсов и выставок. Тогда же составляется график работы краеведческой комнаты, который обязательно должен соответствовать режиму дня воспитанников.
Ответственным моментом является выбор экскурсоводов. В зависимости от темы экскурсии экскурсоводами могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители (законные представители) воспитанников. Ответственный же за организацию работы комнаты должен иметь специальную подготовку и выполнять функции постоянного музейного педагога-экскурсовода.
И, наконец, торжественное открытие краеведческой комнаты с приглашением сотрудников, детей и их родителей (законных представителей), представителей общественности.
ВОПРОС
Как должно строиться взаимодействие с социальными партнерами в рамках создания креативной среды в дошкольной образовательной организации?
ОТВЕТ
Взаимодействие с социальными партнерами в рамках реализации проекта по созданию креативной среды в ДОО также имеет большое значение.
При установлении социальных связей большое влияние оказывает наличие положительного имиджа и престижа ДОО, который вызовет высокие оценки, доверие и уверенность в выборе его в качестве партнера. Данную работу логично осуществлять следующим образом:
· заявить о себе реальным и потенциальным единомышленникам;
· узнать тех, кто может вам помочь;
· выстроить взаимодействие с внешними организациями;
· установить взаимодействие ДОО и семьи на основе партнерства;
· предпринять определенные шаги по повышению престижа ДОО в глазах общественности;
· достигнуть определенного вектора успешности;
· реализовать свой творческий потенциал.
При планировании потенциального партнерского взаимодействия в рамках реализации проекта по созданию креативной среды следует обратить внимание на следующие целевые группы социальных партнеров:
· фирмы, занимающиеся поставками игрового и учебного оборудования;
· рекламно-производственные компании;
· студии, занимающиеся дизайном интерьера;
· компании ландшафтного проектирования;
· фирмы флористического дизайна;
· представители бизнеса, заинтересованные в развитии образования;
· органы муниципальной власти;
· научные учреждения;
· родительская общественность.
Любое взаимодействие с партнерами осуществляется на общих принципах: социальной справедливости, добровольности, ответственности, открытости и заинтересованности сторон.
Основу взаимодействия с социальными партнерами составляет образовательная стратегия единых действий по поддержке создания креативной среды в ДОО и социуме, которая включает:
· превращение определенной части открытой социальной среды в образовательный ресурс;
· открытость ДОО социуму (проведение спортивных соревнований, участие в праздниках, фестивалях, допуск семей с детьми на территорию ДОО в выходные дни).
Важно выстраивать партнерство пошагово: найдя точки соприкосновения интересов, переходить к накоплению согласий, затем к стадии взаимной адаптации, и наконец, к плодотворному сотрудничеству. Действуя так, удастся успешно реализовать проекты по модернизации развивающей среды, сделать ее легко трансформируемой, более привлекательной, необычной, стимулирующей детскую инициативу. Такое сотрудничество, социальное партнерство позволит сконструировать в ДОО действительно саморазвивающуюся креативную среду.
ВОПРОС
Что входит в задачи творческих групп в рамках деятельности по созданию креативной среды в дошкольной образовательной организации?
ОТВЕТ
В рамках деятельности по созданию креативной среды в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) на общем собрании педагогического коллектива определяются составы творческой рабочей группы ДОО и творческих групп на местах, которые создаются для конкретного группового помещения. Также определяется тематика мини-проектов.
В задачи творческой рабочей группы ДОО входит:
· Разработка стратегической линии по созданию креативной среды всех помещений и территории прогулочных участков и определение главных целей процессов ее развития в перспективе (социально-демографическая и экономическая ситуация, в которой развивается ДОО; возможности и перспективы совершенствования материально-технической базы, поиск возможностей повышения уровня профессионального мастерства воспитателей по данному вопросу; разработка программы становления социального партнерства с родительской общественностью и внешними социальными партнерами, заинтересованными в развитии дошкольного образования по вопросу конструирования развивающей среды ДОО).
· Поиск и изучение материала по истории и стилям дизайна помещений для детей.
· Разработка положений, организация и проведение смотров-конкурсов физкультурно-оздоровительных центров, центров сюжетно-ролевой игры, экспериментирования, сенсорного развития, уголков природы, краеведения.
· Отбор лучших разработок по преобразованию развивающего пространства в рамках мини-проектов и привлечение дизайнеров-профессионалов для последующего внедрения.
· Разработка проекта перепрофилирования помещений, использованию холлов, рекреаций.
· Разработка дизайн-проектов комплексного декоративного оформления коридоров и холлов ДОО.
· Участие в совместном проекте создания ландшафтного дизайна территории ДОО на муниципальном уровне.
Задачами творческих групп на местах являются:
· Проведение анализа возрастного состава детей, их индивидуальных особенностей, составление психологической характеристики группы (возраст, состав – количество мальчиков и девочек, индивидуальные особенности, в частности – подвижность, темперамент, склонности, интересы, особенности воспитания в семье).
· Изучение особенностей групповых помещений, выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников.
· Систематизация методических рекомендаций по построению игровой предметно-развивающей среды группы согласно возрастным особенностям и реализуемой основной общеобразовательной программы дошкольного образования и задач, определенных в образовательной программе, в части, формируемой участниками образовательного процесса.
· Составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах.
· Разработка рабочего проекта организации группового пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и обеспечения ребенку права выбора видов деятельности.
· Разработка и реализация мини-проектов развивающих центров (зон, уголков) в группах в рамках участия в смотрах-конкурсах.