Раздел II. Разновидности терроризма

Классификаций терроризма существует множество:

· по сфере действия - государственный и международный;

· в зависимости от идентичности субъекта – этнический и религиозный;

· по средствам, используемым в террористических актах – терроризм с применением обычных средств поражения и терроризм с применением средств массового поражения;

· по средствам протекания террористических актов – наземный, морской, воздушный, космический, компьютерный;

· по социальной направленности – социальный, националистический, религиозный.

Последняя классификация является самой распространенной среди исследователей, поскольку основания для терроризма непосредственно связаны с великими «утопиями» последнего времени - социальной справедливостью и социализмом, нацией и национальной независимостью, возвращением религии к чистоте в ее фундаменталистских формах. Таким образом, рассмотрим терроризм именно по социальной направленности.[5]

Глава 1. Социальный терроризм.

Основоположниками социального терроризма в современной форме были русские народовольцы, которые ставили перед собой революционные, антикапиталистические цели. Данный вид терроризма имеет четко выделенные две ветви – левый и правый терроризм.

Левый терроризм.

Данной разновидности терроризма присуще стремление к разрушению существующей государственной системы и изменению устоявшихся общественных отношений при помощи физического уничтожения власти и запугивания населения. Необходимо выделить факторы, способствующие появлению левого терроризма в обществе:

· экономический кризис, ущемляющий интересы мелких предпринимателей, интеллигенции и лиц свободных профессий;

· массовая безработица среди потенциально активных в политическом отношении слоев населения;

· изоляция или репрессии со стороны правящей элиты по отношению к неугодным оппозиционным движениям, навязывание ею нетрадиционных для данного общества социально-политических нововведений;

· опыт победоносных промарксистских вооруженных движений в странах третьего мира;

· знакомство с концепциями вооруженной борьбы Маригелы, Че Гевары, Мао Цзедуна.

Современный левый терроризм зародился в Латинской Америке, где первыми группировками были уругвайская «Тупамарос», венесуэльские ФАЛН, МИР, использовавшие террор с 1963 года. На этом континенте сыграло роль желание кубинских спецслужб распространить революцию. Часть студентов, настроенных радикально взяли в руки транспаранты и флаги, и пошли отстаивать свои интересы на улице. Они считали, что против власти надо бороться с оружием в руках иначе она их просто не услышит. Так сформировалось первое поколение левых террористов.[6]

Знаковой фигурой левого терроризма был Маригелла – автор книги «Краткое пособие по организации городской герильи», считал, что «каковы бы не были обстоятельства, долг революционера – делать революцию». Он разработал свою концепцию, которая заключается в следующем. Политический кризис необходимо превратить в вооруженный конфликт, с помощью насилия. Власти будут вынуждены трансформировать политическую ситуацию в военную, что заставит массы взбунтоваться против армии и полиции. Маригелла сформулировал цели герильи:

· ликвидация верхушки армии и полиции, при этом экспроприация у крупных собственников средств на борьбу

· провокация репрессий со стороны правительства, сделав жизнь масс невыносимой, что заставит их возмутиться и восстать против правительства.

Самой известной латиноамериканской группой была в 60-е годы уругвайская организация «Движение за национальное освобождение» или «Тупамарос». Это движение возникло в 1962 году из молодых членов Социалистической партии Уругвая и левых католиков, состояло оно в основном из интеллигенции.

К 1967 году «Тупамарос» имели средства и опыт, и перешли к широкомасштабным действиям. Борьба имела 3 направления:

· прямая борьба с режимом;

· операции пропагандистского характера;

· операции по самообеспечению.

Но их действия сопровождались не какими-либо требованиями, а демонстрацией своих возможностей.

Одними из первых прошли эволюцию бразильские левые боевики. Они убивали людей не причастных к власти только лишь за то, что они оказались рядом с их убежищем, хотя первоначальными жертвами избраны были представители власти. Их действия, как и большинства левых, были направлены против жестокости режима.[7]

Европа оказалась также уязвима для терроризма, хотя положение казалось стабильным в этом отношении, да и население было социально защищено. И в 70-х годах левый терроризм все-таки пришел в Старый свет.

Наиболее важным документом, обосновавшим переход к методам терро­ра, был дан одним из лидеров РАФ У. Майнхоф в «Концепции городской герильи», опубликованной в апреле 1972 году. «Городская герилья и классовая борьба», брошюра «Заполнить пробе­лы революционной теории — создавать Красную Ар­мию» - также теоретические наработки данной организации.

В «Концепции городской герильи» группа подчер­кивала факт создания вооруженной организации, которая является составной частью «мировой револю­ционной армии». Левые террористы объясняли свою деятельность наличием глобальной революционной ситу­ации, которую необходимо превратить в революцию.

«Баадер-Майнхоф» заявили, что хотят следующего:

· разрушить миф о всемогуществе и не­уязвимости правящего режима;

· с помощью террора заставить режим «показать свое ис­тинное лицо», разоблачить «фашистов» во властных структурах;

· пропагандой и насилием призвать трудящихся к борьбе, разбудить их от политической спячки: «бомбы против аппарата уп­равления мы бросаем в сознание масс»;

· сделать Красную Армию ор­ганизованной и массовой.

РАФ приняла рекомендации Маригеллы и начала обеспечивать себя документами, оружием и деньгами. Самые громкие террористические акты, совершенные этой организацией – похищение Шлейера, угон самолета Люфтганзы.[8]

РАФ не была единственной террористической организацией в Германии, в 1968 году было создано «Движение 2 июня» (Д-2). Основатель – Ф.Тойфель не был теоретиком, он просто призывал к поджогам, за что весьма скоро оказался в тюрьме.

Интересно, что их теракты носили театрализованный характер – в день рождения президента Верховного суда они позвонили в дверь его дома, вручили ему цветы и расстреляли.

Итальянские левые профессионально подходили к подготовке и совершению терактов, тщательно их разрабатывали, обладали хорошо продуманной структурой, имели свою разведку и контрразведку – все это, безусловно, их сильная сторона, но им это не помогло. К началу 90-х одни прекратили свое существование, а другие оказались сильно ослаблены.[9]

Левый терроризм не ограничивается присутствием только в Германии и Италии, организации существовали и существуют практически во всех странах, только масштаб их деятельности не таков, как в рассмотренных странах. Так во Франции наибольшую известность получила организация «Аксьон дарект» («Прямое действие»), в Бельгии «Боевые коммунистические группы», в Нидерландах «Северный фронт территории», в Греции «Революционные организации – октябрь-80» и «Движение 17 ноября». Ни один член этой организации не был арестован и даже вычислен, не известны они и ни одной контрразведке, международной организации, Интерполу. Численность движения предельно мала – всего 10-15 человек. Идеология – марксизм-ленинизм. Имеют антиамериканскую и антинатовскую направленность, выступают против объединенной Европы, в тоже время против среднего и высшего класса «эксплуататоров», то есть буржуазии. США стали мишенью из-за их поддержки греческой диктатуры. Тактику они используют, такую же, как и многие – запугивание. Некоторые исследователи полагают, что информацию им предоставляют спецслужбы. Таким образом, хорошая подготовка высококлассных специалистов помогла этой организации избежать ошибок, которые совершили левые террористы в Европе.

«Красная Армия Японии» отличалась от других левых большей замкнутостью, авторитарностью, «революционными идеями», доведенными до абсурдности. Она состояла их трех подразделений – военного, идеологического и организационного. В 1971 году позиция КАЯ была изложена в сборнике под названием «Скачок в мировую революционную войну», в котором провозглашалось:

· установление социализма в Японии с помощью бескомпромиссной борьбы;

· осуществление мировой революционной борьбы;

· необходимость создания «Красной Армии» народов Африки, Латинской Америки, Кореи и Японии;

· из таких национальных армий составить «Мировую Революционную Армию»;

· проводником мировой революции должен стать массовый террор против буржуазного государства, представленного его институтами, считали руководители КАЯ. [10]

Еще одна организация «Объединенная освободительная армия» сплотила вокруг себя женщин, педагогов и психологов, которые хотели сплотить в своих рядах людей различного социального статуса, представителей различных рас и народов, социалистические группы и партии для борьбы против «фашистского государства».

Левый терроризм не прижился в США потому, что сами идеи социализма и коммунизма не могут существовать в этом государстве. Они не могут дать гражданам США ничего хорошего, а скорее наоборот лишили бы их очень многого из того, что они имеют. Одним словом «коммунизм там даром не нужен, и воспринимается как угроза демократии».

Подводя итог изложенному выше, можно сказать, что главной идеей левых была «надо сделать как можно хуже, чтобы потом стало лучше». Резкое неприятие отрицательных сторон капиталистического общества, господствующего в нем образа жизни, максимализм в оценках, крайняя нетерпимость к инакомыслящим, жажда немедленных действий по переустройству общества потребления – все это побуждало левых к совершению террористических актов. [11]

Правый терроризм.

Правый терроризм широко известен. Он насквозь пронизан идеями шовинизма, антикоммунизма, нацизма, расизма, основывается на культе сильной личности, превосходстве над остальной нацией, утверждает тоталитарные принципы организации общества.

Самой известной, но далеко не самой сильной американской организацией является Ку-клукс-клан, выступающая против негров и евреев. Создана она еще в XIX веке в 1865 году, а воссоздана в начале 1920-х годов. ККК состоит из небольших независимых групп, члены которых люди физического труда, мелкие торговцы.

Ку-клукс-клан не единственный представитель правого терроризма в США. Практически во всех штатах существуют отделения «Гражданской милиции», численность которых растет с каждым днем. Эта организация полулегальна и военизирована. Члены Гражданской милиции по вероисповеданию разнятся, но их объединяют выступления:

· за приоритет прав личности перед интересами государств;

· за превосходство белой расы над цветными;

· против уничтожающего влияния «цивилизации больших городов»;

· против ООН, в которой видят угрозу независимости США, поскольку в этой организации управляющие – цветные, мусульмане, евреи;

· против мер по ужесточению контроля над оборотом оружия;

· против правоохранительных агентств.

Представители Гражданской милиции являются ярыми сторонниками второй статьи Конституции США, которая предусматривает организацию гражданской милиции, сохраняет за гражданами право на ношение оружия. Многие разделяют бунтарские, антисемитские, расистские взгляды, такие же, как и движение американских патриотов (сторонников белого господства). В этой организации много приверженцев представления о фантастических теориях заговора. Члены этой группы не являются «профессиональными» террористами, вроде тех, что принадлежат к ирландским, баскским, ближневосточным террористическим и крайне левым европейским экстремистским группам последних десятилетий, считают себя обычными гражданами и патриотами, готовыми немедленно взяться за оружие, чтобы защищать свои права.[12] «Каждый здоровый мужчина, каждый патриот обязан защищать свою свободу. Как и солдаты народной милиции времен революции».[13]

Движение ГМ появилось сравнительно недавно, но оно имеет предшественников: “Posse Comitatus” («Мощь страны»), и более поздний вариант «Патриоты Аризоны». Эти группы:

· отвергают любые формы правления выше окружной власти;

· игнорируют существование федерального подоходного налога и налога штата;

· не признают существование федеральной резервной системы;

· не признают верховенства федеральной судебной системы над местными судами.

Было бы ошибкой рассматривать эти организации как движения по отказу от уплаты налогов. Цели и мотивы их гораздо шире. Им всем присущи черты движений христианских патриотов, а именно:

· непринятие любой формы правления выше окружной власти;

· определение евреев, представителей неевропейских рас «детьми сатаны»;

· идея религиозного и нравственного очищения США;

· вера в теорию заговора, осуществляемую евреями и властью;

· призыв к свержению американского правительства.

Таким образом, можно сказать, что всем этим группировкам присущи антифедеральные, бунтарские взгляды, вместе с религиозной ненавистью и расистской нетерпимостью.

1970-е годы были временем расцвета левого терроризма, прежде всего в западных странах. Особой формой социального терроризма стала «городская герилья» в Латинской Америке, идеология которой была разработана бразильским левым коммунистом Хуаном Карлосом Маргелой. Вообще считается, что латиноамериканцы и выходцы из арабских стран являются наиболее восприимчивыми к идеологии социального терроризма.

В 1990-е годы социальный терроризм переживал явный спад, однако нет никаких гарантий, что он не вернется.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: