Особенности содержания

На основе этих идей можно выстроить следующую структуру методики:

1. Цель (она конкретна – общая коллективная забота об окружающих людях и окружающей деятельности)

2. Конкретные дела (КТД)

3. Результаты:

а) личностный (изменения, происшедшие в самом себе, коллективе) - ощущение радости, удовлетворения от сделанного;

б) количественный/качественный – изменение, усовершенствование окружающей среды.

4. Оценка и общественное мнение.

КТД – это социальное творчество, направление на служение людям, Родине, творчество самостроительства личности.

Его содержание – забота о себе, о друге, о своем коллективе, о близких и далеких в конкретных практических социальных ситуациях.

Мотивом деятельности детей в КТД является стремление их самоутверждению, самовыражению. Широко используется игра, состязательность.

Алгоритм организации и проведения КТД состоит из этапов:

· поиск;

· целеполагание;

· прогнозирование и планирование;

· реализация;

· аналитико-рефлексивная деятельность.

Схема алгоритма организации и проведения КТД

Стадия Педагогическое целеполагание Методы. Формы деятельности коллектива
1. Предварительная работа - для чего, с кем? - с какой целью? - кто может помочь? - как подключить детей, родителей? - кому быть организатором? «Нацеливающие» воспитательные мероприятия: - «стартовая задача» - товарищеская беседа - рассказ-размышление - убеждение на собственном опыте
2. Коллективное планирование - какие дела проведем? - на радость и пользу кому? - где лучше провести? - с кем вместе провести? Сбор-старт: - обоснование предложений - анализ задач на размышление - творческий поиск - открытая дискуссия - выбор Совета Дела

ЗАДАЧА ПЕДАГОГА: помочь в выполнении конкретных поручений.

На этом этапе позиция педагога требует тонкой педагогической инструментовки.

3. Коллективная подготовка дела - как развивать положительные качества ребят? - как преодолеть отрицательные? - как включить всех в активный творческий поиск? - как научить детей преодолевать трудности, не поддаваться соблазнам? - увлечение добрыми сюрпризами - помощь товарищеским советом - товарищеский контроль - поощрение, доверие - увеличение делом, поиском, романтиком, игрой - уточнение проекта коллективного творческого дела

ЗАДАЧА ПЕДАГОГА: главной заботой является накопление каждым участником опыта организаторской и исполнительской работы.

Каждому ребенку необходимо научиться командовать и подчиняться товарищу.

на этом этапе формируются отношения содружества, ответственной зависимости.

4. Проведение КТД - как воодушевить воспитанников и помочь им сосредоточиться на главном в КТД? - как увлечь личным примером? - как добиться родственной перспективы близкого успеха? - как научить ребят выходить из затруднительного положения? Любые виды КТД Формы КТД: - операции - эстафеты - конкурсы - смотры - соревнования - диспуты и т.д.

ЗАДАЧА ПЕДАГОГА: сосредоточить педагогическое внимание на том, как отношения содружества сказываются на успехе проводимого дела, а затем подготовиться к анализу и подведению итогов.

5. Коллективное подведение итогов - как убедить ребят в необходимости дальнейшего улучшения своей окружающей жизни? - как научить анализировать и оценивать свою работу? - как сделать, чтобы коллективный анализ стал традицией? - товарищеский разговор - сборы огоньки - поддержка, побуждение - товарищеское поручение - награда - контроль, требование - обсуждение, награда - наказание

ЗАДАЧА ПЕДАГОГА: способствовать тому, чтобы ребята размышляли о причинах успехов и неудач, учились видеть влияние отношений на результативность общего дела.

подведение итогов способствует выработке общественного мнения. Отношения содружества между взрослыми и детьми являются предпосылкой того, что педагогическая оценка являются для детей личностно значимой и способна оказать воздействие на формирование их оценки и самооценки.

6. Важнейшее последействие - как научить реализовывать выводы и предложения? - как научить воспитанников использовать полученный опыт в жизни коллектива? - как научить учащихся осуществлять собственные решения? - расстановка сил, доверие - радостная перспектива - выполнение чередующихся поручений - преемственность в делах - взаимопомощь

ЗАДАЧА ПЕДАГОГА: организовать использование учениками и в учебной работе, во внеурочной жизни опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении КТД.

Вопросы для обсуждения прошедшего дела

(по работам И.П.Иванова)

1. Какими мы были?

2. Что было хорошо? Что получилось?

3. Что было плохо? Что не получилось? Почему?

4. Что надо сделать, чтобы было лучше?

5. как нам жить дальше?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: