Вимоги до модератора

Специфика фокус-групповых опросов состоит не только в том, что опрашиваемых много, но и в том, что основным элементом данного метода является взаимодействие опрашиваемых друг с другом. В связи с этим основная функция модератора состоит не столько в опрашивании, сколько в регулировании дискуссии. Этой функции обязан своему происхождению сам термин «модератор», который означает, регулирующий, умеряющий.

Основной целью модератора при проведении обсуждения является получение информации для достижения целей, поставленных заказчиками. Рассмотренные выше вопросы получения заказа и разработки тематического плана обсуждения образуют информационный аспект выполнения этой цели. Процесс получения (или, как говорят некоторые, «извлечения») требуемой информации образует самостоятельную и специфичную проблему, включающую в себя множество аспектов. В данной главе мы будем рассматривать работу модератора сквозь призму тех качеств, которыми он должен обладать для эффективного выполнения своей работы.

Стили проведения групповых дискуссий могут быть конструктивными и деструктивными. К конструктивным относятся все те, которые помогают установить с группой хороший контакт и способствуют получению нужной информации. Существует, однако, целый ряд деструктивных стилей ведения группы, которые могут скомпрометировать работу модератора, снизить качество результатов, а также привести к нарушению этики интервьюирования. Поскольку индивидуальный стиль формируется главным образом под воздействием личностных факторов, модератору необходимо найти тот стиль, который более всего ему соответствует. Это может быть стиль серьезный или, наоборот, веселый и раскованный, пассивный или активный, основанный на преобладающем использовании тех или иных методических приемов, и т.д.

Хороший модератор имеет способности:

  1. Способность не терять нить обсуждения, соотносить ход дискуссии с целью исследования.
  2. Способность воодушевлять участников обсумедения.
  3. Способность отстаивать свою главенствующую роль.
  4. Эффективное использование времени дискуссии.

Лучшая дискуссия без модератора, но такой никогда не будет.

Модератор должен понищать язык тела. Он должен уметь разговаривать, использовать жетсы для привелчения внимания, остановки дискуссии. Модератор действует как социальный психолог. Наблюдает как одни члены влияют на других.

Модератор управляет вербальной и невербальной информацией в группе. Общих социально-демографичесикх требований к модератору не существует. Он дожжен быть максимально приблеженным к респондентам. Не должен демонстрировать свой социальный статус.

Основная роль модератора в следующем:

  1. создать комфорт для респондентов.
  2. разговорить респондентов.
  3. контролировать дискуссию.
  4. следить за временем.
  5. рассмотреть все вопросы.
  6. следит за тем, чтобы отвечал каждый.
  7. контролирует логику дискуссии.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: