Методики диагностики нравственных отношений

ОПРОСНИК СКП 2 (Социокультурной позиции). Разработана и апробирована Н.Я. Большуновой (2005)

Методика является исследовательской. Проверена на надежность и валидность. Она позволяет выявлять ответчивость человека определенным социокультурным основаниям и включает высказывания известных философов, писателей, педагогов и пр. Методика может быть использована для исследования динамики социокультурной ответчивости в условиях развивающего (формирующего) эксперимента, в лонгитюдных, кросскультуральных и сравнительных исследованиях (например, социокультурные особенности юношей и девушек, жителей города и села и пр.). Рассчитана на испытуемых от 16-18 лет.

Инструкция

Внимательно прочтите записанные утверждения. Все они представляют собой высказывания известных философов, писателей, ученых, политиков. Выберите те, с которыми Вы скорее согласны. Напишите "да". Выберите утверждения, с которыми Вы скорее не согласны. Напишите "нет". Если у Вас нет определенного отношения к некоторому утверждению, напишите "не знаю". Если Вы с каким-либо утверждением категорически не согласны, или абсолютно согласны, напишите "нет +" или "да +".

Список высказываний

1. Совершенство рождается от чистоты сердца.

2. Душа не священна сама по себе; она священна духом и своей одухотворенностью.

3. Человек – целый мир, было бы только основное побуждение в нем благородно.

4. Интрига составляет силу слабых.

5. Пусть покинет меня все остальное, только б не покинуло мужество.

6. Не тот глуп, кто глупость совершил, а кто совершив, не скрыл. Доброе имя зависит больше от твоего молчания, нежели от поведения; раз уж грешен, будь хоть осторожен.

7. Все ценится не за суть, а за вид. Иметь достоинство и уметь его показывать - двойное достоинство: чего не видно, того как бы и нет.

8. Смотреть на людей со сломанной совестью еще страшнее, чем на избитых.

9. Жизнь человека - борьба с кознями человека.

10. Лучшие душевные движения не значат ничего, если не приводят к добрым действиям.

11. Человека, меняющего свои воззрения на угождения первому встречному, мы признаем дрянным, подлым, не имеющим никаких убеждений.

12. Люди бывают обыкновенно до того слепы и заняты своими насущными потребностями, что человек, умеющий хорошо лгать, всегда найдет достаточно легковерных людей, охотно поддающихся обману.

13. Полезнее быть отважным, чем осмотрительным, ибо счастье - женщина; чтобы подчинить его себе, необходимо обращаться с ним грубо; оно охотнее покоряется людям, способным на насилие, чем людям холодного расчета.

14. Без великодушных идей человечество жить не может.

15. Нужно иметь смелость высказывать свои убеждения.

16. Обстоятельства переменчивы, принципы никогда.

17. Ум не терпит неволи.

18. Мудрость состоит в том, чтобы знать, как поступать в следующий момент, добродетель состоит в самом поступке.

19 Поступки мудрых людей продиктованы умом, людей менее сообразительных - опытом, самых невежественных - необходимостью, животных - природой.

20. В том и состоит пагубность дурного поступка, что он таит в себе зародыш новых мерзостей.

21. И всюду звук, и всюду свет,

И всем мирам одно начало,

И ничего в природе нет,

Чтобы любовью не дышало.

22. Все люди злы и всегда склонны обнаруживать свою испорченность, как скоро к тому представится удобный случай.

23. Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле.

24. Быть рабом страха - самый худший вид рабства.

25. Ложь перед самим собою - это наиболее распространенная и самая низкая форма порабощения человека жизнью.

26. Не все же разглагольствовать о том, каким должен быть человек, пора и стать им.

27. Тот, кто принимает мир, тот включает в свой жизненный путь творческое делание в этом мире, т.е. совершенствование в духе и себя, и ближних, и вещей.

28. Как с появлением света удаляется тьма, так от благоухания смирения исчезает всякое огорчение и гнев.

29. Именно действие придает добродетели истинную ценность и достоинство.

30. Душа человека заключается в его делах.

31.Люди поступают хорошо только по необходимости; но как только им предоставляется выбор и как только они могут действовать по произволу, немедленно возникают всякие смуты и беспорядки.

32. У кого много пороков, у того много и повелителей.

33. Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят, что угодно.

34. Не можешь надеть шкуру львиную, носи лисью. Вовремя уступить – победить. Кто своего достиг, того не осудят.

35. Действовать лишь тогда, когда не сомневаешься. Благоразумие не допускает неуверенности, оно всегда шествует при полуденном свете разума.

Способ обработки.

Выделено шесть шкал:

1. Шкала чувствительности к манипуляциям

2. Шкала чувствительности к несвободе.

3. Шкала ответчивости возвышенному.

4. Шкала устойчивости принципов.

5. Шкала стремления к действенности.

6. Шкала ответчивости мудрости.

Каждая шкала включает в себя 7 высказываний. Учитывая, что по каждому высказыванию можно получить от –2 до 2 баллов, общее количество сырых баллов по каждой шкале может быть от –14 до 14. (Можно делать подсчет баллов по принципу от 1 до 5. т.е. -2 это 1 б., -1 – 2 б. 0 – 3 б, 1 – 4 б., 2 – 5 б. и т.д. В этом случае по каждой шкале можно получить от 7 до 35 баллов).

Подсчет баллов по каждой шкале осуществляется суммированием баллов за каждый ответ (знак минус означает, что балл, поученный по данному пункту суммируется с отрицательным значением, т.е. вычитается):

1. 4)+; 6) -; 7) -; 12)-;13) -;22)-; 34)-

2. 8)+;17)+; 23)+; 24)+; 25)+;31)-; 32)+.

3. 1) +; 2) +;3);+14) +; 21) +; 27)+; 28)+.

4. 5)+; 9) -; 11)+; 15)+; 16)+;19)+; 33)+

5. 10)+; 18)+; 20)+; 26)+; 29)+; 30)+; 35) -.

6. 9)-; 11)+; 17)+; 18)+;19)+; 22)-;31)-

Высказывания принадлежат по порядку: Антонию Великому, И.А.Ильину, Ф.М. Достоевскому, У. Шекспиру, И. Фихте, Б.Грациану, Б.Грациану, Ю.Фучику, Б.Грациану, Ж.Жуберу, Добролюбову, Н.Макиавелли, Ф.Достоевскому, И.М.Сеченову, О.Бальзаку, Д.И.Писареву, Д.Джордану, Цицерону, Ф.Шиллеру, А.К. Толстому, Н.Макиавелли, Публилию Кару, Б.Шоу, Л.Н. Андрееву, Марк Аврелию, И.А. Ильину, С.Л.Франку, Иоанну Лествичнику, Цицерону, Г.Ибсену, Н.Маккиавелли, Петрарке, А.Данте, Б.Грациану, Б.Грациану.

Список вопросов по шкалам.

1.Шкала чувствительности к манипуляциям

4. Интрига составляет силу слабых.

6. Не тот глуп, кто глупость совершил, а кто совершив, не скрыл. Доброе имя зависит больше от твоего молчания, нежели от поведения; раз уж грешен, будь хоть осторожен.

7. Все ценится не за суть, а за вид. Иметь достоинство и уметь его показывать - двойное достоинство: чего не видно, того как бы и нет.

12. Люди бывают обыкновенно до того слепы и заняты своими насущными потребностями, что человек, умеющий хорошо лгать, всегда найдет достаточно легковерных людей, охотно поддающихся обману.

13. Полезнее быть отважным, чем осмотрительным, ибо счастье - женщина; чтобы подчинить его себе, необходимо обращаться с ним грубо; оно охотнее покоряется людям, способным на насилие, чем людям холодного расчета.

22. Все люди злы и всегда склонны обнаруживать свою испорченность, как скоро к тому представится удобный случай.

34. Не можешь надеть шкуру львиную, носи лисью. Вовремя уступить – победить. Кто своего достиг, того не осудят.

2. Шкала чувствительности к несвободе.

8. Смотреть на людей со сломанной совестью еще страшнее, чем на избитых.

17. Ум не терпит неволи.

23. Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле.

24. Быть рабом страха - самый худший вид рабства.

25. Ложь перед самим собою - это наиболее распространенная и самая низкая форма порабощения человека жизнью.

31.Люди поступают хорошо только по необходимости; но как только им предоставляется выбор и как только они могут действовать по произволу, немедленно возникают всякие смуты и беспорядки.

32. У кого много пороков, у того много и повелителей.

3. Шкала ответчивости возвышенному.

1. Совершенство рождается от чистоты сердца

2. Душа не священна сама по себе; она священна духом и своей одухотворенностью.

3. Человек – целый мир, было бы только основное побуждение в нем благородно.

14. Без великодушных идей человечество жить не может.

21. И всюду звук, и всюду свет,

И всем мирам одно начало,

И ничего в природе нет,

Чтобы любовью не дышало.

27. Тот, кто принимает мир, тот включает в свой жизненный путь творческое делание в этом мире, т.е. совершенствование в духе и себя, и ближних, и вещей.

28. Как с появлением света удаляется тьма, так от благоухания смирения исчезает всякое огорчение и гнев.

4. Шкала устойчивости принципов.

5. Пусть покинет меня все остальное, только б не покинуло мужество.

9. Жизнь человека - борьба с кознями человека.

11. Человека, меняющего свои воззрения на угождения первому встречному, мы признаем дрянным, подлым, не имеющим никаких убеждений.

15. Нужно иметь смелость высказывать свои убеждения.

16. Обстоятельства переменчивы, принципы никогда.

19. Поступки мудрых людей продиктованы умом, людей менее сообразительных - опытом, самых невежественных - необходимостью, животных - природой.

33. Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят, что угодно.

5. Шкала стремления к действенности.

10. Лучшие душевные движения не значат ничего, если не приводят к добрым действиям.

18. Мудрость состоит в том, чтобы знать, как поступать в следующий момент, добродетель состоит в самом поступке.

20. В том и состоит пагубность дурного поступка, что он таит в себе зародыш новых мерзостей.

26. Не все же разглагольствовать о том, каким должен быть человек, пора и стать им.

29. Именно действие придает добродетели истинную ценность и достоинство.

30. Душа человека заключается в его делах.

35. Действовать лишь тогда, когда не сомневаешься. Благоразумие не допускает неуверенности, оно всегда шествует при полуденном свете разума.

6. Шкала ответчивости мудрости

9. Жизнь человека - борьба с кознями человека.

11. Человека, меняющего свои воззрения на угождения первому встречному, мы признаем дрянным, подлым, не имеющим никаких убеждений.

17. Ум не терпит неволи

18. Мудрость состоит в том, чтобы знать, как поступать в следующий момент, добродетель состоит в самом поступке.

19 Поступки мудрых людей продиктованы умом, людей менее сообразительных - опытом, самых невежественных - необходимостью, животных - природой.

22. Все люди злы и всегда склонны обнаруживать свою испорченность, как скоро к тому представится удобный случай.

31.Люди поступают хорошо только по необходимости; но как только им предоставляется выбор и как только они могут действовать по произволу, немедленно возникают всякие смуты и беспорядки.

Методика "Четыре вопроса". Разработана и апробирована Н.Я. Большуновой (2005)

Методика является исследовательской. Проверена на надежность и валидность.

Особенность методики состоит в том, что ее вопросы обращены к разным уровням психики и сознания. Первый вопрос апеллирует к сознанию и самосознанию человека, он требует достаточно хорошо отрефлексированных и вербально обозначенных ответов. Второй и третий обращены к области переживаний, чувств, эмоций. Четвертый вопрос является проективным. Это позволяет осуществить качественный анализ внутренней согласованности ценностей.

Может быть использована для исследования динамики ценностей в условиях развивающего (формирующего) эксперимента, в лонгитюдных, кросскультуральных и сравнительных исследованиях (например, социокультурных особенностей юношей и девушек, жителей города и села, представителей разных слоев общества, конфессий и пр.). Рассчитана на испытуемых от 12 – 13 лет.

Инструкция

Ответьте, пожалуйста, на четыре вопроса, касающиеся Ваших ценностей и предпочтений. На каждый вопрос можно давать от трех до пяти ответов в порядке предпочтения, т.е. на первое место ставится то, что является для Вас самым важным и т.д.
На четвертый вопрос допустимо дать один ответ.

Что Вы больше всего цените в жизни?.........................................................................

…………………………………………………………………………………………………..

Что Вы больше всего ненавидите в жизни?................................................................

…………………………………………………………………………………………………..

Чего Вы больше всего в жизни боитесь?.....................................................................

……………………………………………………………………………………………

Если бы Вы были волшебником, что бы Вы сделали в первую очередь?
…………………………………………………………………………………………………

При обработке рекомендуется (в процентах) выявлять частоту встречаемости определенных ценностей, предпочтений в сравниваемых выборках. В целом, анализ результатов имеет, скорее, качественный, содержательный характер.

Опыт оценки результатов методики позволяет рекомендовать анализировать ответы по категориям.

В ответах на первый вопрос можно группировать указываемые испытуемыми ценности следующим образом: Любовь; Друзья; Семья; Доверие, открытость, взаимопонимание; Жизнь; Добро, доброта; Правда, совесть, искренность; Здоровье; Деньги, благосостояние; Карьера, успех; Вера в Бога; Саморазвитие; Свобода; Конкретные (бытовые) вещи и явления (мороженное, весну, купаться и пр.).

Ответы на второй вопрос группируются по следующим параметрам: Ложь, обман; Лицемерие, ханжество; Предательство, измену; Зло; Коварство, хитрость, подлость; Грубость, наглость; Высокомерие; Жадность; Равнодушие; Несвободу, ограничения; Конкретные явления (животные, пища и т.д.).

По третьему вопросу можно осуществить следующее группирование ответов: Измены, предательства; Не достичь цели в жизни, разочароваться, не реализовать мечты; Одиночества, быть не понятым; Неопределенности; Потерять близких; Смерти; Болезни, старости; Потерять себя; Лжи; Экзаменов, отчисления; Конкретных событий, явлений (животных, стихийных бедствий и т.д.).

По четвертому вопросу можно делать следующие группировки:

Сделал бы что-либо для всех: Установил мир, уничтожил насилие; Дал счастье, радость, любовь; Бессмертие, здоровье; Добро, уничтожил зло, ложь, обман; Материальное благополучие, деньги; Уничтожил власть денег, рыночные отношения, платное обучение; Решил проблемы экологии; Изменил мир, законы, сделал их справедливыми и достойными в России; Помог всем, бедным, нищим; Уничтожил несвободу; Дал разум; Дал сплоченность.

Для себя лично: Удовлетворил свои желания; Здоровье; Учеба; Удовольствия (музыка, путешествия и др.); Близкие были рядом; Деньги, благосостояние; Изменение себя (разум, уничтожить слабости и.д.).

Для родных и близких: Здоровье, бессмертие; Деньги, благосостояние и благополучие; Исполнил любые желания; Защитил от всех неприятностей; Счастье.

Ничего не стал бы делать (по четвертому вопросу).

Другое

Методика «Гармония характера». Разработана и апробирована Н.Я. Большуновой (2010).

Методика является исследовательской. Проверена на надежность и валидность.

Может быть использована для исследования представлений о ценности определенных черт характера в различных социокультурных условиях и их динамике с применением ретроспективного анализа. Может дать материал для понимания гармоничности – конфликтности черт характера, особенно о наличии социокультурного конфликта (Например, испытуемый считает, что для достижения успеха в жизни нужны одни черты характера, а у себя хотел бы иметь другие, свойственные другой эпохе или культуре). Методика может быть включена в программы лонгитюдных, кросскультуральных, сравнительных и пр. исследований. Рассчитана на испытуемых от 14 - 15 лет.

Инструкция

В каждом обществе и в разные эпохи могут быть особенно востребованы определенные черты характера, отвечающие традициям, обычаям, требованиям данной культуры и тем социокультурным задачам и проблемам, которые решает общество. Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов, касающихся Ваших представлений о востребованности черт характера человека. На каждый вопрос можно давать несколько ответов по Вашему желанию.

1. Как Вы думаете, какие черты характера были наиболее востребованы в 70-ых – начале 80-ых годов прошлого века, когда Ваши родители были детьми и подростками...................................................................................................................................

…………………………………………………………………………………………….

2. Как Вы думаете, какие черты характера особенно востребованы в наше время…….………………………………………………………………………………………..…………………………………………………………………………………………………….

3. Как Вы думаете, какие черты характера современного человека могут обеспечить ему успех в жизни………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………….

4. Какие черты характера Вы хотели бы иметь у себя………………………………..

………………………………………………………………………………………….....

При содержательном анализе результатов выделяются следующие параметры:

1. Количество совпадающих ответов (черт) на первый и второй вопросы (в %).

2. Количество различающихся ответов (черт) на первые два вопроса (в%).

3. Количество противоположных черт характера в ответах на первые два вопроса(в %).

4. Количество совпадающих ответов (черт) на (в %).

5. Количество различающихся ответов (черт) на

6. Количество противоположных черт характера в ответах на третий и четвертый вопросы (в%).

Аналогичный анализ осуществляется по всем прочим парам вопросов.

Этот анализ позволяет ответить на следующие вопросы: насколько выражены у испытуемого ощущения социокультурных изменений в обществе (изменения в представлении о ценностях тех или иных черт характера); переживаются ли эти изменения как позитивные или негативные; какие требования общества к человеку (востребованные черты характера) он считает наиболее «сильными»; насколько он согласен с этими социокультурными требованиями; переживает ли он себя как «человека своего времени»; насколько выражен аксиологический конфликт.

Методика «Нравственный потенциал личности» (Г. Резапкина, 2010). Методика приводится в изложении ее автора.

Хотя моральные нормы фактически однородны во всех религиях, семантическое пространство содержит прямо противоположные утверждения, касающиеся фундаментальных понятий (отношение к людям, богатству, труду, болезни, смерти и др.). Это относится как к фольклору, так и к высказываниям известных людей, которые порой воспринимаются некритично потому, что их авторы обладают непререкаемым авторитетом. Если человек не подвержен гипнозу имен, он задумается, кто прав: Фрейд, считавший, что интерес к смыслу жизни — признак заболевания, или Франкл, убежденный, что “только животное не бывает озабочено смыслом своего существования”.

На принципе выбора близких до духу высказываний и основана методика «Нравственный потенциал личности», которая представляет собой двадцать семь пар противоположных по смыслу топов, сгруппированных по девяти темам. Выбор высказывания фиксируется в бланке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: