double arrow

Художественный образ персонажа

Прежде чем начать писать, драматург придумывает художественные образы основных персонажей и, прежде всего, главного героя - какие они. Художественный образ, как слоёный пирог, состоит из трёх пластов.

Самый верхний пласт – так называемая характеризация – описание характерных внешних признаков и «анкетных данных» персонажа: пол, возраст, внешность, профессиональная принадлежность, привычки, семейное и социальное положение, уровень образования, манера говорить и одеваться, чудачества, фобии, разного рода зависимости, уникальные способности, а также заблуждения и убеждения, которые делают образ персонажа более объёмным.

За характеризацией следует маска - схематичный, обобщённый, устойчивый тип, обладающий ограниченным набором черт характера и определённым поведением. Проще говоря, маска – это короткая, укладывающаяся буквально в одно-два слова, но исчерпывающая характеристика того, как узнаваемый персонаж ведёт себя в обычной жизни. Например, «плут», «разиня», «задира», «размазня».

Нижний пласт – характер - короткая, укладывающаяся буквально в одно-два слова, но исчерпывающая характеристика того, как узнаваемый персонаж ведёт себя, столкнувшись с необходимостью немедленного принятия решения в экстремальной ситуации. Например, «трус», «рисковый парень», «бунтарь», «конформист».

Маска и характер могут совпадать. Например, всем известная гайдаевская троица: Трус, Балбес и Бывалый.

А могут и не совпадать. Например, главный герой фильма «Курьер», снятого по сценарию Александра Бородянского: маска – беззаботный оригинал и весёлый нигилист, а характер – инфантильный конформист.

Художественный образ персонажа выражается не только в его речевых особенностях (хорошо, если они есть), но, главным образом, в его поступках. Не стоит полагаться на оценочные суждения в адрес главного героя других персонажей – всерьез к ним читатель/зритель отнесется, лишь найдя им подтверждение в поступках главного героя.

Главный герой должен располагать к себе зрителя, но не нужно делать его идеальным. Как и в жизни, лишённый недостатков, исключительно успешный персонаж способен вызвать лишь скуку и подозрения. Именно поэтому славный паренёк Алёша Скворцов из «Баллады о солдате» (сценарий Валентина Ежова и Григория Чухрая) подбил два вражеских танка с перепугу, а герой, в прямом смысле этого слова, фильма «Коммунист» (сценарий Евгения Габриловича) - простой кладовщик. Задача автора сделать главного героя таким, чтобы зритель ему сопереживал, болел за него. У главного героя может быть отталкивающая маска, до поры, до времени скрывающая привлекательный характер (таксист Шлыков из фильма “Такси-блюз», поставленного по сценарию Павла Лунгина) или наоборот, маска, внушающая симпатию, а за ней скрывается чудовище (теннисист Крис из «Матч-поинта» Вуди Аллена или главный герой популярного американского сериала «Во все тяжкие» мистер Уайт).

От того, насколько точно вы охарактеризовали своих персонажей, во многом зависит успех вашего произведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: