Наука трудового права

Наука трудового права изучает систему трудового законодательства, систему трудового права, его самостоятельные институты, подынституты, формирующиеся фронтиры, подотрасли, теорию и практику их применения. Именно на этом фундаменте и сформировалась норматив истекая школа трудового права. Нормативисты делают акцент на форме и содержании действующих норм трудового права. Поэтому они объясняют их необходимость, вырабатывают рекомендации по совершенствованию тех или иных норм, исходя из возможностей грамматического, исторического, формально-логического толкования, анализа или синтеза гипотезы, диспозиции, санкции нормы трудового права.

Социологическая школа трудового права, напротив, исходит из анализа тех общественных отношений, которые, по мнению нормотворческого органа, необходимо урегулировать нормами трудового права.

Методы, рекомендуемые социологической школой трудового права, хорошо известны социологии труда и ее разновидности — трудоправовой социологии. Иногда в литературе ее именуют «юридическая (правовая) социология», но это более широкое понятие. Социологическая школа трудового права делает акцент не столько на эффективности оценки уже действующих норм трудового права, сколько на анализе закономерностей, вызывающих эти нормы к жизни, а также причинах (необходимости) их закрепления в действующем законодательстве. К таким методам следует отнести наблюдение, интервью, анкетирование, экспертный опрос, правовой эксперимент, некоторые социологические, психологические и другие методы сбора социально-правовой информации.

Используя эти методы, нормотворчсский орган, особенно законодатель, может научно обоснованно сформулировать и закрепить нормы трудового права в законодательстве о труде. Результаты трудоправовых исследований позволяют открыть, правильно сформулировать норму права, соответствующую тем объективно существующим закономерностям, которые уже упорядочивают наличествующие или зарождающиеся элементарные социально-трудовые отношения либо проявляются на определенном этапе исследования в форме правоотношений.

Таким же образом можно более точно, оперативно выявить и последующую судьбу нормы трудового права. В тех случаях, когда принимаемая норма и объективная (фактически сложившаяся благодаря требованиям и запросам определенной системы социально-трудовых отношений) закономерность в основном совпадают, можно говорить об идеальном варианте нормы трудового права. Если они не совпадают, норма нуждается в дальнейшем совершенствовании. Во-первых, это возможно путем устранения (отмены) тех нормативов, которые затрудняют развитие, нормальное существование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Во-вторых, в процессе трудоправового исследования выявляются тенденции опережающего регулирования, которые упреждают запросы формирующихся и заменяющихся социально- трудовых отношений в процессе наемного, подчиненного работодателю труда. Законодатель должен своевременно дать оценку этому обновлению, закрепить его или, наоборот, пресечь в новеллах трудового законодательства.

Трудоправовой социологией должны заниматься нормотворческие органы и в отдельных организациях. В советский период бум таких исследований пришелся на вторую половину прошлого века, когда в коллективных договорах предусматривались расходы на составление планов социального развития производственных коллективов. Личные (отдельные) впечатления, наблюдения руководителя организации, его представителей, работников обычно субъективны, а потому могут быть ошибочными.

Особая роль в нормотворческой практике должна быть отведена правовому эксперименту. Социологическая школа трудового права считает целью правового эксперимента не только определение эффективности экспериментальной нормы, но и ее формулировку на основе открытой в процессе эксперимента закономерности упорядочения изучаемой системы социально-трудовых отношений, сложившихся или складывающихся в условиях наемного труда.

Поскольку норма права формируется (зарождается) в той системе общественных отношении, которые нормотворчсский орган собирается регулировать, то для его деятельности следует создать необходимые условия. Они должны найти закрепление в законодательстве.

Во-первых, необходимы материально-техническое обоснование, финансирование нормотворческой, в частности законодательной, работы. В бюджете Федерального Собрания РФ (Государственной Думы) должны быть предусмотрены средства на социологические исследования запросов, закономерностей развития той системы общественных отношений, которую законодатель собирается урегулировать. Особой строкой следует предусматривать средства на правовой эксперимент. Аналогичные расходы должны планироваться на уровне субъекта РФ, отдельных организаций, например в коллективном договоре.

Во-вторых, необходим закон о правовом эксперименте. В нем следует закрепить обязанность нормотворческого органа проводить правовые эксперименты с соответствующим финансированием на том уровне, на котором принимается решение о его проведении (Федерация, ее субъект, организация). Любые расходы будут оправданы в случае разработки и принятия необходимой (эффективной) нормы права в сравнении с теми затратами, которые обычно имеют место при разработке и введении в действие научно не обоснованных норм права. Многие из ныне действующих норм трудового права после соответствующих социологических исследований приобретают иное содержание, чем то, которое вложил в них законодатель.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: