Основное содержание и разновидности комплексного контроля в подготовке спортсмена

Контроль и учетяв­ляются завершающей функцией управления и позволяют:

- выявить реальность запланированного;

- проверить правильность выбора средств, методов и форм осуществления тренировки;

- оценить состояние подготовленности спортсмена.

Цель контроля – оптимизация процесса подготовки спортсмена к соревновательной деятельности на основе объективной оценки различных сторон его подготовленности и функциональных возможностей его организма.

Любой процесс управления начинается с получения информа­ции о состоянии объекта управления (иг­рок, группа, команда). Если прекращает­ся поступление информации, объект управления становится неуправляемым. Поэтому эффективность управления находится в прямой зависимости от непрерывного поступления информа­ции и, ее качественного состояния - достоверности, полноты и своевременности.

Управление в процессе подготовки предусматриваетсо стороны тре­нера ряд последовательных действий:

1) получениеисходной информа­ции о состоянии подготовленности спортсмена;

2) ознакомление с мо­дельными характеристиками, обеспечивающими достижение целевого показателя;

3) построение тренировки, обеспечивающей достижение модельных характеристик планируемых показателей;

4) оценка эффек­тивности избранной направленности процесса;

5) анализ результатов, подведение итогов и определение последующей целевой установки.

Управление спортивной тренировкой предусматривает постоянное внесение коррективов в выполнение планов. Эффективность управле­ниянаходится в прямой зависимости от систематичности поступления, своевременности и качества информации, полученнойпосредством из­мерения, наблюдений и оценок

Основными источникамиинформации служат материалы педагоги­ческих, врачебных, психологических и научных наблюдений, учета и самоконтроля спортсмена.

Поэтому в подготовке спортсмена различают педагогический, медико – биологический (врачебный), и психологический контроль.

Вра­чебный контроль предусматривает изучениефизического развития и состояния основных функциональных систем организма.

На этапе высшего спортивного мастерства медико-биологический контроль определяет:

1) состояние здоровья и противопоказания к участию в учебно-трени­ровочном процессе;

2) функциональное состояние организма и соот­ветствие его этапу подготовки;

3) функциональные резервы организма;

4) степень переносимости больших тренировочных и соревновательных нагрузок;

5) применение восстановительных средств.

Решение этих задач осуществляется в форме углубленного медицин­ского обследования (УМО), этапного и текущего обследований.

Для ускорения восстановленияработоспособ­ности после интенсивных нагрузок применяются педагоги­ческие и медико-биологические средства восстановления. Основными должны быть педагогические методы, ибо при нерациональном режиме тренировки никакое другое средство не может стать действенным.

Среди педагогических средств восстановления наиболее эффективными являются:

1) правильное сочетание нагрузкии отдыха;

2) разнообразие условий занятий;

3) создание должно­го эмоциональногофона;

4)введение специальных восстановительных циклов и дней профилактического отдыха.

Все медико-биологические средства можно разделить на две груп­пы: фармакологические (поливитамины, напитки и др.) и физические (массаж, баня, гидромассаж, ультрафиолетовое облучение).

Назначение восстановительных средств обуславливается следую­щим: 1) данными медицинского обследования;

2) выявление слабого функционального звена в организме;

3) учетом привыкания к одному препарату;

4) необходимостью профилактики и лечения хронических заболеваний; 5)педагогическими задачами (подготовка к ответствен­ным соревнованиям, освоение большого объема нагрузок).

Главное назначение контроля состоит в том, чтобы создать в учебно-тренировочном процессе такой режим, который бы предупреждал раз­витие переутомления и различных неврозоподобных нарушений у спортсменов.

Психологический контроль. В современном спорте спортсмены и тренеры испытывают очень высоки физические и психические на­грузки, во время тре­нировочных занятий и, особенно во время ответственных соревнований. Под их воздействием нередко возни­кают различные отклоненияв нервно-психической сфере. Они начина­ют испытывать чрезмерное волнение перед стартом, теряют сон, аппетит, у них появляются головные боли, необъяснимый страх, повышенная раз­дражительность и т.п. С точки зрения медицины — это болезненное со­стояние, и вовремя принятые меры для его ликвидации значительно по­высят. Специалисты-психологи, на основе исследований личности и психического состояния иг­роков дают заключение об их психических возможностях. Они разраба­тывают определенные рекомендации для игрока, на основе которых можно улучшить спортивную форму и создать наиболее комфортные психологические отношения его с другими членами команды.

Непосредственное воздействие должны осуществ­лять врачи-психотерапевты и психологи. Они могут решать следующие задачи специальнойпсихологической подготовки:

1) лик­видировать нарушения в нервно - психической сфере;

2) создать психо­логический режим в команде, благоприятный для сохранения здоровья ее членов;

3) обучить игроков умению достигать оптимального состоя­ния психической готовности к соревнованию.

Для решения этих задач одни педагогические методы не годятся. Здесь необходимы гипнотическое внушение и самогипноз, т.е. аутотренинг.

Психолог может дать тренеру информацию не только о психическом состоянии игроков, но и предложить наиболее рациональныйрежим нагрузки и отдыха, определить взаимоотношения внутри команды. В процессе психологической подготовки оценивают:

- личностные и морально – волевые качества, обеспечивающие достижения высоких спортивных результатов (способность к лидерству, умение к концентрации усилий, эмоциональная устойчивость и т.п.);

- стабильность выступления на соревнованиях;

- объем, распределения и концентрация внимания;

- уровень технико – тактического мышления, сенсомоторных реакций, пространственно – временной адаптации и т.д

Тренеру во всех случаях надо знать неформальную структуру коман­ды. Это наличие группировок, высоко и низко оцениваемых членов ко­манды, уровень сплоченности команды на определенный период, взаи­модействия игроков, игроков и тренера. Систематические и планомер­ные данные о психическом состоянии игроков, о взаимодействиях в ко­манде помогут тренеру вовремя принять меры и предотвратить кон­фликт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: