Доктрина либерализма и неолиберализма как идеологические концепции

Одним из самых распространенных и влиятельных идеологических течений является либерализм.

Либерализм – идеологическая концепция, базирующаяся на принципе полной свободы личности, ставящая целью освобождение личности от оков государства и давления авторитарной коллективности. Принцип либеральной идеологии – свобода человека как условие реализации им своих жизненных прав.либерализм во всех его проявлениях отстаивает требование индивидуальной свободы, достоинства человеческой личности и терпимости ко взглядам и убеждениям других людей. По мнению либералов человек – независимое существо, которое само знает, что ему – хорошо, а что – плохо. Борьба за свободу означает для либералов борьбу за уничтожение всех внешних ограничений, которые накладываются на экономику, политику, физическую свободу человека. Именно на базе этих установок были сформированы основные постулаты либерализма.

Общие ценности либерализма:

1. Свобода, которая является:

а) негативной («свободой от» – от вмешательства, вторжения в частную жизнь, от произвола властей и т.д.), т.е. означающей, что человек не должен принуждаться к совершению поступков, противоречащих его собственной воле, а также встречать преград на пути к реализации своих замыслов;

б) абстрактной, т.е. свободой человека вообще, без учета его расовых, социальных и др. особенностей;

в) индивидуальной, т.е. ее носитель – не группа, класс, нация или иная общность людей, и не организация (государство, партия и др.), а отдельно взятый человек.

2. Права человека, в первую очередь, право на жизнь, свободу и собственность.

3. Индивидуализм. Как отмечал Дж. Милль, «человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно».

4. Номократия – власть законов, а не людей.

5. Рационализм во взглядах на природу человека и общество, связанный с верой в неограниченные возможности разума.

6. Эгалитаризм, т.е. равенство. Данное требование предполагает отсутствие привилегий, т.е. равноправие.

7. Плюрализм – признание существования в обществе различного рода профессиональных, экономических, религиозных, политических ассоциаций, ни одна из которых не может иметь морального превосходства и практического преобладания над другими.

8. Прогрессизм, основанныйна вере в возможность рационального постижения и переустройства мира.

В экономической сфере либерализм предполагает: идеал рыночного обмена, личную предпринимательскую инициативу, «частную» конкуренцию, невмешательство государства в экономику.

Для классического либерализма характерно отрицание принципа патернализма, в соответствии с которым государство должно заботиться о своих подданных так же, как отец заботится о своих детях. И. Кант считал государственный патернализм «наихудшим деспотизмом, какой можно себе представить». В качестве альтернативы в либеральной теории существует концепция А. Смита, предлагающая ограничить сферу ведения государства выполнением трех обязанностей:

1. Содержание вооруженных сил и полиции для защиты сообщества от угроз извне и преступлений.

2. Обеспечение правосудия. Государство обязано, во-первых, устанавливать правовые нормы и способствовать их всеобщему соблюдению; во-вторых, ограждать каждого гражданина от несправедливости и обеспечивать беспристрастное правосудие.

3. Создание и содержание общественных учреждений, которые окупаются для общества в целом, а частным собственникам выгоды не дают.

В теории неолиберализма центральное место занимают проблемы выработки гибкой социальной политики государства, направленной на достижение оптимального баланса спроса и предложения на рынке, обеспечение полной занятости и всеобщего благосостояния. Во времена Нового курса (1933-1939) президента Ф. Рузвельта была опробована неолиберальная экономическая модель «государства всеобщего благоденствия», состоявшая в гибком сочетании государственных и негосударственных рычагов регулирования экономических отношений при сохранении политического плюрализма. Новый этап развития неолиберализма начался с конца 30-х годов ХХ в. благодаря группе экономистов Англии, Австрии, США и Германии по поводу степени вмешательство государства в общественную и экономическую сферы. Развитию неолиберальной политической мысли способствовала критика государства всеобщего благоденствия за порожденные им проблемы:

- бюрократизацию общества;

- революцию растущих притязаний;

- несправедливое перераспределение с точки зрения среднего класса;

- несоответствие потребностям новой стадии экономического развития, наметившейся в 70-е годы ХХ в.

Отличительные черты неолиберализма:

1. Отказ от невмешательства государства в экономику.

2. Умеренный демократизм, недоверие к воле большинства, обусловленное тем, что демократия, апеллируя к воле большинства, зачастую выходит за рамки закона.

3. Арбитраж государства. Идея общества как саморазвивающегося механизма дополнена тезисом о необходимости его периодической коррекции.

4. Расширение функций государства, которое рассматривается как неизбежный процесс, уравновешивающий мощь других организаций (бизнеса и профсоюзов).

Таким образом, проблема хорошего правления решается в неолиберализме не путем его ограничения государства, а путем наделения его дополнительными функциями, связанными с защитой индивидуальных свобод граждан.

22. Доктрины консерватизма и неоконсерватизма в современном мире.

Консерватизм возник как ответная мощная реакция нас самую кровавую в мире Великую Буржуазную Французскую революцию. Консерватизм – идеологические концепции, отражающие приверженность к сохранению сложившихся общественных отношений, абсолютизировании старые общественные порядки и нравы и отрицает необходимость их коренной ломки. Консерваторы исходят из того, что человек животное общественное, но не совершенное. Человек становится всё хуже и хуже и доходит до того, что объявляет себя богочеловеком.

Общие установки консерватизма:

Нравственность (нравственный абсолютизм). Человек – существо несовершенное и греховное, нуждающееся в опеке и нравственных ориентирах. Люди не должны определять принципы общественного устройства и заключать «общественный договор», поскольку человеческий разум не может быть мудрее, чем обычай.

Традиционализм. Любым абстрактным идеалам консерватизм противопоставляет исторический опыт народов, воплощенный в традициях.

Недоверие к демократии, которая, по мнению консерваторов, ведет к разрушению моральных ценностей и торжеству посредственностей, стремящихся угодить толпе.

Антипрогрессизм. Скептицизм по отношению к переменам, недоверие к реформам, осуждение революций.

Политический реализм. Воздержание от любых доктринерских подходов и социальных абстракций.

Антиэгалитаризм. Элитаризм в понимании правильного общественного устройства.

Идеал сильного правительства. У власти же должны быть «правильные люди» – те, кто способен нести бремя власти и реализовывать свои решения.

Осуждение вовлечения масс в политику. Политика – дело правителей, а не народа.

Приоритет локальных ценностей. В отношениях напряженности центра и периферии симпатии консерваторов на стороне последней, поскольку провинция лучше сохраняет традиции и ценности прошлого.

Неоконсерватизм окончательно оформился в 70-80-е ХХ в., благодаря переосмыслению положений классического консерватизма в контексте постиндустриальной стадии развития общества. После экономического кризиса 1973-1974 гг. именно эта идеология оказалась наиболее действенной альтернативой либерализму и социал-демократизму.

Установки неоконсерватизма:

Идеологический детерминизм. Идеологическое оформление консерватизма связано с признанием власти идей над людьми, а также того, что для победы на выборах нужно иметь программу действий и участвовать в идеологических дискуссиях.

Признание демократии. Человеческая способность быть справедливым сделала демократию возможной, но человеческая склонность к несправедливости сделала демократию необходимой.

Агностицизм. Признание амбивалентности человека, т.е. того, что человек и хорош, и плох одновременно, а его жизнь слишком сложна, чтобы однозначно судить о том, что является для него благом, а что – злом.

Моральная значимость институтов. Культурные формы рассматриваются в неоконсерватизме как первичные по отношению к экономическим и политическим.

Ценность промежуточных структур, отделяющих человека от государства, которые должны восстановить мораль, традиции, привести к религиозному возрождению.

Среди современных модификаций консервативных идеологий можно выделить реформистский консерватизм, возникший во 2-й пол. XIX в., когда консерватизм начал ориентироваться на защиту интересов буржуазии, и рыночный консерватизм, отстаивающий некогда либеральные ценности – свободу частного предпринимательства и невмешательства государства в экономику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: