Типы национальных хозяйственных систем

Понятие «национальная экономика» тесно связано с термином «экономическая система», так как оно конкре­тизирует данный тип экономической системы, отражает ее специфические черты, обусловленные географическим положением страны, уровнем экономического развития, ее участием в международном разделении труда, культурны­ми, историческими традициями и другими факторами.

Система означает сложную и взаимосвязанную совокуп­ность элементов, классификация которых зависит от крите­рия анализа. Типологизация национальных экономических систем может быть различной:

1) но уровню социально-экономического и технологи­ческого развития - высокоразвитые, развивающиеся и сла­боразвитые национальные экономики;

2) по структуре хозяйства - аграрные, индустриальные, постиндустриальные общества;

3) по размерам территории страны - малые страны, сред­ние страны, крупные и крупнейшие страны;

> по региональному признаку - страны азиатско-тихоо­кеанского региона, европейские страны, африканские и т.д.;

> по национальному признаку - экономика Австрии, Беларуси, Болгарии, Венгрии, Японии и т.д.;

> по степени включенности в мировую экономику - за­крытого и открытого типа;

> по степени зрелости различают формирующиеся, зре­лые или развитые;

> по типу и границам государственного вмешательства в экономику - свободная или либеральная, административ­но-командная, смешанная;

> по механизму координации - традиционная, рыноч­ная и командная(плановая).

Подобная типологизация систем позволяет выявить ос­новные черты, системообразующие элементы национальных экономик, уточнить совокупность форм и механизмов фун­кционирования систем. Каждый из видов экономической системы, реализуясь в конкретных условиях, приобретает свои особенности. Так складываются современные модели экономических систем. Под социально-экономической мо­делью понимают комплекс хозяйственных институтов, оп­ределяющих принципы, направления деятельности, дееспо­собность экономической и социальной систем в конкретных условиях страны и региона.

Факторами формирования модельных различий явля­ются:

4) уровень развития национальной экономики;

5) степень и характер государственного регулирования экономики;

6) выбор национальных экономических приоритетов;

7) особенности менталитета народа;

8) формы взаимодействия государства и бизнеса;

9) механизмы согласования интересов различных групп и слоев общества;

10) источники и масштабы финансирования экономики;

11) уровень развития и формы организации рыночной среды и т.д.

Критериями дифференциации моделей могут выступать и макроэкономические показатели: объем, структура и дина­мика ВВП; размер ВВП на душу населения; индекс потреби­тельских цен; уровень производительности труда и др.

И современной экономической литературе распростра­нен подход к анализу моделей по критерию «социальнос­ти», согласно которому выделяют либеральную, социально ориентированную и социал-демократическую группы моде­лей. Эти группы рыночных моделей отличаются: структу­рой собственности; направленностью социальной политики; участием государства в перераспределительных процессах; границами государственного участия в экономике.

Из современных рыночных моделей выделяют следую­щие: американская, японская, различные европейские моде­ли. Американская модель экономики основывается на сво­бодном частном предпринимательстве, стремлении к личной выгоде и богатству. Для нее характерны высокая индивиду-;ільная активность и ответственность. Государство подде­рживает на основе частичных льгот и пособий малообеспе­ченные слои населения. Японскую модель характеризуют такие признаки, как опора на национальные приоритеты, вы­сокий уровень дисциплины, производительности труда, го­сударственное программирование экономики. Среди наибо­лее известных европейских страновых моделей выделяют: германскую (модель социального рыночного хозяйства); французскую (модель государственного дирижизма); швед­скую (модель «государства благосостояния»).

Страны Европы постепенно движутся к созданию еди­ной общеевропейской модели по следующим направле­ниям: создание единого внутреннего рынка; формирование экономического и валютного союза; гармонизация финан­совой политики; сближение социальных моделей; обеспече­ние единых условий предпринимательской деятельности и поддержка конкурентной среды; принятие единых правил и механизмов регулирования экономики.

Эффективность национальной модели определяется ее жизнеспособностью, возможностью адекватно реагировать на различные социально-экономические вызовы, гибкос­тью. В конечном счете, наиболее полно эффективность мо­дели оценивается по показателям: роста ВВП, благосостоя­нием населения, конкурентоспособностью экономики.

Каждая страна при нерехрде к рынку должна строить свою собственную модель национальной экономики на базе опыта развитых стран, но без механического копирования, мешения различных черт. Главная задача построения сис­темной модели экономики состоит в выявлении основных институтов, компонентов, взаимосвязей, обеспечивающих эффективный тип хозяйствования.

Белорусская модель социально ориентированной экономики в ее завершенном виде, согласно НСУР, - это высокоэффективная экономика с развитым предприни­мательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием, заинтересовывающим предпринимателем в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников — в высокопроизво­дительном труде. Она гарантирует высокий уровень бла­госостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение для нетрудоспособных, престарелых и инвалидов, базируется на принципах свобо­ды предпринимательства и добросовестной конкуренции, равенства форм собственности, гарантии ее неприкосновен­ности, обеспечения взаимоувязки благосостояния работни­ка и результатов его труда, социального партнерства между государством, профсоюзами и предпринимателями.

Помимо этих, типичных для развитых стран с рыночной экономикой черт и принципов, белорусская модель включа­ет специфические черты, отражающие историю страны, тра­диции народа, его менталитет с преобладанием таких черт, как коллективизм и взаимопомощь, социальная справедли­вость. Она исключает такие составляющие как обвальную безработицу, резкую социальную дифференциацию населе­ния по доходам.

Тема 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: