Раздел: Основы медиаобразовательных технологий
1) Интеграции с общеобразовательными дисциплинами;
2) Введение специальных самостоятельных учебных курсов;
3) Внеурочные виды медиаобразования (работа в виде кружка, факультатива, клуба и т.д.).
Литература:
Баженова Л.М. Наш друг экран. Пособие для учащихся общеобразовательных школ. (1-4 классов). Вып. 1,2.- М.: Пассим, 1995. - 77 с. + 74 с.
Баранов О.А. Кино во внеклассной работе в школе. - М., 1980. - 48 с.
Баранов О.А. Экран становится другом. - М., 1979. - 96 с.
Бондаренко Е.А. Диалог с экраном. Учебное пособие для среднего школьного возраста по предмету "Основы экранной культуры". - М., 1994.
Бондаренко Е.А. Теория и методика социально-творческой реабилитации средствами аудиовизуальной культуры. — Омск, 2000.- 91 с.
Бондаренко Е.А. Экскурсия в мир экрана. Учебное пособие для среднего и старшего школьного возраста. - М.: ЗУК-Аргус, 1994. - 64 с.
Бондаренко Е.А., Журин, А.А. Состояние медиаобразования в мире//Педагогика. -2002. - № 3. - С. 88-98.
Вайсфельд И.В., Демин В.П., Михалкович В.И., Соболев Р.П. Встречи с X музой: Беседы о киноискусстве. Книга для учащихся старших классов. В 2-х т. - М.: Просвещение, 1981. Т.1. - 223 с. Т.2. - 175 с.
|
|
Возчиков В.А. Введение в Медиаобразование. Учебное пособие. - Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999. - 64с.
Возчиков В.А. Медиаобразование в педагогическом вузе. Методические рекомендации. - Бийск: НИЦ БиГПИ, 2000. - 25 с.
Гура В.В. Проблема разработки педагогических целей при проектировании медиаобразовательной среды//Известия Южного отделения Российской академии образования. Вып. III. - Ростов, 2001. - С. 139-142.
Детская и юношеская самодеятельная пресса: теория и практика: Материалы российско-французского семинара/Под ред. А.В.Шарикова — М.: ЮНПРЕСС, 1994. — 77 с.
Дидактические основы применения экранно-звуковых средств в школе/Под ред. Л.П.Прессмана. - М.: Педагогика, 1987. - 152 с.
Дистанционное обучение/Под ред. Е.С.Полат. - М., 1998. - 192 с.
Зазнобина Л. С. Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами // Стандарты и мониторинг в образовании. - 1998.- N З.-С. 26-34.
Интернет в гуманитарном образовании/ Под. ред. Е.С.Полат. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 272с.
Компьютерные телекоммуникации — школе/Под ред. Е.С.Полат. — М., 1995. — 168 с.
Короченский А. П. "Пятая власть"? Феномен медиакритики в контексте информационного рынка. - Ростов, 2002. — 272 с.
Медиаобразование сегодня: содержание и менеджмент/Под ред. А.В.Федорова. — М.: Изд-во Гос. ун-та управления, 2002. — 80 с.
Медиаобразование, интегрированное с базовым/Под ред. Л.С.Зазнобиной.- М., 1999. — 173 с.
Медиаобразование/Под ред. Л.С. Зазнобиной.- М., 1996.- 80 с.
Монастырский В.А. Киноискусство в социокультурной работе. — Тамбов: Изд-во Тамбов. гос. ун-та, 1999. - 147 с.
|
|
Мультимедиа в школе/Ред. Л.П.Прессман. - Москва-Калуга, 1994.
Нечай О.Ф. Основы киноискусства. - М.: Просвещение, 1989. - 288 с.
Новикова А.А. Медиаобразование в англоязычных странах//Педагогика. — 2001. - № 5. - С. 87-91.
Новикова А.А. Медиаобразование в США: проблемы и тенденции // Педагогика. — 2000. - № 3. - С. 68-75.
Новые педагогические технологии и компьютерные телекоммуникации в системе образования/Под ред. Е.С.Полат. - М., 1998.
Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. - Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1987. - 176 с.
Пензин С.Н. Кинообразование в университете//Вестник Воронежского государственного университета. - 2001. - № 1. - С. 70-73. Пензин С.Н. Уроки кино. - М.: Изд-во ВБПК, 1986. - 66 с.
Прессман Л.П. Основы методики применения экранно-звуковых средств в школе. – М.: Просвещение, 1979.
Прессман Л.П. Школьный радиоузел. — М.: Педагогика, 1972.
Проблемы кинообразования в вузе и в школе/Отв. Ред. С.М.Одинцова. - Курган: Изд-во Курган, гос. ун-та, 1997. - 64 с.
Рабинович Ю.М. Кино как средство воспитания школьников (опыт создания системы)/ /Кино: прокат, реклама, методика, практика. М., 1986.
Спичкин А.В. Что такое Медиаобразование. — Курган, 1999. — 114с.
Усов Ю.Н. В мире экранных искусств. - М.: ЗУК-Аргус, 1995. - 224 с.
Усов Ю.Н. Виртуальное мышление школьников в приобщении к различным видам искусства//Искусство в школе. - № б. — 2000. — С.3-6.
Усов Ю.Н. Основы экранной культуры. - М., 1993. - 90 с.
Усов Ю.Н. Экранные искусства — новый вид мышления// Искусство и образование. — 2000. - № 3. - С 48-69.
Федоров А.В. "За" и "против": Кино и школа. —М.: ВБПК, 1987.—66 с.
Федоров А.В. Видеоспор: Кино - видео - молодежь. - Ростов, 1990.
Федоров А.В. Киноискусство и художественное образование//Педагогика. - 2002.-№ 2. - С. 21-26.
Федоров А.В. Медиаобразование в Бельгии//Педагогика. — 2002. - № 1. — С. 97-99.
Итак, изучив работы медиапедагогов нашей страны, были выделены три основных направления работы, существующих в медиапедагогике:
1) интеграции с общеобразовательными дисциплинами;
2) введения специальных самостоятельных учебных курсов;
3) внеурочных видов (работа в виде кружка, факультатива, клуба и т.д.).
Программы медиаобразования школьников и студентов. Лектории, утренники и вечера, посвященные медиакультуре. Фотовыставки и стенгазеты. Факультативы и кружки по медиакультуре. Дискуссионные медиаклубы. Любительские медиастудии. Репродуктивные, эвристические, игровые, проблемные медиаобразовательные занятия. Развитие полноценного восприятия учащихся на материале медиакультуры (модель, методические приемы и т.д.), критерии развития аудитории в области медиакультуры. Модульность медиаобразовательных технологий.
Интегрированное медиаобразование в системе обязательных дисциплин: использование медиа в процессе преподавания литературы, музыки, изобразительного искусства, истории, географии, биологии и других предметов.
Технология проведения школьного факультатива по основам медиакультуры. Общая модель (констатация уровней медиавосприятия; развитие умений критического анализа медиатекстов; формирование творческих умений на материале произведений медиакультуры), программа и методические принципы ведения факультатива по основам медиакультуры.
Формы медиаобразования (лекции, беседы, письменные работы. рецензия, сочинение; творческие работы - написание репортажа, I статьи, интервью, минисценария, "экранизации", рассказа от имени героя фильма, телепередачи; раскадровка, составление коллажей, афиш, киновидеосъемка и т.д.; эвристические, игровые занятия -викторины, конкурсы и т.д.; диспуты, конференции по различным темам, связанным с медиакультурой; экскурсии, встречи с деятелями медиакультуры и т.д.).
|
|
Использование полученных медиаобразовательных знаний и умений в процессе педагогической практики студентов в школах, гимназиях, лицеях, учреждениях дополнительного образования (центрах эстетического воспитания, клубах по месту жительства), интернатах, детских домах, летних оздоровительных центрах: основные методические принципы и формы работы. Проведение текущих и зачетных занятий со школьниками (факультативы, кружки, тематические утренники и вечера, викторины, игры и т.д.).
Тема: Технология проведения медиаобразовательных занятий, рассчитанных на развитие способностей аудитории к восприятию и анализу медиатекстов. Технология организации дискуссионных медиаклубов
1. Технология организации и проведения занятий медиаклуба
2. Дискуссионный медиаклуб, его задачи и функции
3. Методики проведения занятий медиаклуба
Литература:
Баженова Л.М. Наш друг экран. Пособие для учащихся общеобразовательных школ. (1-4 классов). Вып. 1,2.- М.: Пассим, 1995. - 77 с. + 74 с.
Баранов О.А. Кино во внеклассной работе в школе. - М., 1980. - 48 с.
Баранов О.А. Экран становится другом. - М., 1979. - 96 с.
Бондаренко Е.А. Диалог с экраном. Учебное пособие для среднего школьного возраста по предмету "Основы экранной культуры". - М., 1994.
Бондаренко Е.А. Теория и методика социально-творческой реабилитации средствами аудиовизуальной культуры. — Омск, 2000.- 91 с.
Бондаренко Е.А. Экскурсия в мир экрана. Учебное пособие для среднего и старшего школьного возраста. - М.: ЗУК-Аргус, 1994. - 64 с.
Бондаренко Е.А., Журин, А.А. Состояние медиаобразования в мире//Педагогика. -2002. - № 3. - С. 88-98.
Вайсфельд И.В., Демин В.П., Михалкович В.И., Соболев Р.П. Встречи с X музой: Беседы о киноискусстве. Книга для учащихся старших классов. В 2-х т. - М.: Просвещение, 1981. Т.1. - 223 с. Т.2. - 175 с.
Возчиков В.А. Введение в Медиаобразование. Учебное пособие. - Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999. - 64с.
Возчиков В.А. Медиаобразование в педагогическом вузе. Методические рекомендации. - Бийск: НИЦ БиГПИ, 2000. - 25 с.
Гура В.В. Проблема разработки педагогических целей при проектировании медиаобразовательной среды//Известия Южного отделения Российской академии образования. Вып. III. - Ростов, 2001. - С. 139-142.
|
|
Детская и юношеская самодеятельная пресса: теория и практика: Материалы российско-французского семинара/Под ред. А.В.Шарикова — М.: ЮНПРЕСС, 1994. — 77 с.
Дидактические основы применения экранно-звуковых средств в школе/Под ред. Л.П.Прессмана. - М.: Педагогика, 1987. - 152 с.
Дистанционное обучение/Под ред. Е.С.Полат. - М., 1998. - 192 с.
Зазнобина Л. С. Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами // Стандарты и мониторинг в образовании. - 1998.- N З.-С. 26-34.
Интернет в гуманитарном образовании/ Под. ред. Е.С.Полат. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 272с.
Компьютерные телекоммуникации — школе/Под ред. Е.С.Полат. — М., 1995. — 168 с.
Короченский А. П. "Пятая власть"? Феномен медиакритики в контексте информационного рынка. - Ростов, 2002. — 272 с.
Медиаобразование сегодня: содержание и менеджмент/Под ред. А.В.Федорова. — М.: Изд-во Гос. ун-та управления, 2002. — 80 с.
Медиаобразование, интегрированное с базовым/Под ред. Л.С.Зазнобиной.- М., 1999. — 173 с.
Медиаобразование/Под ред. Л.С. Зазнобиной.- М., 1996.- 80 с.
Монастырский В.А. Киноискусство в социокультурной работе. — Тамбов: Изд-во Тамбов. гос. ун-та, 1999. - 147 с.
Мультимедиа в школе/Ред. Л.П.Прессман. - Москва-Калуга, 1994.
Нечай О.Ф. Основы киноискусства. - М.: Просвещение, 1989. - 288 с.
Новикова А.А. Медиаобразование в англоязычных странах//Педагогика. — 2001. - № 5. - С. 87-91.
Новикова А.А. Медиаобразование в США: проблемы и тенденции // Педагогика. — 2000. - № 3. - С. 68-75.
Новые педагогические технологии и компьютерные телекоммуникации в системе образования/Под ред. Е.С.Полат. - М., 1998.
Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. - Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1987. - 176 с.
Пензин С.Н. Кинообразование в университете//Вестник Воронежского государственного университета. - 2001. - № 1. - С. 70-73. Пензин С.Н. Уроки кино. - М.: Изд-во ВБПК, 1986. - 66 с.
Прессман Л.П. Основы методики применения экранно-звуковых средств в школе. – М.: Просвещение, 1979.
Прессман Л.П. Школьный радиоузел. — М.: Педагогика, 1972.
Проблемы кинообразования в вузе и в школе/Отв. Ред. С.М.Одинцова. - Курган: Изд-во Курган, гос. ун-та, 1997. - 64 с.
Рабинович Ю.М. Кино как средство воспитания школьников (опыт создания системы)/ /Кино: прокат, реклама, методика, практика. М., 1986.
Спичкин А.В. Что такое Медиаобразование. — Курган, 1999. — 114с.
Усов Ю.Н. В мире экранных искусств. - М.: ЗУК-Аргус, 1995. - 224 с.
Усов Ю.Н. Виртуальное мышление школьников в приобщении к различным видам искусства//Искусство в школе. - № б. — 2000. — С.3-6.
Усов Ю.Н. Основы экранной культуры. - М., 1993. - 90 с.
Усов Ю.Н. Экранные искусства — новый вид мышления// Искусство и образование. — 2000. - № 3. - С 48-69.
Федоров А.В. "За" и "против": Кино и школа. —М.: ВБПК, 1987.—66 с.
Федоров А.В. Видеоспор: Кино - видео - молодежь. - Ростов, 1990.
Федоров А.В. Киноискусство и художественное образование//Педагогика. - 2002.-№ 2. - С. 21-26.
Федоров А.В. Медиаобразование в Бельгии//Педагогика. — 2002. - № 1. — С. 97-99.
Технологии организации и проведения дискуссионных медиаклубов предполагает базу из творческих занятий по восстановлению в памяти учащихся динамики пространственно-временных, аудиовизуальных образов кульминационных эпизодов произведений медиакультуры в процессе коллективного обсуждения. Практическое усвоение понятий, связанных с медиавосприятием ("установка на медиавосприятие", "процесс медиавосприятия", "условие медиавосприятия", "сопереживание", "сотворчество", "уровни медиавосприятия", "типология медиавосприятия", "система эмоциональных перепадов", "феномен массового успеха", "функции медиакультуры" и т.д.) с помощью серии творческих заданий:
-описание основных признаков лучшей (худшей) установки на восприятие конкретного произведения медиакультуры;
-описание лучших (худших) объективных (обстановка во время просмотра и т.д.) и субъективных (настроение, индивидуальные психофизиологические данные и т.д.) условий восприятия медиатекстов; -составление рассказа от имени главного героя или второстепенного персонажа медиатекста: с сохранением особенностей его характера, лексики и т.п. ("идентификация", "сопереживание", "сотворчество");
-перенесение персонажа медиатекста в измененную ситуацию (с переменой названия, жанра, времени, места действия медиатекста, его композиции: завязки, кульминации, развязки, эпилога и т.д.; возраста, пола, национальности персонажа и т.д.);
-составление рассказа от имени одного из неодушевленных предметов, фигурирующих в медиатексте, с изменением ракурса повествования в парадоксальную, фантастико-эксцентрическую сторону; -подбор прозаических, поэтических, театральных, живописных, музыкальных произведений, ассоциирующихся с тем или иным произведением медиакультуры, обоснование своего выбора;
-составление монологов (воображаемых "писем" в редакции газет и журналов, на телевидение, в министерство культуры и т.п.) представителей аудитории с различными возрастными, социальными, профессиональными, образовательными и иными данными, находящихся на разных уровнях медиавосприятия ("первичная идентификация", "вторичная идентификация", "комплексная идентификация", учет ориентации на развлекательную, рекреативную, компенсаторную и другие функции медиакультуры и т.д.);
-показ сущности механизма "эмоционального маятника" [чередования эпизодов, вызывающих положительные (радостные, веселые) и отрицательные (шоковые, грустные) эмоции у аудитории, то есть опора на психофизиологическую сторону восприятия] на примере конкретного медиатекста массовой (популярной) культуры;
-обоснование причин успеха медиатекстов у массовой аудитории (опора на миф, фольклор, зрелищность жанра, систему "эмоциональных перепадов", наличие развлекательной, рекреационной, коммуникативной и т.д.);
-составление прогноза успеха у аудитории тех или медиатекстов текущего кино/телерепертуара по рекламным аннотациям (роликам) и т.д.
Технология организации и проведения творческих занятий, направленный на развитие умения критического анализа медиатекстов (выявление и рассмотрение содержания эпизодов медиатекстов, с максимальной яркостью воплощающих характерные закономерности произведения в целом; анализ логики мышления авторов медиатекста: в развитии конфликтов, характеров, идей, аудиовизуального, пространственно-временного ряда, монтажа и т.д.; определение авторской концепции и обоснование личного отношения каждого учащегося к той или иной позиции создателей медиатекста). Игровые технологии, направленные на развитие аналитических умений аудитории по отношению к медиатекстам.
Технология организации медиатек и медиацентров (2 часа)
1. Технология организации учебных медиатек
2. Интеграция медиаобразования, дистанционного образования
3. Использование СD-RОМ, DVD, интернетных сайтов и каталогов в медиатеке и медиацентре
Литература:
Баженова Л.М. Наш друг экран. Пособие для учащихся общеобразовательных школ. (1-4 классов). Вып. 1,2.- М.: Пассим, 1995. - 77 с. + 74 с.
Баранов О.А. Кино во внеклассной работе в школе. - М., 1980. - 48 с.
Баранов О.А. Экран становится другом. - М., 1979. - 96 с.
Бондаренко Е.А. Диалог с экраном. Учебное пособие для среднего школьного возраста по предмету "Основы экранной культуры". - М., 1994.
Бондаренко Е.А. Теория и методика социально-творческой реабилитации средствами аудиовизуальной культуры. — Омск, 2000.- 91 с.
Бондаренко Е.А. Экскурсия в мир экрана. Учебное пособие для среднего и старшего школьного возраста. - М.: ЗУК-Аргус, 1994. - 64 с.
Бондаренко Е.А., Журин, А.А. Состояние медиаобразования в мире//Педагогика. -2002. - № 3. - С. 88-98.
Вайсфельд И.В., Демин В.П., Михалкович В.И., Соболев Р.П. Встречи с X музой: Беседы о киноискусстве. Книга для учащихся старших классов. В 2-х т. - М.: Просвещение, 1981. Т.1. - 223 с. Т.2. - 175 с.
Возчиков В.А. Введение в Медиаобразование. Учебное пособие. - Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999. - 64с.
Возчиков В.А. Медиаобразование в педагогическом вузе. Методические рекомендации. - Бийск: НИЦ БиГПИ, 2000. - 25 с.
Гура В.В. Проблема разработки педагогических целей при проектировании медиаобразовательной среды//Известия Южного отделения Российской академии образования. Вып. III. - Ростов, 2001. - С. 139-142.
Детская и юношеская самодеятельная пресса: теория и практика: Материалы российско-французского семинара/Под ред. А.В.Шарикова — М.: ЮНПРЕСС, 1994. — 77 с.
Дидактические основы применения экранно-звуковых средств в школе/Под ред. Л.П.Прессмана. - М.: Педагогика, 1987. - 152 с.
Дистанционное обучение/Под ред. Е.С.Полат. - М., 1998. - 192 с.
Зазнобина Л. С. Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами // Стандарты и мониторинг в образовании. - 1998.- N З.-С. 26-34.
Интернет в гуманитарном образовании/ Под. ред. Е.С.Полат. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 272с.
Компьютерные телекоммуникации — школе/Под ред. Е.С.Полат. — М., 1995. — 168 с.
Короченский А. П. "Пятая власть"? Феномен медиакритики в контексте информационного рынка. - Ростов, 2002. — 272 с.
Медиаобразование сегодня: содержание и менеджмент/Под ред. А.В.Федорова. — М.: Изд-во Гос. ун-та управления, 2002. — 80 с.
Медиаобразование, интегрированное с базовым/Под ред. Л.С.Зазнобиной.- М., 1999. — 173 с.
Медиаобразование/Под ред. Л.С. Зазнобиной.- М., 1996.- 80 с.
Монастырский В.А. Киноискусство в социокультурной работе. — Тамбов: Изд-во Тамбов. гос. ун-та, 1999. - 147 с.
Мультимедиа в школе/Ред. Л.П.Прессман. - Москва-Калуга, 1994.
Нечай О.Ф. Основы киноискусства. - М.: Просвещение, 1989. - 288 с.
Новикова А.А. Медиаобразование в англоязычных странах//Педагогика. — 2001. - № 5. - С. 87-91.
Новикова А.А. Медиаобразование в США: проблемы и тенденции // Педагогика. — 2000. - № 3. - С. 68-75.
Новые педагогические технологии и компьютерные телекоммуникации в системе образования/Под ред. Е.С.Полат. - М., 1998.
Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. - Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1987. - 176 с.
Пензин С.Н. Кинообразование в университете//Вестник Воронежского государственного университета. - 2001. - № 1. - С. 70-73. Пензин С.Н. Уроки кино. - М.: Изд-во ВБПК, 1986. - 66 с.
Прессман Л.П. Основы методики применения экранно-звуковых средств в школе. – М.: Просвещение, 1979.
Прессман Л.П. Школьный радиоузел. — М.: Педагогика, 1972.
Проблемы кинообразования в вузе и в школе/Отв. Ред. С.М.Одинцова. - Курган: Изд-во Курган, гос. ун-та, 1997. - 64 с.
Рабинович Ю.М. Кино как средство воспитания школьников (опыт создания системы)/ /Кино: прокат, реклама, методика, практика. М., 1986.
Спичкин А.В. Что такое Медиаобразование. — Курган, 1999. — 114с.
Усов Ю.Н. В мире экранных искусств. - М.: ЗУК-Аргус, 1995. - 224 с.
Усов Ю.Н. Виртуальное мышление школьников в приобщении к различным видам искусства//Искусство в школе. - № б. — 2000. — С.3-6.
Усов Ю.Н. Основы экранной культуры. - М., 1993. - 90 с.
Усов Ю.Н. Экранные искусства — новый вид мышления// Искусство и образование. — 2000. - № 3. - С 48-69.
Федоров А.В. "За" и "против": Кино и школа. —М.: ВБПК, 1987.—66 с.
Федоров А.В. Видеоспор: Кино - видео - молодежь. - Ростов, 1990.
Федоров А.В. Киноискусство и художественное образование//Педагогика. - 2002.-№ 2. - С. 21-26.
Федоров А.В. Медиаобразование в Бельгии//Педагогика. — 2002. - № 1. — С. 97-99.
Технология организации учебных медиатек и медиацентров. Интеграция медиаобразования, интернет-образования и дистанционного обучения. Цели, задачи, возможности школьной и вузовской медиатеки. Использование СD-RОМ, DVD, интернетных сайтов и каталогов в медиатеке и медиацентре. Обучение целенаправленному поиску информации.