Первый день пребывания в лагере очень труден и для взрослых, и для детей. Вожатому необходимо запомнить имена ребят и помочь им познакомиться друг с другом. Если группа неоднородна по составу (напр., если ребята разные по возрасту, или представляют делегации разных районов с уже сложившимися отношениями), то велика вероятность того, что ребята не станут проявлять активность и инициативу, а предпочтут работать в сложившейся микрогруппе.
Предложенные игровые упражнения помогут адаптировать детей в условиях нового коллектива, создать атмосферу дружелюбия и взаимного интереса.
Для начала необходимо обсудить правила работы в отряде, например:
1) Правило добровольного участия.
2) Правило «закрытой зоны» (т.е. все, что происходит в отряде, касается только членов данного отряда и не подлежит обсуждению вне его рамок).
3) Правило «уважения индивидуальности» (стараться увидеть в каждом личность, никого не осуждать, не приклеивать ярлыков, не бояться удивляться новому в себе и других).
|
|
4) Правило «летучего облака» (поддержание в отряде атмосферы доверия и внимательности друг к другу).
Для проведения игр в круге, отрядных огоньков, собраний и др. с целью активизации общения можно использовать «фетиш» - предмет (игрушку, мяч, шишку и т.д.), который передается по кругу от одного участника другому. Человек, в руках которого находится предмет, имеет право высказаться и быть услышанным другими участниками.
«Снежный ком»
Участники садятся в круг. Первый участник называет свое имя (в той форме, которая ему нравится), второй – повторяет имя первого, а затем добавляет свое, третий – повторяет имена первых двух участников и т.д. Последний участник (лучше, если это будет вожатый) называет имена всех игроков.
Возможно усложнение: помимо имени называть ассоциацию – качество, которым этот человек обладает, никогда не обладал, никогда не хотел обладать и т.д. – первая буква которого совпадает с первой буквой имени: А ндрей – А ктивный, К сения – К онтактная, С аша – С ильный, Д има – Д обрый и т.д. Все остальные участники повторяют и имя, и качество.
«Зеркало»
Попросите участников разбиться на пары, желательно из ранее не знакомых между собой участников. Задание: внутри пары в течение 2-х минут обменяться короткими рассказами о себе (по минуте на каждого участника). Затем происходит рассказ пары друг о друге от первого лица.
Например: участники Дима и Маша. После обмена историями Маша встает за спину Димы и в течение 30 секунд рассказывает его историю: «Я – Дима. Я живу…, увлекаюсь,… учусь… и т.п.». Затем участники меняются местами.
«Миксер»
|
|
Вожатый (в роли ведущего игры) просит разбиться отряд на группы по определенному признаку:
- цвету глаз;
- знаку Зодиака;
- любимому домашнему животному;
- длине волос;
- типу любимой одежды;
- росту и т.д.
Внутри каждой из образованных групп участники должны разговаривать об общем признаке в течение определенного промежутка времени (от 30 секунд до трех минут).
«Я дотронусь до…»
Ведущий объявляет участникам признаки, например «Я дотронусь до того, у кого синие джинсы». Каждый из участников должен дотронуться до всех обладателей данного признака и сказать какой-либо комплимент.
Лучше выбирать наглядные признаки, не требующие предварительного знакомства.
«Брачное объявление»
Всем участникам предлагается составить брачное объявление – краткую информацию, которая содержала бы наиболее яркие, узнаваемые в данном коллективе черты (кроме имени).
Затем все объявления сдаются ведущему. Он зачитывает объявления, а группа пытается угадать, кому они принадлежат.
«Интервью по кругу»
Ведущий бросает мяч одному из участников и задает вопрос. Участник отвечает, и перебрасывает мяч другому игроку, задавая вопрос. Вопросы должны быть доброжелательными, если кто-то не хочет отвечать на вопрос, он говорит «без комментариев», и группа задает другой вопрос. Важно, чтобы в роли опрашиваемых оказались все участники отряда.
«Конверт суждений»
Ведущий пускает по кругу конверт с заранее приготовленными вопросами или незаконченными предложениями, например: «Я чувствую себя слоном, когда…», «Я словно лист, когда…», «Я летаю, если…». Участники вытаскивают варианты, и выстраивают ответ на свободных ассоциациях.
«Карта жизни»
Участники рисуют карту жизни, самостоятельно выбирая типы линий (графики, произвольные кривые, «кардиограммы», ступени и др.), исходя из своего опыта и прожитых событий. В нижнем левом углу листа – отправная точка (дата рождения), в верхнем правом углу – дата проведения игры. Линии соединяют две этих точки.
После заполнения карты, участники могут объяснить остальным, почему именно так выглядит их карта.
«Я люблю /не люблю»
|
«Судьба человека»
Задача участников – придумать вымышленного героя, и затем по принципу снежного кома написать его биографию, т.е. назвать события его жизни.
Следующий блок игр – не просто игра для знакомства, это еще и способ диагностики коллектива, помощь в создании индивидуального портрета его участников.
«Визитная карточка»
участники заполняют заранее приготовленные формы произвольными предложениями:
1. Мое имя…
2. Я думаю, что окружающие ценят меня за…
3. Лучшим днем моей жизни был…
4. В моем представлении счастье – это…
5. Я думаю, что отличаюсь от окружающих тем, что…
6. Если бы я был волшебником, я бы…
«Живая анкета»
Ведущий просит участников вставать в разные углы помещения, согласно предложенным вариантам ответов на вопросы:
1. Мне исполнилось…
А). 12 лет Б). 13 лет В). 14 лет Г). 15 лет
2. Я приехал сюда, чтобы...
А). отдыхать, гулять, ходить на дискотеки;
Б). потому, что так получилось;
В). найти новых друзей;
Г). научиться новому.
3. Педагогический отряд представляю себе как…
А). старшего друга;
Б). командира;
В). организатора всех дел;
Г). консультанта, советчика в трудных ситуациях.
4. Мое любимое занятие – это…
А). читать книги, узнавать что-то новое;
Б). петь, танцевать, слушать музыку;
В). заниматься спортом;
Г). мастерить что-нибудь своими руками.
|
|
5). Наш отряд должен быть…
А). все равно, я не думал об этом;
Б). каждый живет сам по себе, надо встретиться – соберут;
В). дружным, веселым;
Г). разнообразным, чтобы каждый мог найти дело по душе.
«Что это?»
Ведущий раздает заранее приготовленные формы. Задача участников – нарисовать ассоциативное изображение на предложенную тему, включив в него уже нарисованный ведущим знак.
Это я · | Это любовь
| Это смерть
| ||||||
Это наш отряд
| Это моя семья | Это мои друзья |