Запоминаем Регламент (от франц. reglement, regle — правило) — правила, устанавливающие время проведения мероприятий, порядок осуществления деятельности, ограничивающие определенными пределами; регламентация — процесс установления правил и контроля за их соблюдением с целью упорядочения и рационализации деятельности. Документ — зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать, не смешивать с бланком — стандартным листом бумаги, на рабочем поле которого размещаются символические графические знаки и ограничительные линии, служащие ориентирами при оформлении. Локальный нормативный акт — это юридический документ, содержащий нормы трудового права, направленный на регулирование трудовых и иных, связанных с ними, отношений и принятый в установленном порядке в пределах своей компетенции и полномочий работодателем в соответствии с действующим законодательством, коллективным договором, соглашениями. Унификация документов (от лат. uni — один, facere — делать) — установление единообразия в оформлении документации, приведение документации к единой форме. Преамбула — (от франц. preambule — предисловие) — вводная или вступительная часть правового акта, в которой излагаются принципиальные положения, мотивы и цели его издания. | Записываем |
Изучаем
1. Уровни нормативно-правового регулирования деятельности по управлению персоналом:
– государственный:
– федеральные законы, регламентирующие отдельные стороны трудовых отношений, в том числе охрану труда. Основные нормы трудового права содержатся в Трудовом кодексе Российской Федерации;
– указы Президента Российской Федерации;
– постановления Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;
– законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
– нормативные правовые акты органов местного самоуправления, содержащими нормы трудового права.
– организационный — локальные нормативные акты организации (ЛНА).
Нормативно-правовое обеспечение управления обеспечивает следующие преимущества организации:
1) позволяет руководителям, установившим четкие правила, не отвлекаться на текущие и незначительные проблемы управления;
2) позволяет комплексно представлять систему управления организацией: где заканчивается и начинается очередная зона полномочий и ответственности, кто руководит тем или иным процессом и как оцениваются результаты этой деятельности;
3) позволяет описать способы (технологии) достижения намеченных целей;
4) точно отражая деятельность конкретного сотрудника, позволяют избегать конфликтов и споров;
5) не требуя дополнительных капиталовложений, позволяет систематизировать работу персонала, сделать ее более эффективной, повысить ее значимость.
2. Деятельность организации регулируется различными документами. Внешняя деятельность — взаимодействие с государственными органами, партнерами, общественными организациями — регулируется нормативными законодательными актами, действующими на той территории, на которой организация функционирует, а также ее учредительными документами. Внутренняя деятельность регулируется локальными нормативными актами, перечень которых определяет сама организация.
Принципиальный подход к разработке и принятию ЛНА сформулирован в ст.ст. 8 и 9 ТК РФ. В соответствии со ст. 8 ТК РФ работодатель может принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.
3. Систему локальных нормативных актов (ЛНА) организации, создающих нормативно-правовую основу управления персоналом, составляют документы:
– основополагающие (устав и др.);
– организационные (штатное расписание, должностные инструкции, положения и т.п.);
– процедурные (положения, инструкции, порядок, расписания, графики и др.),
– распорядительные документы (приказы, распоряжения и др.);
– информационные документы (акты, докладные и служебные записки, протоколы и т.д.)
4. С целью повышения управляемости организации необходимо регламентировать деятельность субъектов и процессы деятельности.
Субъекты деятельности могут быть индивидуальными (работники) и коллективными (подразделения). Для регламентации деятельности субъектов используются организационные документы: должностные инструкции, положения о подразделениях или должностных лицах.
Процессы деятельности — это различные направления, в рамках которых субъекты выполняют свою работу, используя выделенные для этого ресурсы. Для регламентации процессов применяются нормативные документы (положения о направлении деятельности, рабочие инструкции, методические рекомендации). При разработке и мониторинге нормативных документов работники кадровых служб играют ведущую роль как специалисты, умеющие проводить анализ деятельности и разрабатывать понятные тексты.
5 . Перечень и назначение локальных нормативных актов:
Наименование регламентов | Назначение |
Штатное расписание | Регламентация кадрового состава |
Должностная инструкция | Регламентация деятельности на рабочем месте |
Квалификационный справочник должностей | Регламентация профессионального уровня работников |
Положения о структурных подразделениях | Регламентация исполнения определенных функций |
Положения об оплате труда, о стимулировании, о поощрении и др. | Регламентация отдельных направлений деятельности |
Правила внутреннего распорядка | Регулирование дисциплины труда |
Делаем выводы
1. Для эффективного управления персоналом необходимо регламентировать внутреннюю деятельность организации. Необходимость урегулирования порядка управления персоналом возникает в организации в процессе ее роста и развития деятельности. Если не установлен четкий порядок распределения обязанностей и ответственности, управленческие воздействия остаются неформальными, полномочия и ответственность фиксируются на уровне устных поручений и у работников появляется возможность воспользоваться недоговоренностями.
2. Нормативно-правовое обеспечение управления персоналом организации составляет многоуровневая система законодательных и нормативных документов, отражающих систему международных, российских правовых, корпоративных и этических норм, правил и регуляторов деятельности.
3. Локальные нормативные документы, разрабатывающиеся в организации, представляют собой систему документов, являющихся основой управления персоналом. Значимость и статус локальных нормативных актов организации существенно повысились, так как в условиях рыночной экономики, децентрализации управления трудовыми отношениями только государственные законодательные и правовые акты не в состоянии обеспечить необходимую полноту правового регулирования многоплановой деятельности организаций различных организационно-правовых форм.
4. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, призваны:
– конкретизировать положения трудового законодательства актов с учетом особенностей труда в организации;
– повышать гарантии, предоставленные работникам нормативными правовыми актами вышестоящего уровня;
– устанавливать требования к условиям труда, определение которых прямо отнесено к компетенции работодателя.
5. Специалисты кадровых служб руководят процессом разработки и мониторинга организационных документов.
Выполняем
Задание 1. Найдите в Трудовом кодексе РФ статьи, в которых упомянуты локальные актам работодателя. Какие именно и в связи с чем они упоминаются? Какие локальные акты работодатель может принимать?
– единолично;
– с учетом мнения представительного органа работников;
– по согласованию с представительным органом работников;
– совместно с представительным органом работников?
Задание 2. Впишите в таблицу недостающие элементы
Группы ЛНА | Предмет регламентации | Примеры ЛНА |
Основополагающие | Юридический статус, сфера и виды деятельности | |
Принципы и виды социально-трудовых отношений | Стратегия развития Концепция кадровой политики Коллективный договор и др. | |
Процедурные | Положение о вознаграждении, положение об оплате труда, положение о стимулировании, положение о моральном поощрении и др. | |
Организационные | Организация управления персоналом | |
Распоряжение, приказ | ||
Информационные |
Задание 3. Приведите примерылокальных нормативных актов соответствующих форм
Формы | Примеры |
Положение | |
Порядок | |
Правила | |
Договор | |
Инструкции | |
Расписания | |
График |
Задание 4. Составьте схемуклассификации нормативных актов по уровням и видам
Задание 5. Узнайте, какие локальные нормативные акты есть в организации — месте Вашей работы (практики)? Что они регламентируют?
Улыбнитесь!
«Принцип Простых Правил: необходимо дать людям ясные правила, четкие границы и обеспечить их структурой, в рамках которой они могут сотрудничать друг с другом с достаточной свободой…»
ПРИНЦИПЫ И ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ
Запоминаем Модель — условный образ объекта изучения или управления, отражающий его основные характеристики (свойства, взаимосвязи, структурные и функциональные элементы и т.п.); моделирование — метод познания на основе создания модели. Структура (от лат. structura — строение) — внутреннее устройство чего-либо, скрытое внешней формой; совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность. Принцип гуманности ( от лат. humanus — человеческий, человечный) — требование при разработке локальных нормативных актов руководствоваться признанием человека высшей ценностью, имеющего права и свободы. Принцип научности — требование соблюдать научно-методические подходы к созданию регламентирующих документов при разработке локальных нормативных актов. Принцип законности — требование строго соблюдать правовые нормы и положения при разработке локальных нормативных актов. | Записываем |
Изучаем
1. Технологиярегламентирования деятельности по управлению персоналом
2. Принципы разработки, определения содержания и структуры локальных нормативных актов.
Принципы | Сущность |
Гуманности | Документы должен повышать и закреплять социальный и профессиональный статус работника |
Системности | В системе локальных нормативных актов, наряду с их определенной иерархией, можно выделить документы, имеющие равноправное значение и независимое действие |
Концептуальности | Каждый документ должен соответствовать общим принципам, подходам к реализации кадров ой политики |
Преемственности | Документы должны иметь свое логическое продолжение |
Обновляемости | Документы должны своевременно пересматриваться в соответствии с изменениями социально-экономических условий и законодательства |
3. Требования к локальным нормативным актам организации:
– не противоречить Трудовому кодексу, иным федеральным законам, указам Президента и постановлениям Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации;
– не содержать норм, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством, нормативными актами (указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, актами федеральных органов исполнительной власти), законами субъектов Российской Федерации, нормативными актами органов местного самоуправления, а также соглашениями и коллективными договорами.
Если документы приняты с нарушением этих требований, они являются недействительными и не подлежат применению с момента их принятия. В таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
4 . Этапы работы при создании локальных нормативных актов:
1. Выявление потребности и изучение состояния правового регламентирования данного вида кадровых отношений;
2. Принятие решения о необходимости локального акта и разработка его концепции;
3. Определение вида документа, разработка структуры и основного содержания проекта локального нормативного акта;
4. Финансово-экономическое обоснование документа;
5. Юридическая экспертиза локального акта;
6. Согласование проекта документа с заинтересованными лицами;
7. Апробирование проекта документа, уточнение его содержания;
8. Официальное рассмотрение проекта акта, его оформление, подписание, вступление в законную силу;
9. Доведение содержания локального нормативного акта до работников;
10. Контроль за реализацией документа.
5. Структура локальных нормативных актов включает следующие элементы:
– Целевое предназначение документа;
– Четкое определение предмета регулирования;
– Место данного документа в системе локальных нормативных актов и его законодательная база;
– Задачи, условия и формы реализации регламентируемой деятельности;
– Критерии оценки эффективности деятельности.
Делаем выводы
1. Локальные нормативные акты служат средством уточнения и детализации общих норм права применительно к деятельности конкретной организации, призваны регламентировать осуществление мер управлению персоналом.
2. Локальные нормативные акты являются формой выражения и придания легитимности кадровой политике организации.
3. Локальные нормативные акты, определяющие условия труда, по общему правилу должны приниматься с учетом мнения работников, так как в них проявляется двуединость регулирования трудовых отношений: сочетание договорных начал с локальным нормотворчеством представительного органа работников.
4. Каждый локальный нормативный акт может иметь свою структуру и включать разделы, связанные со спецификой содержания.
5. Совершенствованию процесса разработки локальных нормативных актов в организации способствуют корпоративные стандарты, устанавливающие требования к качеству документов.
Выполняем
Задание 1. На схеме технологии регламентирования управления персоналом (п. 1) найдите и подпишите цель, задачи, принципы, методы и результаты деятельности.
Задание 2. Создайте схему этапов разработки локальных нормативных актов
Задание 3. Запишите сущность принципов разработки ЛНА.
Принципы | Сущность |
Законности | |
Конкретности | |
Структурности | |
Делового стиля речевого оформления | |
Современности |
Задание 4. Создайте схему структуры ЛНА.
Задание 5. Проанализируйте извлечение из документа с точки зрения соответствия содержания принципу законности.
Улыбнитесь!
Анекдоты про управление персоналом
Директор фирмы приглашает к себе одного из служащих.
- Я слышал, - говорит он, - что вы постоянно молитесь о повышении зарплаты. Это правда?
- Правда, господин директор.
- В таком случае я должен вам сказать, что ваше желание никогда не сбудется.
- Почему же, господин директор?
- Потому что я не люблю, когда мои служащие обращаются в вышестоящую инстанцию через мою голову.
Очень тактичный начальник не знает, как сообщить секретарше, что она уволена...
- Маша, Вы так великолепно справляетесь со своими обязанностями, что я даже не знаю, что бы мы делали без Вас. Но с понедельника мы все-таки попробуем...