Значение игровых приемов в обучении дошкольников изобразительной деятельности

Игра в дошкольном возрасте – один из любимых видов деятельности детей. В игре ребенок смел, раскрепощен, может заново пережить события, особенно взволновавшие его. Такое переживание событий возможно потому, что в игре всегда присутствует воображаемая, мнимая ситуация (ситуация «как будто»). В игре ребенок творит. Возможность развивать у дошкольников творческие способности в игре привлекает внимание педагога к этому виду деятельности детей, позволяет ему использовать игровые приемы на НОД по изобразительной деятельности. Игровые приемы, как и другие методы обучения, существенно обогащают методику организации изобразительной деятельности дошкольников.

Идею о необходимости сочетания задач обучения и развития творчества на НОД выдвинула и сформулировала ученый и педагог Е.А.Флерина еще в 30-е годы. Она отметила, что на каждом НОД обучающего характера должна быть «отдушина» для творчества, а на каждом творческом НОД должны быть элементы обучения.

Чем же нужно руководствоваться педагогу, придумывая и применяя игровые приемы? Прежде всего необходимо знать их существенные особенности, уметь отличить от других методов и приемов обучения.Это позволит создавать подлинно игровые ситуации в процессе организации художественной деятельности детей. Кроме того, при проведении игр учитываются знания детей об окружающем, их интерес к различным явлениям жизни. Педагог может придумать игру, действительно интересную детям. Важно также знать и учитывать игровой опыт детей, их умение играть. Наконец, педагогу надо четко представлять себе, какие конкретные задачи решаются на занятии при использовании того или иного игрового приема.

Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на НД. Игру на НОД предлагает воспитатель, и этим она отличается от свободной игры. Игра на НОД должна быть похожа на настоящую игру. Одним из признаков игрового приема является игровая задача.

Игровая задача – это определение цели предстоящих игровых действий педагогом или детьми. Например, я предлагаю детям: «Построим Мишке домик», «Позовем Петрушку в гости», «Подумайте, как можно помочь зайчику перебраться через речку». Включаясь в предлагаемую игровую ситуацию, дети сами ставят игровые задачи. Так, прежде чем выполнить изображение на бумаге, ребенок проговаривает: «Посажу бабочку на листочек, сейчас она как будто летит. (Рисует.) А сейчас еще одна прилетит…ж-ж-ж». (Рисует.) Умело используя игровой прием, мы увеличиваем количество игровых задач, развиваем сюжетно-игровой замысел.

Иногда педагог в начале НОД ограничивается лишь постановкой игровой задачи («Испечем куклам оладушки»), а затем продолжает обычную учебную работу: детям «пообещали» игру, но она не состоялась, потому что не последовало игровых действий – основы любой игры, - с помощью которых и решаются интересные для детей игровые задачи. Так, воспитатель предлагает детям сделать лодочки (аппликация), чтобы помочь зайчикам перебраться через речку. Дети «сажают» в них зайчиков, которые затем «плывут» по реке, «выбираются» на берег и т.п. Лодки с кривым парусом (небрежно выполненная аппликация) могут перевернуться, поэтому в них зайцы не хотят садиться. Подсказанный педагогом сюжет игры дети развивают дальше: «ремонтируют» лодки, «не спускают» их на воду и т. п. Важно, чтобы и дети были активны при выполнении игровых действий. Это развивает у них творческие способности.

Необходимым условием активности детей является определенный запас знаний, наличие ярких впечатлений о данном явлении. В этих случаях дошкольники увлечены происходящими на занятиях событиями, придумывают игровые действия и способы их выполнения. Придумывая игровые приемы, дошкольные работники часто ориентируются только на интерес детей к игре. Действительно, ребята обычно откликаются на любое игровое воздействие. Интересна уже сама возможность поиграть на занятии. Но нередко интерес детей неустойчив, носит сиюминутный характер, так как определяется новизной атрибутики или необычностью самой игровой ситуации. Наиболее часто это проявляется при использовании игровых приемов с целью мотивировки задания.

Интерес детей, как правило, проявляется в детских играх. Соответственно у наших детей есть любимые игры, игрушки, персонажи. Поэтому содержание игры и применение игровых приемов часто зависят от состава детей группы и их любимых игрушек. Воспитатели нередко приносят на НОД новые игрушки, считая, что детям они будут более интересны. И действительно, детей привлекает новизна предметов, игрушек. Однако замечено, что наиболее эффективны игровые ситуации со знакомыми, любимыми игрушками, так как с ними связаны эмоциональные переживания ребенка. Дети с интересом воспринимают знакомые персонажи в новых неожиданных ситуациях, предложенных взрослыми. Сочетание знакомого с новым вызывает у них более устойчивый и глубокий интерес, желание более искусно выполнить работу.

При разработке и применении игровых приемов мы учитываем также и уровень игры детей данной возрастной группы, и мотивы игры, т. е. характер тех явлений, событий, которые интересны детям этого возраста и которые они стремятся «пережить» в игре. У малышей это мир разнообразных предметов и действия с ними, у более старших – люди и их действия с предметами, а затем взаимодействие, взаимопонимание людей. Ориентируясь, на основные побудители игры на данном этапе развития детей, мы придумываем соответствующие игровые приемы, игровые задачи и действия. Придуманные интересные игровые действия должны быть доступны детям по способу выполнения. Игровые задачи можно представить в виде развернутых действий (имитационные движения) или более обобщенных движений (жест, слово). Если их выполнение по какой-то причине недоступно ребенку, то воображение его не будет разбужено, т. е. творческие элементы будут отсутствовать, хотя внешне ребенок может выглядеть и внимательным, и заинтересованным. Использование игровых приемов зависит и от материала, который использует педагог. В зависимости от игровых умений детей воспитатели предлагают им объемные и плоскостные предметы, игрушки, предметы-заместители или воображаемые предметы. При разработке игровых приемов важно учитывать и логику игровых действий, соответствие их реальным жизненным ситуациям.

Иначе эти приемы будут надуманными и неестественными. На НОД по изодеятельности дети рисовали за нарисованным забором прятался от лисы петушок (заготовка воспитателя – силуэтная игрушка). Он внимательно рассматривал забор, отмечая, где доски были сломаны или прибиты слишком далеко друг от друга, и опасался гулять возле этих мест.

Дети видели, как смело петушок взлетел на крепкий, прочный забор, подсказывали, где лиса не сможет его достать, и т. п. Они не только с интересом рассматривали свои рисунки, но и анализировали их содержание.

Игровые приемы не следует усложнять излишней атрибутикой и игровыми действиями. Чтобы избежать этого, педагогу надо четко представлять дидактические задачи, возможности и способы их решения в условиях применяемой игровой ситуации. Только тогда будет эффективным игровой прием обучения.

Игровые действия в изобразительной деятельности дошкольника – явление полезное, помогающее ему развивать свой творческий замысел. Если у ребенка систематически формируются изобразительные умения, то он легко находит и изобразительные способы выполнения задания. Учитывая своеобразие игровых действий детей и особенности игры, педагог может применять на НОД по изобразительной деятельности следующие игровые приемы: обыгрывание предметов, игрушек, картин; обыгрывание выполненного изображения; обыгрывание незаконченного изображения; игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых. Игровые приемы зависят также от игрового материала. Игровой материал – своеобразный центр, вокруг которого педагогом и детьми развертывается сюжетно - игровая ситуация. Можно использовать прием обыгрывания предметов, игрушек (объемных и плоскостных), картин и т.п. Обыграть можно даже изобразительный материал (кисточки, краски, карандаши и т. п.) КАК?. С кисточками и карандашами можно разговаривать, советоваться, учить их рисовать («бегать» по ровной дорожке, «кататься» с горки, «прыгать», как зайчик, «ходить», как медведь, и т.п.).

При обыгрывании предметов, игрушек игровые действия могут быть самыми разнообразными про содержанию и способу исполнения: узнать настроение персонажа (беседа, диалог); пожалеть, погладить, поймать листочки (жест); изобразить движение (имитация движения с игрушкой) и т. п. Этот прием применяется с детьми всех возрастных групп, так как позволяет учесть постепенно изменяющиеся интересы детей к окружающему и доступные им способы игрового действия. Прием обыгрывания выполненного изображения применяется в конце НОД, когда задание уже выполнено. Полученное изображение используется как своеобразный игровой предмет. Содержание игровых действий зависит от изображения. Если воспроизведена птица, то она может «летать», «садиться» на деревья, «клевать» зерна. Нарисовал малыш дорожку – по ней будут «ходить» звери, люди. Методика применения игровых приемов характерна для организации изобразительной деятельности детей всех возрастных групп.

Игровые приемы могут быть различного характера, и применяют их для разных целей. В младших группах для привлечения внимания, повышения интереса к деятельности: кукла, игрушечное животное как бы оживают, разговаривают с детьми, через них воспитатель передает свои указания. Старшим детям можно предложить игровую роль: мастер, который лепит посуду; художник На фабрике, который выдумывает рисунки для тканей, и пр.

Включение игровых моментов в изобразительную деятельность в младшей группе происходит при изображении предметов. Например, в гости к детям приходит новая кукла, и они лепят ей угощение: блины, пироги, печенье. В процессе этой работы малыши овладевают умением расплющивать шар.

В средней группе дети рисуют плюшевого мишку с натуры. И этот момент можно удачно обыграть. Мишка стучится в дверь, здоровается с детьми, просит их нарисовать его. В конце занятия он участвует в просмотре детских работ, выбирает по совету детей лучший портрет и вешает его в игровом уголке.

Даже с детьми шести лет возможно применение игровых приемов, конечно, в меньшей степени, чем в младшей группе. У старших дошкольников игровая ситуация возникает в сюжет­ных работах как развитие действия, события. Постановка темы должна стимулировать именно выражение события, происшествия, а не только изображение ряда предметов. Игра в сюжетном рисовании развивает воображение, активизирует поиск выразительных средств.

Например, во время прогулки дети через самодельные фотоаппараты рассматривают пейзаж, дерево, животных, «делают снимки», а придя в детский сад, «проявляют и печатают их», изображая воспринятое на рисунке.

При использовании игровых моментов воспитатель не должен превращать весь процесс обучения в игру, так как она может отвлечь детей от выполнения учебной задачи, нарушить систему в приобретении знаний, умений и навыков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: