Контроль и учетявляются завершающей функцией управления и позволяют:
- выявить реальность запланированного;
- проверить правильность выбора средств, методов и форм осуществления тренировки;
- оценить состояние подготовленности спортсмена.
Цель контроля – оптимизация процесса подготовки спортсмена к соревновательной деятельности на основе объективной оценки различных сторон его подготовленности и функциональных возможностей его организма.
Любой процесс управления начинается с получения информации о состоянии объекта управления (игрок, группа, команда). Если прекращается поступление информации, объект управления становится неуправляемым. Поэтому эффективность управления находится в прямой зависимости от непрерывного поступления информации и, ее качественного состояния - достоверности, полноты и своевременности.
Управление в процессе подготовки предусматриваетсо стороны тренера ряд последовательных действий:
1) получениеисходной информации о состоянии подготовленности спортсмена;
2) ознакомление с модельными характеристиками, обеспечивающими достижение целевого показателя;
3) построение тренировки, обеспечивающей достижение модельных характеристик планируемых показателей;
4) оценка эффективности избранной направленности процесса;
5) анализ результатов, подведение итогов и определение последующей целевой установки.
Управление спортивной тренировкой предусматривает постоянное внесение коррективов в выполнение планов. Эффективность управлениянаходится в прямой зависимости от систематичности поступления, своевременности и качества информации, полученнойпосредством измерения, наблюдений и оценок
Основными источникамиинформации служат материалы педагогических, врачебных, психологических и научных наблюдений, учета и самоконтроля спортсмена.
Поэтому в подготовке спортсмена различают педагогический, медико – биологический (врачебный), и психологический контроль.
Врачебный контроль предусматривает изучениефизического развития и состояния основных функциональных систем организма.
На этапе высшего спортивного мастерства медико-биологический контроль определяет:
1) состояние здоровья и противопоказания к участию в учебно-тренировочном процессе;
2) функциональное состояние организма и соответствие его этапу подготовки;
3) функциональные резервы организма;
4) степень переносимости больших тренировочных и соревновательных нагрузок;
5) применение восстановительных средств.
Решение этих задач осуществляется в форме углубленного медицинского обследования (УМО), этапного и текущего обследований.
Для ускорения восстановленияработоспособности после интенсивных нагрузок применяются педагогические и медико-биологические средства восстановления. Основными должны быть педагогические методы, ибо при нерациональном режиме тренировки никакое другое средство не может стать действенным.
Среди педагогических средств восстановления наиболее эффективными являются:
1) правильное сочетание нагрузкии отдыха;
2) разнообразие условий занятий;
3) создание должного эмоциональногофона;
4)введение специальных восстановительных циклов и дней профилактического отдыха.
Все медико-биологические средства можно разделить на две группы: фармакологические (поливитамины, напитки и др.) и физические (массаж, баня, гидромассаж, ультрафиолетовое облучение).
Назначение восстановительных средств обуславливается следующим: 1) данными медицинского обследования;
2) выявление слабого функционального звена в организме;
3) учетом привыкания к одному препарату;
4) необходимостью профилактики и лечения хронических заболеваний; 5)педагогическими задачами (подготовка к ответственным соревнованиям, освоение большого объема нагрузок).
Главное назначение контроля состоит в том, чтобы создать в учебно-тренировочном процессе такой режим, который бы предупреждал развитие переутомления и различных неврозоподобных нарушений у спортсменов.
Психологический контроль. В современном спорте спортсмены и тренеры испытывают очень высоки физические и психические нагрузки, во время тренировочных занятий и, особенно во время ответственных соревнований. Под их воздействием нередко возникают различные отклоненияв нервно-психической сфере. Они начинают испытывать чрезмерное волнение перед стартом, теряют сон, аппетит, у них появляются головные боли, необъяснимый страх, повышенная раздражительность и т.п. С точки зрения медицины — это болезненное состояние, и вовремя принятые меры для его ликвидации значительно повысят. Специалисты-психологи, на основе исследований личности и психического состояния игроков дают заключение об их психических возможностях. Они разрабатывают определенные рекомендации для игрока, на основе которых можно улучшить спортивную форму и создать наиболее комфортные психологические отношения его с другими членами команды.
Непосредственное воздействие должны осуществлять врачи-психотерапевты и психологи. Они могут решать следующие задачи специальнойпсихологической подготовки:
1) ликвидировать нарушения в нервно - психической сфере;
2) создать психологический режим в команде, благоприятный для сохранения здоровья ее членов;
3) обучить игроков умению достигать оптимального состояния психической готовности к соревнованию.
Для решения этих задач одни педагогические методы не годятся. Здесь необходимы гипнотическое внушение и самогипноз, т.е. аутотренинг.
Психолог может дать тренеру информацию не только о психическом состоянии игроков, но и предложить наиболее рациональныйрежим нагрузки и отдыха, определить взаимоотношения внутри команды. В процессе психологической подготовки оценивают:
- личностные и морально – волевые качества, обеспечивающие достижения высоких спортивных результатов (способность к лидерству, умение к концентрации усилий, эмоциональная устойчивость и т.п.);
- стабильность выступления на соревнованиях;
- объем, распределения и концентрация внимания;
- уровень технико – тактического мышления, сенсомоторных реакций, пространственно – временной адаптации и т.д
Тренеру во всех случаях надо знать неформальную структуру команды. Это наличие группировок, высоко и низко оцениваемых членов команды, уровень сплоченности команды на определенный период, взаимодействия игроков, игроков и тренера. Систематические и планомерные данные о психическом состоянии игроков, о взаимодействиях в команде помогут тренеру вовремя принять меры и предотвратить конфликт.