Предисловие

Оглавление.

Предисловие……………………………………………………………………….3

Глава 1. Методология и организация планирования в рыночной экономике...8

1.1 Предмет, сущность и функции внутрифирменного планирования…….8

1.2 Принципы внутрифирменного планирования………………………….11

1.3 Организация применения внутрифирменного планирования

1.4 Методы применения во внутрифирменном планировании

1.5 Типы и виды внутрифирменного планирования

1.6 Система показателей внутрифирменного планирования

1.7 Организация внутрифирменного планирования

Контрольные вопросы

Глава 2. Система плановых нормативов и показателей

2.1 Понятие о плановых нормативах и показателях

2.2 Классификация норм и нормативов

2.3 Система нормативов для планирования деятельности строительных

организаций

2.4 Взаимодействие нормативов и плановых показателей

Контрольные вопросы

Глава 3. Методология стратегического планирования

3.1 Сущность и структура стратегического планирования

3.2 Этапы стратегического планирования

3.3 Особенности стратегического планирования

3.4 Типы и элементы стратегии

3.5 Технология планирования стратегии

3.6 Методы и модели стратегического планирования

Контрольные вопросы

Глава 4. Методология тактического планирования

4.1 Содержание и функции тактического планирования

4.2 Содержание и структура тактического планирования

4.3 Порядок разработки тактического планирования

Контрольные вопросы

Глава 5. Тактическое планирование деятельности строительной организации

5.1 Планирование производственной программы и производственной мощности

строительной организации

Контрольные вопросы

5.2 Планирование обеспечения деятельности строительной организации

строительными машинами и механизмами

Контрольные вопросы

5.3 Планирование потребности в персонале строительной организации

Контрольные вопросы

5.4 Планирование материально-технического обеспечения и комплектации

строительной организации

Контрольные вопросы

5.5 Планирование себестоимости продукции строительной организации

5.6 Планирование прибыли и рентабельности в строительстве

Контрольные вопросы

Глава 6. Планирование финансовой деятельности строительной организации Контрольные вопросы

Приложения

1. Тесты к темам «Методология стратегического планирования», «Методология тактического планирования», «Система планирования на предприятии»

2. Задания к практическим занятиям по дисциплине «Планирование на предприятии (в строительстве)»

З. Темы рефератов по дисциплине «Планирование на предприятии (в строительстве)»

4. Темы курсовых работ по дисциплине «Планирование на предприятии (в строительстве)»

Литература

Предисловие

Настоящее учебное пособие соответствует действующему Государственному стандарту подготовки экономистов-менеджеров специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии

(в строительстве)».

Оно подготовлено в полном соответствии с программой курса «Планирование на предприятии». Его основная цель состоит в формировании необходимых профессиональных знаний и расчетно-аналитических умений у будущих экономистов-менеджеров выбирать оптимальные варианты социально-экономических планов развития строительного предприятия.

Современные специалисты должны знать основные принципы и методы планирования, важнейшие плановые показатели и схемы их расчета, систему внутрифирменных планов и механизм их взаимодействия в новых рыночных отношениях, а также уметь самостоятельно разрабатывать различные планы-проекты и способствовать их осуществлению в современных условиях производства.

Проблемы планирования в строительном комплексе на современном этапе. В условиях либерализации российской экономики произошли кардинальные изменения в организационно-правовой структуре большинства строительных организаций. В основном крупные управления и тресты распались на более мелкие. Вновь создаваемые строительные организации, в большинстве случаев, образовались в форме обществ с ограниченной ответственностью. По состоянию на 1 января 2001 года в строительном комплексе функционировало 136,7 тыс. организаций, в том числе с численностью работников до 100 чел – 131,0 тыс. организаций. К 2000 году организации, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, выполняли 25,3 % общего объёма подрядных работ, в то время как государственными предприятиями в отрасли, которых было уже всего 3,3 тыс., выполнялось 12 %.

В ходе преобразований многие строительные организации в первую очередь сократили финансовые, экономические и плановые отделы, посчитав, что с этой задачей совместно справятся руководитель предприятия и главный бухгалтер, которые и в настоящее время руководят некоторыми организациями на свой страх и риск и определяют дальнейшее производственное и экономическое развитие. Из-за отсутствия каких-либо обозначенных ориентиров в своей работе руководимые ими предприятия часто испытывают проблемы с неравномерностью загрузки мощности предприятия, или с полным отсутствием заказов. С 1996 года обозначилась тенденция снижения объёмов прибыли, получаемой строительными организациями. Объём прибыли в 1998 году составил лишь половину от объёма 1997 года. В настоящее время ситуация меняется – снижение прибыльности приостановлено, сократился вес убыточных предприятий, возрос уровень загрузки, увеличился объём собственных финансовых ресурсов. Иными словами появилась объективная основа для применения элементов планирования в деятельности предприятий строительного комплекса.

Проводимый анализ деятельности небольших строительных организаций даёт ответ, что элементы планирования присутствуют во всех фирмах и выражаются в разных формах, чаще всего в трех:

- составление бюджетов организаций;

- текущее планирование на квартал;

- оперативное планирование на месяц.

Однако разработка бюджетов на перспективу не ведётся и выполняется только на текущий год. Используя только некоторые элементы бюджетирования, строительные организации не ощущают положительные моменты бюджетирования управленческой технологии. Данные по бюджету организации не дают перспективы развития, так как они очень узкие и разработаны в основном не специалистами по бюджетированию. Очень редко встречаются установленные компьютерные программы по данной технологии. Для составления бюджетов используется неполная информация.

Вторая и третья формы планирования ведутся в более крупных строительных организаций, и они больше отвечают требованиям к планированию. Показатели в данных разработках более обширные, они включают в себя: объём СМР как по генподряду, так и собственными силами; выработку на одного работающего, фонд оплаты труда; процентное соотношение фонда оплаты труда в объёмах СМР; численность работников; рентабельность СМР, пассивной части основных средств, активной части оборотных средств; прибыль до и после налогообложения. Так как направления использования прибыли определяются местными положениями или решаются на собраниях учредителей и акционеров, то в планах направления распределения прибыли не предусматриваются.

Чаще всего происходит планирование численности персонала, материально-технических ресурсов и парка строительной техники. Текущий план потребности в людских ресурсах строится по каждому объекту на основе графика производства работ и финансирования и реализуется через прямые связи с бригадами или через постоянные рабочие кадры. Однако необходимо отметить, что постоянных кадров в строительных фирмах всего 20-30 % от потребности в самый напряжённый момент работы, что указывает на неритмичность финансирования, загрузки мощности производства СМР. Так как на долю строительных материалов в себестоимости 1 м жилья приходится до 55%, то основной плановый показатель – это потребность в строительном сырье. Многие организации делают плановые расчёты потребности в материальных ресурсах на квартал, с разбивкой по месяцам, реже на год. Данные показатели рассчитывают, исходя из календарных графиков производства работ финансирования строительства, обеспечённости машинами, механизмами, людскими ресурсами. На стройках практически отсутствуют склады, и завоз производится под практическую потребность – фактически работа ведётся с «колёс». Планируется потребность наиболее стоимоёмкостных материалов – товарный бетон, железобетон, кирпич, оконные и дверные заполнители, кровельные материалы. В основном строительные фирмы не имеют собственных средств механизации в полном объёме и делают расчёты на арендованную технику. Текущий план потребности в строительных машинах и механизмах разрабатывается на основе договоров о намерениях и, по мере необходимости, реализуется через систему «долёвок».

Однако рассмотренные элементы планирования осуществляются не более чем в 5-10% строительных организациях, и на ежегодные запросы финансовых органов администрации города, области, отчет подготавливается практически с «потолка». Если провести сравнение представленных данных с фактическими, то можно отметить поразительное несовпадение показателей. Статистические органы ведут учет показателей в строительной отрасли по узкому кругу организаций и по значительно сокращенным видам показателей.

К сожалению, говорить о повсеместном использовании стратегического планирования в строительном комплексе нельзя. Только некоторые крупные строительные организации имеют собственные отделы стратегического планирования и разрабатывают различные виды стратегий. Но в последнее время в России возрастает интерес к стратегическому управлению, который обусловлен макроэкономическими итогами 2000-2003 гг., свидетельствующими об экономическом росте, т.е. создаются условия не только для принятия текущих тактических решений, но и долгосрочных. Актуальность формирования стратегии для предприятий строительного комплекса обусловлена тем, что именно они участвуют в создании таких важных составляющих национального богатства, как основные фонды, а также в формировании характеристик социально-экономического развития страны: внутренний валовый продукт, обеспеченность населения жилой площадью, занятостью, размер капитальных вложений. Сложившееся обстановка в строительном комплексе требует внедрения всей системы планирования на предприятиях отрасли.

Глава 1. Методология и организация планирования в рыночной экономике

1.1. Предмет, сущность и функции внутрифирменного планирования

Внутрифирменное планирование является важнейшей составной частью современной экономической науки, исследующей проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека.

Внутрифирменное планирование деятельности предприятия в рыночных условиях предполагает целостное рассмотрение производственно-хозяйственных, организационно-управленческих, финансово-экономических и многих иных проблем и ориентировано на принятие будущих решений. Планирование способствует обоснованному выбору важных экономических целей и необходимых средств для их осуществления в планируемом периоде.

В общем виде планирование можно определить как процесс принятия решений, который предшествует будущему. В процессе планирования рассматриваются и оцениваются альтернативные варианты будущего действия, из которых выбирается наилучший.

Планирование в условиях рынка служит основой осуществления множества разнообразных экономических, организационных, управленческих, социальных и многих других функций, характеризующих степень развития современного производства.

Механизм их взаимодействия требует объединения в общий комплексный план или единую плановую систему соответствующих целей и средств их достижения. Для современного отечественного рынка или производства эти цели можно кратко сформулировать следующим образом: - экономический рост;

- полная занятость;

- экономическая эффективность;

- стабильный уровень цен;

- экономическая свобода;

- справедливое распределение доходов.

Планирование внутрифирменной деятельности на предприятии является на предприятии важной функцией управления производством, которая включает в себя: обоснование целей, формирование стратегии, планирование работы, проектирование операций, организацю процессов, координацию работ, мотивирование деятельности, контроль хода работ, оценку результатов, корректировку цели, изменение планов. Планирование на предприятии служит основой организации и управления производством, является нормативной базой для выработки принятия управленческих решений.

Механизм внутрифирменного планирования основывается на взаимодействии процессов микроэкономического исследования настоящего состояния предприятия и моделирования прогнозируемого уровня его развития в будущем. В сам процесс планирования входят выбор целей и установление требуемых путей их достижения.

Процесс планирования проходит несколько этапов. Принято выделять 4 основных уровня: разработка общих целей, определение конкретных задач, выбор основных путей и средств их достижения, контроль за их выполнением. Планирование всегда опирается на фактические, нормальные данные настоящего или даже прошлого периода, но стремится установить и контролировать процесс развития предприятия в будущем и настоящем времени. Сложность рыночного планирования состоит в том, что некоторые макроэкономические процессы, например, кризисы, забастовки, не поддаются планированию, а также многие микроэкономические показатели, характеризующие рынок в целом: деятельность конкурентов, объемы спроса и другие, не обладающие высокой степенью достоверности и точности.

Отсюда следует, что любое внутрифирменное планирование в условиях рыночной экономики базируется на неполных данных. Это предполагает не только необходимость контроля за выполнением планов, но и возможность корректировки тех или иных плановых показателей.

Методология внутрифирменного рыночного планирования охватывает совокупность теоретических выводов, общих закономерностей, научных принципов, экономических положений, признанных практикой методов разработки планов.

Методика планирования характеризует состав применяемых на том или ином предприятии методов, способов и приемов обоснования конкретных плановых показателей, а также содержание, форму, структуру и порядок разработки внутрифирменного плана.

Процесс развития комплексного плана социально-экономического развития является для каждого предприятия сложным и трудоемким предметом деятельности и поэтому должен осуществляться в соответствии с принятой технологией планирования. Она регламентирует общепризнанный порядок, установленные сроки, необходимое содержание, а также регулирует механизм взаимодействия производственных подразделений, функциональных органов и плановых служб в совместной деятельности.

Методология, методика и технология выполнения плановой деятельности на различных предприятиях и фирмах в наиболее полной мере определяют в целом предмет внутрифирменного планирования.

1.2. Принципы внутрифирменного планирования

Во внутрифирменном планировании, как и в микроэкономике, обоснование принимаемых решений и прогноз ожидаемых результатов опираются на теоретические положения и принципы.

Под принципами понимают руководящие положения, установки в какой-нибудь деятельности. Принципы планирования определяют характер и содержание плановой деятельности в экономической организации. Еще А.Файоль определил четыре основных принципа планирования, назвав их общими чертами хорошей программы действия. Это единство, непрерывность, гибкость, точность. Гораздо позже

Р. Акофф обосновал еще один ключевой принцип планирования – принцип участия.

Принцип единства (холизма) предполагает, что планирование в экономической организации должно иметь системный характер. Любая система характеризуется наличием элементов, взаимосвязью этих элементов и сонаправленностью по достижению общих целей.

Процесс планирования является системой, так как выполняются следующие условия:

∙ существуют специальные подразделения в рамках организационной структуры предприятия, которые выполняют функции планирования деятельности. Кроме того, для осуществления процесса планирования эти подразделения связываются с остальными функциональными подразделениями, находящимися на всех уровнях иерархии власти в рамках предприятия (существуют вертикальные и горизонтальные связи);

∙ этапы процесса планирования также являются элементами системы планирования;

∙ все подразделения, участвующие в процессе планирования на всех его этапах, устремлены к достижению единой цели – созданию плана организации, контролю его выполнения и коррекции последующих планов по результатам контроля и анализа выполнения плана;

∙ на предприятии существует разнообразие относительно обособленных процессов планирования и частных планов подразделений, т. е. разнообразие подсистем планирования, а каждый отдельный план является частью плана подразделения более высокого звена и организации в целом.

Все планы, созданные в организации, представляют собой не просто совокупность, набор документов, но их взаимосвязанную систему.

Смысл принципа непрерывности заключается в следующем:

∙ процесс планирования на предприятиях должен осуществляться постоянно, в рамках установленного цикла;

∙ разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу (второй – на смену первому, третий – на смену второму и т.д.). Это условие компании, как правило, соблюдают. В то же время нередки случаи прерывания компаниями процесса планирования. Фирмы разрабатывают план в течение определенной части года, утверждают его и прекращают планирование до начала следующего периода.

Процесс планирования должен быть непрерывным, исходя из следующих важных предпосылок:

∙ неопределенность внешней среды и наличие непредусмотренных изменений делают необходимой постоянную корректировку ожиданий фирмы относительно внешних условий и соответствующее исправление и уточнение планов;

∙ изменяются не только фактические предпосылки, но и представления фирмы о своих внутренних ценностях и возможностях.

Если фирма не будет учитывать такие изменения, запланированный и полученный результат может оказаться никому не нужным. Непрерывный процесс планирования позволяет обеспечить постоянную вовлеченность работников фирмы в плановую деятельность со всеми вытекающими из этого выгодами.

Принцип гибкости взаимосвязан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Для осуществления принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, увязывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями. Поэтому планы обычно содержат резервы, иначе называемые «надбавками безопасности» или «подушками».

Существуют, однако, определенные пределы резервов планирования:

- резервы, заложенные в показателях, не должны быть слишком большими, иначе планы окажутся неточными;

- слишком низкие пределы влекут за собой частые изменения в планах, что размывает ориентиры деятельности фирмы.

С финансовой точки зрения обеспечение принципа гибкости нуждается в дополнительных затратах, причем уровень затрат должен соотноситься с вероятным будущим риском. Например, фирма должна быть готова выделить дополнительные затраты на приобретение оборудования, если по ее прогнозам выпуск новых видов изделий потребует переналадки такого оборудования. Придание гибкости планам при помощи дополнительных затрат также имеет свои ограничения. Затраты могут оказаться настолько высокими, что гибкость плана и связанные с ней преимущества не окупят их.

В соответствии с принципом точности всякий план должен составляться с такой степенью точности, какая только совместима с нависшей над судьбой фирмы неизвестностью. Другими словами, планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.

Принцип участия тесно связан с принципом единства. Принцип участия означает, что каждый член экономической организации становится участником плановой деятельности, независимо от должности и выполняемой им функции. Процесс планирования должен привлекать к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает. Планирование, основанное на принципе участия, называют партисипативным.

Реализация принципа участия имеет следующие выгоды.

1. Каждый из участников организации получает более глубокое понимание сути своей организации, знание различных сторон ее жизни, более обширную и объективную информацию о ее деятельности, чем раньше. В результате процесс обмена внутрифирменной информацией облегчается.

2. Личное участие членов организации (в том числе рядовых работников) в процессе планирования приводит к тому, что планы организации становятся личными планами работающих, а участие в достижении целей организации удовлетворяет собственные потребности работников. У каждого работника появляются новые, ярко выраженные мотивы к эффективному труду, укрепляется командный дух в организации.

3. Применение принципа участия способствует тому, что работники организации, занимаясь планированием, развивают себя как личность. У них появляются новые навыки, знания, расширяется горизонт их личных возможностей, а значит, организация приобретает дополнительные ресурсы для решении своих будущих задач.

4. Партисипативное планирование объединяет две функции менеджмента, которые часто вступают в противоречие друг с другом, - оперативное руководство и планирование. Планы перестают быть чем-то внешним для руководителей. Руководители сами привлекаются к их составлению.

В качестве принципов планирования можно указать также:

- принцип рациональности – прежде чем разрабатывать план, следует помнить о том, что процесс планирования требует ресурсных затрат (времени, сил, финансов), сопоставить затраты с тем, что предположительно может дать наличие данного плана в организации. Планирование необходимо осуществлять в том случае, когда эффект от создания плана превышает затраты на его разработку;

- принцип выполнимости – нельзя планировать те цели и задачи, достижение которых не подкреплено ресурсно в рамках организации.

1.3. Ограничение применения внутрифирменного планирования

Статистические исследования последних лет показали, что только третья часть строительных организаций используют планирование в своей деятельности, а полномасштабно и на долгосрочной основе - единицы.

В основе ограничения возможности планирования лежат объективные и субъективные причины.

Рассмотрим наиболее важные из объективных причин

Первая – это неопределенность рыночной среды. Основными причинами можно считать следующие факторы: стратегические, связанные с характером принятия решений; технологические, обусловленные развитием НТП; политические, вызванные социально-политическими сдвигами; информационные, обусловленные неполнотой, ненадёжностью, негибкостью имеющейся информационной базы планирования.

Вторая – издержки планирования.

При планировании фирма несет дополнительные затраты на проведение исследований, организацию структурных подразделений и привлечение дополнительного персонала. Таким образом, планирование, минимизирующее неэффективность использования ограниченных ресурсов, в то же время само требует части ресурсов на реализацию процесса. Следовательно, при организации процесса планирования необходимо сравнивать эффект от внедрения и поддержания системы планирования предприятия с расходами ресурсов на данный процесс. Трудность при определении оптимального размера затрат на планирование заключается в том, что планирование приносит предприятию все виды эффекта – экономический, социально-экономический и социальный. Последние два не предполагают прямого измерения в стоимостном выражении.

Третья – это масштаб деятельности фирмы. Чем крупнее фирма, тем больше у нее финансовых возможностей, больше квалифицированного персонала, интереснее долгосрочные планы. Следовательно, только крупные предприятия могут себе позволить осуществлять полномасштабное планирование. Однако очень мелкие предприятия могут использовать некоторые элементы планирования, например, оперативное планирование. Также они имеют возможность воспользоваться разработанными стратегиями других предприятий. В любом случае именно исполнение планирования даст возможность снизить агрессивность внешней среды на небольшое предприятие.

1.4. Методы, применяемые во внутрифирменном планировании

В связи с различиями в структурности проблем планирования используются несколько методов разработки прогнозов, программ, планов.

Экспертные (оценочные) или эвристические методы. Они основаны на использовании косвенной и неполной информации, опыта специалистов - экспертов, интуиции. Конкретными формами их использования являются:

а) массовая оценка – выяснение мнений отдельных групп населения по существу какой-либо проблемы планирования;

б) организация систематической работы экспертов. Лица, привлекаемые в качестве экспертов, являются высококвалифицированными специалистами в соответствующих областях знания, обладают практическим опытом;

в) организация работы экспертов на основе особой системы их деятельности.

Широко известны такие методы организации работы экспертов как «Мозговая атака», «Дельфи» и «Паттери».

Экспертные методы используются преимущественно при решении неструктурированных проблем.

Методы социально-экономического анализа. Социально-экономический анализ представляет собой всестороннее изучение социально-экономической деятельности, познание внутренних связей и зависимостей явлений с целью определения прогрессивных тенденций развития и возможностей совершенствования общественных отношений и производства.

При анализе используются такие рабочие методы как сравнение, выборочное изучение работы крупных объектов планирования группировки, цепные постановки, исчисление балансовых разниц, индексов, расчет коэффициентов регрессии и коррекции, метод главных компонент.

Методы прямых инженерно-экономических расчетов. Проектирование роста производства на предприятиях обосновывается детальными инженерно-экономическими расчетами потребностей рынка в данном виде продукции и возможностей ее производства. На предприятиях такие расчеты охватывают: улучшение использования планирования производственных мощностей, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов, снижение себестоимости продукции.

Особое место среди инженерно-экономических расчетов занимают расчеты экономической эффективности производства, инвестиций, доходности ценных бумаг, используемых кредитных ресурсов и т.д.

Инженерно-экономический расчет часто базируется на системе норм: нормы использования основных производственных средств (сырья, материалов); фондов, затрат труда и трудоемкости изделий, организации производственных процессов, качества продукции, окупаемости капитальных затрат, издержек производства и обращения, рентабельности.

Балансовый метод. Под балансовым методом в планировании понимается совокупность приемов, используемых для обеспечения увязки и согласования взаимозависимых показателей. Цель этих приемов - добиться баланса (равновесия) между показателями. Балансы, используемые на уровне фирмы, позволяют судить и о наличии производственных мощностей, их динамике в прогнозируемом периоде, степени использования, планировать производство продукции в маркетинговом мониторинге, получить четкое представление о ресурсах фонда, времени работы оборудования и производственных мощностей и его использовании в производстве, а также о фонде рабочего времени персонала, подготовить плановый бюджет фирмы и т.д. Ошибочно смешивать балансовый метод с разработкой только одних балансов. Система балансов охватывает все разделы программ и планов, при их составлении используются как балансовый метод, так и все другие методы планирования.

Балансы разрабатываются при планировании как на макроуровне, так и на уровне предприятия. Материальные балансы выражают натурально-вещественные пропорции, трудовые – источники поступления трудовых ресурсов и их использование, стоимостные или денежные балансы применяются при разработке финансовых планов, согласовании доходов с расходами.

Материальные балансы (производство и распределение продукции, производственных мощностей, земельных угодий) разрабатываются в соответствующих физических единицах изменения или в условно-натуральном исчислении. Все материальные балансы, как и подавляющая часть других балансов, имеют два раздела: в первом показываются ресурсы и источники их поступления, во втором определяются потребности или распределение ресурсов.

Экономико-математические методы. Новые методы широко применяются в планировании, как правило, крупными компаниями. Они основаны на использовании экономико-математических моделей. Чтобы правильно применять эти методы в планировании, менеджеры, плановые работники должны знать области их использования и ограничения на различных этапах планирования при решении конкретных задач.

Для использования экономико-математических методов в планировании необходимо экономический объект или процесс записать с помощью математических зависимостей (уравнений, неравенств и т.п.). Этот процесс называется составлением модели.

Математическая модель - это система выражений, описывающих характеристики объекта моделирования и взаимосвязи между ними. Процесс моделирования заключается в построении моделей, которые облегчают изучение свойств планируемых процессов и объектов.

Моделирование является логико-математическим отображением структуры и процесса функционирования планируемого объекта с целью проведения с помощью данной модели эксперимента. Сущность моделирования заключается в создании такого аналога изучаемых объектов, в котором отражены все их важнейшие с точки зрения цели исследования свойства и опущены второстепенные, малосущественные черты.

По форме представления модели могут подразделяться:

• на графические, представляющие собой графическую имитацию планируемого объекта или процесса;

• на числовые, записанные в виде формул;

• на логические, записанные в виде логических выражений, например блок-схем;

• на табличные, записанные в виде таблиц, например, бухгалтерский баланс.

С точки зрения отражения временных интервалов модели могут быть:

• динамические, отражающие свойства объекта планирования изменять свои параметры во времени;

• статистические, не отражающие вышеуказанные свойства.

Во внутрифирменном планировании наиболее широкое применение нашли следующие экономико-математические методы:

• теории вероятности и математической статистики;

• математического программирования;

• имитации;

• оценки и пересмотра планов (ПЕРТ).

Рассмотрим перечисленные методы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: