double arrow

Алгоритм деятельности педагогов по созданию креативной среды в дошкольной образовательной организации


Прежде всего, создание креативной среды в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) предполагает разработку концептуальной основы развивающей среды ДОО, реализующей права ребенка и максимально удовлетворяющей его потребность в развитии и саморазвитии, способствующей приобретению референтного круга общения.

Для этого необходимо формирование коллектива участников проекта по созданию креативной среды (далее – проект) с привлечением научного потенциала, а также мотивация педагогического коллектива и работников сторонних организаций.

Следующим обязательным условием является разработка бизнес-плана проекта с привлечением бюджетных и внебюджетных средств и стратегии проекта на каждом этапе. Для достижения поставленных задач создания креативной среды в ДОО необходим поиск и расширение круга социальных партнеров, заинтересованных в реализации проекта, привлечение дизайнеров-профессионалов.

И, наконец, необходима разработка обобщенной модели базовых компонентов развивающей среды и модели макросреды территории ДОО с обоснованием по каждому направлению развития детей (физическому, социально-личностному, познавательно- речевому и художественно-эстетическому).




Исходя из этого, алгоритм деятельности педагогов по созданию креативной среды в ДОО можно разбить на следующие этапы.

- Подготовительный этап, который включает:

· Изучение и анализ педагогами теоретических исследований и практического опыта по данному по вопросу. Выявление типичных ошибок в конструировании предметно-развивающей среды.

· Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми действующими нормативными документами.

· Определение сущности креативной среды в ДОО, основных характеристик и принципов ее организации.

· Проведение общего собрания педагогического коллектива: определение цели и задач проекта, создание творческой рабочей группы ДОО, творческих групп на местах (создаются для конкретного группового помещения), определение тематики мини-проектов, организация конкурсов в рамках мини-проектов.

· Проведение родительских собраний на тему «Предметно-развивающая среда ДОО – эффективное средство формирования личности ребенка».

· Анкетирование родителей (законных представителей) с целью выявления их позиции, заинтересованности в участии в проекте по созданию креативной среды. Оценка эффективности и целесообразности с точки зрения целей и задач деятельности по конструированию среды со стороны родителей (законных представителей). Информирование о проведении смотров-конкурсов.

- Деятельностный этап включает:

· Изучение мотивации педагогических работников к участию в деятельности по созданию креативной среды.



· Анкетирование педагогов и специалистов с целью изучения их отношения к данной проблеме. Наличие у участников процесса четкого представления о необходимости внесения изменений в организацию развивающего пространства.

· Обучение педагогических работников в рамках обучающего семинара по теме «Принципы построения предметно-развивающей среды в детском саду в рамках реализации ФГОС ДО».

· Проведение консультаций для педагогов по вопросам создания креативной среды в ДОО.

· Организация выставки методической литературы, искусствоведческой литературы и пособий по созданию креативной развивающей среды в ДОО.

- Заключительный этап предусматривает:

· Проведение итогового смотра-конкурса на лучшую организацию предметно-развивающей среды в группе с участием родительской общественности (смотр-конкурс может быть приурочен к какому-либо празднику).

· Обобщение положительного опыта. Представление результатов работы. Участие в конкурсе на муниципальном уровне.

· Анализ влияния проекта на развитие ДОО. Оценивание эффективности проделанной работы.

· Определение перспектив дальнейшего развития креативной среды в ДОО.

ВОПРОС

Что такое современная предметно-развивающая среда в дошкольной образовательной организации?

ОТВЕТ

Как отмечают специалисты и родители (законные представители), современные дети разительно отличаются от своих сверстников 10 лет назад. Они более информированные, раскованные, общительные, при этом чаще с ослабленным здоровьем, и потому требуют динамично изменяющейся образовательной среды. Визуальное восприятие, образные представления о мире для детей играют сегодня значительно большую роль.



Дошкольная образовательная организация (далее – ДОО) является частью образовательной среды, куда входит семья, общение со сверстниками и взрослыми в социуме, радио и телевидение, Интернет, социальное окружение микрорайона, города и многое др.

Создавая предметно-развивающую среду в группе ДОО, воспитатель решает много творческих задач. Он становится дизайнером, модельером, декоратором, костюмером, психологом, художником конструктором и т. д. Ему нужно добиться гармоничного соотношения материалов, окружающих ребенка, с точки зрения их количества, разнообразия, неординарности, изменяемости и в тоже время с точки зрения решения задач актуального и перспективного развития, эстетичности, привлекательности, комфортности и безопасности.

Одним из непременных условий влияния предметно-развивающей среды на развитие ребенка является участие взрослого, который стимулирует познавательную деятельность детей, поддерживает имеющийся у них интерес, обеспечивает играми, игрушками, материалами для экспериментирования, отвечает на многочисленные вопросы или предлагает новые сферы деятельности, обеспечивает право выбора и поддержку детской инициативы.

В каждой группе, в каждом помещении ДОО, предназначенном для организованной образовательной и самостоятельной деятельности, необходимо создать условия для формирования психологических новообразований, соответствующих определенному возрастному периоду. Содержание предметно-развивающей среды должно соответствовать интересам мальчиков и девочек, периодически изменяться, варьироваться, постоянно обогащаться с учетом развития интереса детей, стимулирования детской инициативы, ориентироваться на неисчерпаемую информативность и индивидуальные возможности детей.

Проектируя образовательное пространство в ДОО, направленное на творческое развитие личности ребенка, необходимо обеспечить:

· единство четырех пространств: пространства развития ребенка, пространства развития родителей (законных представителей), пространства развития педагогов, пространства развития окружающего социума;

· единство развивающей предметной среды и содержательного общения взрослого с детьми;

· становление социально-педагогического партнерства с социумом.

Процесс развития ребенка и та среда, которую создают для него взрослые, становятся единой системой, элементы которой находятся в постоянном взаимодействии. Поэтому важно создать личностно ориентированную предметно-развивающую среду, которая обеспечит детям возможность удовлетворения и развития их потребностей:

· витальных, направленных на жизнеобеспечение (потребности в безопасности, усвоении этических норм и правил);

· познавательных, определяемых родовым человеческим качеством искать и исследовать новое в своем окружении, близком и далеком, в самопознании;

· общественных – потребность в общении с другими людьми, любви и признании, общественном одобрении, труде, значимой деятельности.

Таким образом, современное образовательное пространство ДОО должно быть воплощением функциональных потребностей как детей, так и взрослых. Кроме того, сегодня можно говорить об актуальности креативной среды в ДОО, создавать которую следует на дизайнерском уровне с учетом системного подхода, традиций и новаций.

ВОПРОС

Каковы основные задачи библиотеки-медиатеки в дошкольной образовательной организации?

ОТВЕТ

Сегодня современные библиотеки наравне с книгами предлагают читателям видео- и аудиоматериалы, компьютерные учебники, электронные словари, энциклопедии. Все это способствует появлению так называемых «библиотек-медиатек», которые накапливают и систематизируют материалы, представленные на всех видах носителей. Подобные структурные подразделения, создаваемые на базе дошкольных образовательных организаций (далее – ДОО), позволяют обеспечить максимально возможный доступ детей, их родителей (законных представителей) и воспитателей к педагогической информации, развивать общую читательскую культуру воспитанников, повышать компьютерную грамотность педагогов.

Организованная библиотека-медиатека является, как правило, одной из важных составляющих методического кабинета ДОО и служит информационным центром, который:

· накапливает, каталогизирует и систематизирует материалы на всех видах носителей;

· способствует формированию навыков детского и семейного чтения: приобщает дошкольников к чтению как основному виду познавательной деятельности и форме проведения досуга, развитию информационной культуры личности, адаптации детей к условиям жизни в обществе.

Основу книжного фонда в методическом кабинете составляет обычно специализированная литература по вопросам развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Ежегодно он пополняется новыми экземплярами в соответствии с изменяющимися педагогическими тенденциями и разнообразием современного книжного рынка. Но поскольку книга перестала быть единственным источником информации, то в арсенале библиотеки-медиатеки появляются видео- и аудиоматериалы, компьютерные учебники, электронные словари, энциклопедии и т. д.

Помимо обеспечения информационными ресурсами участников образовательного процесса библиотека-медиатека выполняет педагогическую функцию – ее ресурсы используются при организации массовых мероприятий, ориентированных на развитие общей и читательской культуры воспитанников.

Актуальной проблемой в настоящее время является приобщение дошкольников к книге, ведь статус чтения и отношение к нему сильно изменились. Многие родители сами практически не читают и зачастую не осознают, что чтение – это ключ к современному информационному пространству. Поэтому одна из важнейших задач библиотеки-медиатеки – повышение компетентности родителей в сфере детской литературы, общения с ребенком на основе книги и системной работы с текстом.

Создание библиотеки-медиатеки в ДОО предполагает разработку соответствующего положения, плана работы структурного подразделения на учебный год, которые утверждаются приказом заведующего ДОО.

ВОПРОС

Какие требования следует учитывать при оформлении наглядного материала для родителей?

ОТВЕТ

Оформлению наглядного материала (папок-передвижек, информационных стендов, ширм и др.) для родителей (законных представителей) воспитанников дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) следует уделять особое внимание, опираясь на следующие общие требования:

· эстетичность;

· доступность;

· актуальность;

· своевременное обновление.

Требованием к оформлению папок-передвижек является конкретность материала, доступное изложение, регулярное обновление, оформление по тематическому принципу, например: «Режим дня ребенка в семье», «Игры с детьми дома» и др. Так как папки-передвижки передаются во временное пользование семьям на одну-две недели, материал целесообразно оформлять с помощью файловых папок.

Традиционные средства наглядных форм взаимодействия – разнообразные стенды. Как правило, они находятся в каждой возрастной группе. Иногда их называют «Уголок для родителей». На стенде помещаются материалы информационного характера, например: антропологические данные, режим дня, правила для родителей (законных представителей), часы приема администрации ДОО, объявления. Основным является педагогический раздел стенда, назначение которого – знакомство родителей с воспитательно-образовательной работой, проводимой с детьми в ДОО. На стенд можно также поместить мини-отчет о том, что усвоено детьми по тому или иному разделу образовательной программы. При этом целесообразно указывать не только непосредственно образовательную деятельность, но и другие формы воспитательно-образовательной работы с детьми, помещать фотографии, фотоколлажи, детские высказывания. При оформлении стендов для родителей (законных представителей) нужно обращать внимание на удобство его расположения, а также на четкость, краткость изложения материала, его доступность, актуальность. Рекомендуется пополнять содержание стенда не реже одного раза в месяц.

В дополнение к пригрупповому стенду оформляется ширма, где помещаются краткие советы и рекомендации родителям (законным представителям) по конкретным вопросам: методы руководства детскими играми, описание условий для формирования навыков самообслуживания у дошкольников, проведения наблюдений в природе и т.д.







Сейчас читают про: