| Всего | ||||||||||
| по отраслям: промышленность | 20,8 | 21,1 | 20,8 | 22,2 | 22,7 | 23,6 | 22,3 | 21,2 | 21,0 | 19,9 |
| сельс. хозяйство | 1,1 | 1,1 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 6,1 | 4,3 | 3,5 | 3,3 |
| лес. хозяйство | 0,1 | 0,1 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
| транспорт | 5,6 | 5,8 | 5,5 | 5,6 | 5,7 | 5,5 | 5,1 | 8,0 | 8,7 | 8,4 |
| связь | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,4 |
| строительство | 11,5 | 11,7 | 11,7 | 11,6 | 11,9 | 12,3 | 11,7 | 10,4 | 9,6 | 10,2 |
| торговля и общ. питание | 42,7 | 42,8 | 44,4 | 42,4 | 41,3 | 41,2 | 39,1 | 40,5 | 42,5 | 42,0 |
| материально- гех. снаб. и сбыт | 0,8 | 0,6 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 1,3 | 1,0 | 0,9 | 0,8 | 0,8 |
| инфор.-выч. обслуживание | 0,7 | 0,7 | 0,8 | 0,7 | 0,6 | 0,6 | 0,5 | 0,6 | 0,6 | 0,6 |
| операции с не- движ. имущ. | 1,6 | 1,8 | 1,9 | 2,2 | 2,3 | 2,6 | 2,8 | 2,6 | 2,3 | 2,5 |
| общая коммер. деят. по обес- неч. функцион. рынка | 3,4 | 3,2 | 3,1 | 3,4 | 3,4 | 2,7 | 2,7 | 2,7 | 2,5 | 2,8 |
| ЖКХ | 0,3 | 1,0 | 0,3 | 0,4 | 0,3 | 0,3 | 0,2 | 0,3 | 0,2 | 0,4 |
| быт. обслуж. населения | 0,8 | 0,8 | 0,9 | 1,2 | 1,3 | 1,5 | 1,6 | 2,6 | 2,9 | 3,1 |
| лдравоохран., фпз. культ., соц. обеспечение | 2,1 | 2,1 | 2,1 | 2,2 | 2,3 | 2,1 | 2,0 | 1,9 | 1,7 | 1,8 |
| образование | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,5 |
| культура | 1,0 | 1,0 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 1,2 | 1,1 | 1,0 | 1,2 | 1,4 |
| илука | 1,9 | 1,6 | 1,4 | 1,2 | 1,0 | 0,8 | 0,7 | 0,5 | 0,4 | 0,4 |
| финансы, стра- мшание, и'чісіюн. обесп. | 0,7 | 0,7 | 0,8 | 0,7 | 0,8 | 0,7 | 0,6 | 0,4 | 0,3 | 0,3 |
| прочие | 3,9 | 2,9 | 2,7 | 2,4 | 2,5 | 1,6 | 1,5 | 1,2 | 1,0 | 1,1 |
предпринимательству: предоставление льготных кредитов ■ I. и псами за счет средств местных бюджетов, предусмотренных программами государственной поддержки малого пред принимательства и размещенных во вклады (депозиты) банков; гарантий но данным кредитам Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей и др.
Государственной финансовая поддержка предоставляется: на условиях срочности, возвратности и платности; на конкурсной основе; с соблюдением принципов обеспеченности и целевой направленности; в национальной валюте Республики Беларусь.
В республике действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, которая на 1 января 2010 г. включала 52 центра поддержки предпринимательства и 9 инкубаторов малого предпринимательства.
В 2009 году услугами центров поддержки предпринимательства воспользовались около 51 тыс. человек. В основном деятельность клиентов, обратившихся в центры за услугами, связана с розничной торговлей - 33,8 %, осуществлением производственной деятельности - 15,4 %, оказанием услуг — 13 %, строительством - 7,5 %, оптовой торговлей - 7,2 %, оказанием транспортных услуг - 4,4 %.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 1721 утверждена Государственная программа поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2010-2012 годы. Задачи Государственной программы на 2010-2012 годы следующие: создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий; преодоление административных барьеров на пути развития малого предпринимательства; внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства; создание новых рабочих мест; обеспечение импортозамещения; адресная методическая, информационная, консультационная, учебно-образовательная и юридическая поддержка, предоставляемая инфраструктурой поддержки малого предпринимательства.
НареализациюмероириятийГосударственнойпрограммы на 2010—2012 годы из республиканского и местных бюджетов в 2010 году предусмотрено выделить 31435,761 млн рублей. В результате реализации мероприятий Государственной программы на 2010—2012 годы в 2010 году темп роста выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг, полученной малым предпринимательством, планируется до
стичь в размере 131 процента, в 2011 году - 133 процентов, в 2012 году - 135 процентов. Темп роста численности занятых is малом предпринимательстве, включая индивидуальных предпринимателей, планируется довести в 2010 году до 111 процентов, в 2011 году - до 113 процентов, в 2012 году - до 115 процентов.
5.5. Структурная трансформация экономики Республики Беларусь
Республика Беларусь после распада СССР стала самостоятельным суверенным государством и получила в наследство достаточно развитую относительно других бывших республик экономику с многоотраслевой структурой, где преимущественную роль играли такие отрасли специализации, как машиностроение, химическая и нефтехимическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая и пищевая промышленность, животноводство, льноводство и картофелеводство. Продукция этих отраслей (коэффициент товарности превышал 0,3) в больших объемах вывозилась за пределы республики для удовлетворения общесоюзных потребностей.
Экономика Республики Беларусь унаследовала ряд структурных деформаций, причинами которых являются существование в рамках бывшего Советского Союза и экономический кризис: несоответствие структуры производства внутренним потребностям страны и внешнему спросу;:шерго-и материалоемкость выпускаемой промышленной продукции, что порождает зависимость от импортных поставок топливно-энергетических и сырьевых ресурсов; относительно высокий уровень физического и морального износа активной части основных фондов вследствие недостатка инвестиционных ресурсов; недостаточный уровень развития наукоемких экспортных производств, имеющих иысокую долю добавленной стоимости.
Основой трансформации экономики должна была стать структурная перестройка. Структурная перестройка экономики на нервом этапе рыночных преобразований осуществлялась стихийно (так называемая пассивная ее фор- ми): во-первых, в результате разрушения сложившихся
экономических связей, а также изменившихся требований внутреннего и внешних рынков свертывались отдельные отрасли и производства (преимущественно в сфере ВПК, тяжелой промышленности), спрос на продукцию которых из-за отсутствия заказов резко упал; во-вторых, значительно уменьшились объемы производства продукции и в традиционных отраслях специализации страны (машиностроении, химической, легкой и пищевой промышленности) из-за ограничения емкости внутреннего рынка и потери позиций на внешних рынках, кризиса неплатежей и возросшей конкуренции зарубежных поставщиков; в-третьих, некоторая часть бесперспективных ресурсоемких не востребованных рынком и безнадежно убыточных предприятий прекратили свое существование.
Для преодоления возникших деформаций необходимо, с учетом национальных особенностей, оптимально встроить белорусскую экономику в мировое хозяйство с использованием двух- и многосторонних связей; обеспечить модернизацию структуры экономики в направлении роста ее наукоемкости, экологической сбалансированности и энергоэффективности; перевести систему управления экономикой на корпоративные принципы и обеспечить на этой базе формирование качественно новых стимулов инновационной активности. Современный мир характеризуется переходом от индустриальной стадии мировой экономики, господствовавшей почти два века, к новой стадии прогресса человеческого общества - постиндустриальной.
Важным показателем трансформации экономики является институциональная структура экономики, характеризующая прежде всего складывающиеся пропорции секторов. экономики по формам собственности и уровень развития рыночных отношений в стране. В 2003 г. доля государственной собственности по численности работников составляла 52,9%, частной (негосударственной) - 46,1, иностранной - 1,0 %. В институциональной структуре белорусской экономики численность занятого в ней населения характеризуется невысоким удельным весом частной собственности (50,9 % в 2009 г.), в том числе смешанной с иностранным участием (3,2 %), а также иностранной (1,6 %) (табл. 10).
Таблица 10
| ю съ | О Ф | О | СЧ о | to о | «Я1 о | ю о | «о о | г- о | о | О О | |
| CN | сч | сч | сч | сч | сч | CN | CN | сч | СМ | ||
| Всего занято в экономике | |||||||||||
| в том числе | |||||||||||
| но формам собствен | |||||||||||
| ности: | |||||||||||
| государст венная | 59,8 | 57,2 | 57,2 | 55,1 | 52,9 | 52,4 | 51,9 | 51,4 | 50,8 | 50,0 | 47,5 |
| частная | 40,1 | 42,4 | 42,2 | 44,0 | 46,1 | 46,4 | 46,8 | 47,3 | 47,7 | 48,4 | 50,9 |
| смешанная | |||||||||||
| с иностранным учас | 0,5 | 1,4 | 1,6 | 1,8 | 2,2 | 2,5 | 2,6 | 2,7 | 2,9 | 3,2 | 3,2 |
| тием | |||||||||||
| иностранная | 0,1 | 0,4 | 0,6 | 0,9 | 1,0 | 1,2 | 1,3 | 1,3 | 1,5 | 1,6 | 1,6 |
Отраслевая структура, характеризующая пропорции между отраслями и межотраслевыми комплексами, отражает специализацию национальной экономики на выпуске таких видов товаров и услуг, которые в наибольшей степени соответствуют природно-экономическим, демографическим факторам и условиям страны, наиболее полно отвечают запросам внутреннего и внешних рынков.
Отраслевая структура экономики Беларуси характеризуется достаточно высоким по сравнению с европейскими странами удельным весом в ВВП сферы производства товаров. Традиционно в национальных экономиках выделяют три сектора: 1) сельскохозяйственный сектор, 2) промышленный сектор, 3) сектор услуг. В Республике Беларусь прослеживается следующая структура ВВП: 41,2 % приходится на производство товаров (7,8 % ВВП формируется в сельскохозяйственном секторе, 25,3 % ВВП - в промышленном секторе) и 44,7 % ВВП - в секторе услуг. Согласно НСУР I ’сспублики Беларусь до 2020 года прогнозируется провес- МІ структурную трансформацию национальной экономики






