Цена на любой товар состоит из определенных элементов, перечень которых меняется в зависимости от вида цены. Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в долях или процентах, представляет собой структуру цены.
Себестоимость продукции | Прибыль предприятия | Акциз по подакцизным товарам | НДС | Снабженческо-сбытовая надбавка | Торговая надбавка |
Оптовая цена предприятия без НДС (1,2) | |||||
Отпускная цена предприятия без НДС (1,2,3) | |||||
Отпускная цена предприятия с НДС (покупная цена оптового посредника) (1,2,3,4) | |||||
Продажная цена оптового посредника (покупная цена розничной торговли) предприятия (1,2,3,4,5) | |||||
РОЗНИЧНАЯ ЦЕНА (100%) (1,2,3,4,5,6) |
Каждый последующий вид цены включает в себя предыдущий.
Определение структуры цены позволяет понять, какую долю в цене составляют себестоимость, прибыль и налоги. На основе этой информации можно принимать решения о возможных резервах и направлениях снижения цен, издержек, об увеличении прибыли, т.е. разрабатывать стратегию и тактику ценообразования на предприятии. Если в структуре цены наибольшую долю занимает себестоимость, то это можно воспринимать как сигнал к снижению конкурентоспособности, поскольку предприятие не может принимать полноценное участие в ценовой конкуренции. Большая доля прибыли и налогов, и низкая доля себестоимости свидетельствуют об обратной ситуации - предприятие конкурентоспособно и может в конкурентной борьбе использовать фактор снижения цен более свободно.
|
|
Когда известна структура цены, можно легко представить себе, как на ней сказывается двойное налогообложение (в случае, если товар облагается акцизом), а также влияние большого числа посредников на формирование структуры розничной цены (чем шире круг посредников, тем большее число раз будут повторяться такие элементы, как покупная и розничная цена оптового посредника, что приведет к возрастанию доли снабженческо-сбытовых надбавок в розничной цене).
Доля себестоимости в составе цены нуждается в дополнительном тщательном анализе. Это связано с тем, что все издержки производства продукции и оказания услуг делятся на условно-переменные, доля которых в составе себестоимости может быть разной, и условно-постоянные. Если предприятие намечает снизить долю издержек в цене продукции, то оно должно провести дополнительный анализ в этой области.