Политическая философия неолиберализма

Неолиберализм – политическая доктрина, согласно которой рыночные отношения являются основой системы этических норм, достаточной для регулирования всех человеческих действий. Практики неолиберализма добиваются минимизации участия государства в экономике, приватизации госпредприятий. Последствия такой политики – уменьшение социальных гарантий, усиление социального расслоения общества, сужение демократического пространства.

В качестве основоположников неолиберального поворота часто называют Маргарэт Тэтчер и Рональна Рейгана. Однако впервые идейные основы неолиберализма были заложены политическим философом Фридрихом фон Хайеком, создавшим в 1947 году Общество Мон-Пелерин (Mont Pelerin Society), названного так по имени курорта в Швейцарии, где проходили встречи. Среди известных участников – Людвиг фон Мизес, Милтон Фридмен, Карл Поппер. Главная цель Общества - защита либеральных идеалов индивидуальной свободы перед лицом марксистской и социалистической экспансии, а также - противодействие распространению кейсианства в экономической теории.

Фон Хайек утверждал, что именно соревнование либеральных идей с идеями марксизма, социализма и кейсианства является наиболее важным моментом политической борьбы. Чтобы выиграть это противостояние потребуется, как минимум, одно поколение. Общество Мон-Перелин добилось поддержки со стороны американских и британских политических и финансовых кругов. К 1970 –м годам идеи, пропагандируемые Обществом, стали играть центральную роль в экономической политике США и Великобритании. Популярность этих идей росла и в академических кругах. Неолиберальная теория получила академическое признание: в 1974 году фон Хайек получил Нобелевскую премию по экономике, а в 1976 году Нобелевской премией был награжден Милтон Фридман.

По словам Д. Харви, превращение неолиберализма в новую экономическую доктрину, призванную регулировать общественную политику на государственном уровне в развитых капиталистических странах, произошло в США и Великобритании в 1979 году. В мае того же года Маргарет Тэтчер была избрана премьер-министром Великобритании с надеждой на серьезные реформы в экономике. Тэтчер поддержала идеи неолиберализма в том плане, что кейсианство должно быть забыто и что монетаристские решения, определяющие спрос, должны стать ключевыми для борьбы со стагфляцией. Новая политика предполагала конфронтацию с профсоюзами, неприятие любых форм социальной солидарности, подрывающих основы конкуренции, серьезное сокращение всех социальных обязательств государства, поощрение предпринимательской активности, поощрение иностранных инвестиций. Как заявляла Тэтчер, не существовало «такого явления, как общество, - только отдельные мужчины и женщины» и, как она же добавила позже, еще и их семья. Все формы социальной солидарности должны были исчезнуть и уступить место индивидуализму, частной собственности, семейным интересам[97]. Альтернативы данной политики, по мнению Тэтчер, не существует.

С победой Рональда Рейгана на президентских выборах в США в 1980 году начался поворотный момент в утверждении идей неолиберализма в политико-экономическом курсе страны. Советники Рейгана были убеждены, что только монетаристское «лечение» способно оздоровить американскую экономику

Самый первый эксперимент по созданию неолиберального государства был поставлен в Чили после переворота Пиночета – ставленника США - 11 сентября 1973 года. Переворот был направлен против демократически избранного президента Сальвадора Альенде, который взял курс на национализацию, в результате которого в стране произошел экономический кризис. Для разработки программы восстановления чилийской экономики была приглашена группа американских экономистов из Чикагского университета, которую называли «чикагские мальчики». Идейной основой программы «чикагских мальчиков» стали работы Милтона Фридмена и других представителей либертарианства.

Пиночет ввел группу американских экономистов в правительство. Их первой задачей были переговоры с Международным валютным фондом (МВФ) о займах для Чили. Работая с МВФ, экономисты реструктурировали экономику страны в соответствии с доктриной неолиберализма: были отменены результаты национализации и снова приватизированы государственные активы, природные ресурсы; была приватизирована система социального обеспечения, введены стимулы для прямых иностранных инвестиций и свободной торговли. В результате этих мер в стране началось оживление экономики. Однако в 1982 году разразился долговой кризис, который заставил внести коррективы в неолиберальную стратегию.

В настоящее время доктрина неолиберализма занимает доминирующее положение в политических кругах ведущих стран мира, входящих в «большую восьмерку» (G8).

Наиболее полный теоретический анализ политической доктрины неолиберализма содержится в работе Дэвида Харви «Краткая история неолиберализма. Актуальное прочтение».

Согласно Д.Харви развитие неолиберализма приходится на эпоху информационного общества. Соединение стратегии рыночного радикализма и информационных технологий привело на практике к значительному уплотнению рыночных транзакций во времени и в пространстве, к «сжатию пространства и времени»[98]. Это придало неолиберализму новый импульс и способствовало широкому распространению его идей.

Харви задается вопросов, каким образом неолиберализму удалось завоевать общественное мнение, проникнуть глубоко в сознание масс и политических элит «Как же сформировался общественный консенсус, сделавший легитимным поворот к неолиберализму?»[99]. Отвечая на него, исследователь отмечает: «Мощному идеологическому влиянию подверглись корпорации, средства связи и многие другие институты, составляющие гражданское общество – университеты, школы, церковные общины, профессиональные организации». Все это привело к тому, что многие интеллигенты начали поддерживать неолиберальный образ мысли. «Сформировалось общественное мнение о том, что неолиберализм есть единственная гарантия свободы в обществе». Люди приходили к убеждению, что политика неолиберализма является единственным и «естественным» способом поддержания социального порядка[100].

Своим укоренением в массовом сознании неолиберализм обязан таким идеям как консюмеризм, свобода потребительского выбора, свобода в выборе средств самовыражения. Повышение свободы выбора преподносилось как благо не только для капитала, но и для трудящихся. Было несложно сделать неолиберальные ценности частью «общего мнения» для большинства трудящихся. «Эта возможность была использована для создания системы эксплуатации, обеспечивающей гибкость накопления» [101].

Неолиберализация требовала создания неолиберальной массовой культуры, основанной на рыночных отношениях. В интеллектуальной среде неолиберазизм получил распространение, поскольку оказался созвучен с принципами нарциссизма и многокультурности постмодернизма. «Неолиберализм, - отмечает Харви, - оказался вполне совместимым с культурным импульсом, получившим название постмодернизм, который долгое время развивался, но никак не оформлялся в полноправную культурную и интеллектуальную доминанту»[102].

Представители правящих кругов и крупных корпораций стран Запада чисто интуитивно усмотрели в идеологии неолиберализма свой классовый интерес, даже не читая работ Хайека и Фридмана. Для пропаганды неолиберализма были предприняты серьезные шаги в области создания и финансирования аналитических центров и исследовательских институтов, таких как Heritage Faundation, Hoover Institute, American Enterprise Institute и др. Центрами неолиберальной философии стали бизнес-школы, возникшие в таких престижных университетах как Стэнфорд и Гарвард.

К 1990 году неолиберальная идея становится популярной в ученых кругах большинства экономических факультетов ведущих исследовательских университетов и в бизнес-школах. Американские исследовательские университеты сыграли большую роль в распространении неолиберализма, поскольку на их базе были подготовлены многие зарубежные специалисты, которые, возвращаясь в свою страну, стали ключевыми фигурами в процессе внедрения неолиберальной теории.

Появлялись все новые книги и публикации. Самой популярной была работа Р.Нозика «Анархия, государство и утопия». Большое значение для пропаганды неолиберальных ценностей имело создание телевизионной версии книги М. Фридмана «Free to Choose».

Доктрина неолиберализма рассматривается Харви как идеология крупных капиталистических корпораций, которые заинтересованы в ее продвижении.

Итогом всемирной реализации неолиберальных идей стала доктрина, получившая название «Вашингтонский консенсус». Данное название придумал американский экономист Джон Уильямсон в 1989 году для обозначения основных принципов неолиберальной программы, которые призваны обеспечить некий стандарт, необходимый для проведения реформ в мире, подверженном глобальным экономическим кризисам.

Данная программа, прежде всего, была направлена на страны Латинской Америки и включала набор из 10 основных шагов в сфере экономики, которые необходимо осуществить любому правительству для построения в стране современной финансовой и экономической системы западного типа. В частности, следовало осуществить либерализацию (дерегулирование) экономики, приватизацию государственного сектора экономики, усилить фискальную дисциплину (поддержание минимального дефицита бюджета за счёт сокращения социальных программ), защиту собственности и прав собственников, снижение ограничений для прямых иностранных инвестиций, свободную конвертацию национальной валюты, либерализацию внешней торговли (в основном за счет снижения ставок импортных пошлин), либерализацию финансовых рынко, снижение предельных ставок налогов, реорганизацию структуры бюджетных расходов в сторону приоритетности здравоохранения, образования и инфраструктуры.

Центральное место отводилось трем организациям, имеющим штаб-квартиру в Вашингтоне, – МВФ, Всемирному банку и министерству финансов США (отсюда и сам термин «вашингтонский консенсус»). Именно данные организации, объединяясь только в глобальные рамки, дозволяют свободу отдельным экономикам и государствам в их пределах. Некоторые авторы, по словам Дж. Уильямсона, называют «вашингтонский консенсус», «ужесточенной версией неолиберального курса».

Впоследствии термин «вашингтонский консенсус» получил расширительное толкование и стал пониматься как господство принципов рыночного фундаментализма и, по сути, стал синонимом термина «неолиберализм». В этом понимании принципы «вашингтонского консенсуса» подвергались критике со стороны многих видных экономистов, включая Джорджа Сороса и Джозефа Стиглица.

Особое место в теории неолиберализма занимает понимание неолиберального государства. Рассмотрим основные его характеристики, согласно адептам неолиберализма.

Смысл государственной власти – создать и оптимизировать условия для накопления капитала независимо от последствий этого для занятости или социального благополучия. Для достижения этой цели предполагается соединить политическую свободу со свободой рынка и торговли Неолиберализм рассматривается как потенциальное противоядие от угроз капиталистическому социальному порядку и как решение проблем капитализма.

Неолиберальное государство заботится о выполнении этой задачи, о поддержке и стимулировании (налоговыми льготами и другими послаблениями всех деловых интересов, утверждая, что это будет способствовать росту и инновациям и что это единственный способ искоренить бедность и обеспечить в конечном итоге более высокий уровень жизни массе населения.

Неолиберальное государство особенно усердно занимается приватизацией активов для открытия новых областей для накопления капитала. Сектора, которые прежде управлялись или регулировались государством (транспорт, телекоммуникации, нефть и другие природные ресурсы, предприятия коммунального обслуживания, жилье, образование), передаются частной сфере или дерегулируются. Поэтому лозунг неолиберального государства — «гибкость» (на рынках труда и при размещении инвестиционного капитала). Оно превозносит достоинства конкуренции, фактически открывая рынок централизованному капиталу и монополистической власти.

Во внутренних делах неолиберальное государство враждебно (а в некоторых случаях открыто репрессивно) относится ко всем формам социальной солидарности (наподобие профсоюзов или других социальных движений, которые приобрели значительное влияние в социал-демократическом государстве), которые накладывают ограничения на накопление капитала. Это не означает упразднения всех форм регулирующей деятельности или государственного вмешательства. Бюрократические правила, гарантирующие «подотчетность» и «эффективность издержек» государственных секторов, которые не могут быть приватизированы, расцветают вовсю.

В последние годы неолиберальная доктрина подвергается серьезной критике не только со стороны ее идейно-политических противников, но и представителей ее основных институтов. К примеру, на ежегодном заседании МВФ и Всемирного банка 3 апреля 2011 года в Вашингтоне директор-распорядитель МВФ Доминик Стросс-Кан сказал, что основополагающие принципы западной экономики, заложенные в «Вашингтонском консенсусе», оказались нежизнеспособны. Стремление каждого государства обеспечить минимальный бюджетный дефицит, высокие темпы экономического роста, свободного и неподконтрольного государству финансового рынка и либеральных (то есть низких) налогов - все это привело к тому, что мировой экономический кризис стал неизбежным.

Неолиберальная глобализация как негласный проект изначально предполагала соединение свободы передвижения капиталов и товаров с раздробленностью мира. Национальные границы должны были создавать локальные зоны с разными условиями, которые корпорации могли использовать в своих интересах. И если свободы для товарной продукции и капиталов значительно расширялись в 1980-2008 годах, то на пути человека вставали новые границы, визы и бюрократические инстанции. Итогом неолиберальной политики стало усложнение легализации иммигрантов. Фактически уже к началу мирового кризиса сложилась (с дальним прицелом на неконсервативное будущее) система правового разделения людей на классы. Многоуровневая система правового неравенства не была создана в результате повсеместно повторяемых ошибок. Она явилась продуктом последовательной работы по созданию удобного для крупного бизнеса мирового порядка. Коммерциализация системы образования, разрушение ее как общественно-полезного института должны понизить культурный уровень «привилегированных» групп трудящихся. Деградация интеллекта и сокращение числа обладателей высшего образования также служит этому «благому» делу – созданию более однородного в силу своей низкой грамотности общества.

Доминик Стросс-Кан также заявил о необходимости внедрения принципа справедливости в условиях глобальной экономики, но справедливости не капиталистической, а «с человеческим лицом».

Современная критика неолиберализама основывается на том, что внутренние силы буржуазного общества не в состоянии сами по себе обеспечить нормальный процесс воспроизводства. Растет понимание опасности того, что реализация данной доктрины может привести к угрозе благосостояния большинства населения.

Вопросы для самостоятельного контроля:

1. Каковы ключевые идеи и принципы либертарианства?

2. По каким вопросам концепта справедливости полемизировал Нозик с Ролзом?

3. Что представляет собой теория историческая справедливость Нозика?

4. Каковы идейные источники доктрины неолиберализма?

5. В каких странах впервые была реализована политическая теория неолиберализма?

6. Что такое Вашингтонский консенсус?

Литература:

1. Алексеева Т.А. Современные политические теории. – М.: Изд-во РОССПЭН, 2001.

2. Боуз Д. Либертарианство: История, принципы, политика / Дэвид Блуз; Пер. с англ. Под ред. А.В. Куряева. – Челябинск: Социум, Cato Institute, 2004.

3. Грей Джон. Поминки по Просвещению: Политика и культура на закате современности / Пер. с англ. Л.Е. Переяславцевой, Е. Рудницкой, М.С,.Фетисова и др., под общей ред. Г.В.Каменской. – И.: Праксис, 2003.

4. Реале Джованни., Антисери Дарио. Западная философия от истоков до наших дней. Книга 4. – М., 1997.

5. Харви Дэвид. Краткая история неолиберализма. Актуальное прочтение /Пер. с англ. Н.С. Брагиной. М.: Поколение, 2007.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: