Проблемы развития предпринимательства в Беларуси

Ключевыми проблемами в постсоциалистических стра­нах при переходе к рыночной экономике являются рефор­мирование отношений собственности и развитие предпри­нимательства. В последние годы в Республике Беларусь преобладает «точечное» реформирование объектов госу­дарственной собственности исходя из оценки экономичес­кой эффективности, возможности внедрения новых техно­логий, освоения выпуска новых видов продукции. Главной целью разгосударствления и приватизации остается повы­шение эффективности производства и создание конкурент­ной среды, активизация инвестиционной и инновационной деятельности, привлечение иностранных инвестиций. При этом учитываются социальные и экологические последс­твия приватизации.

Начиная с 2008 года, формируются планы приватизации конкретных предприятий на трехлетний период, например, на 2008-2010 годы в такой план включены около 500 респуб­ликанских унитарных предприятий. При этом приватизация рассматривается как способ привлечения в экономику стра­тегических инвесторов, которые могут предложить Беларуси на взаимовыгодных условиях новые и высокие технологии, современные управленческие решения, дополнительные рынки сбыта продукции, то есть все то, что может повысить эффективность развития белорусских предприятий.

Переход к рыночной экономике связан с неуклонным увеличением негосударственной собственности и развити­ем частного предпринимательства. В Республике Беларусь частное предпринимательство представлено главным обра­зом малым бизнесом.

Малый бизнес - это предпринимательская деятельность, дающая прибыль на малых предприятиях, не входящих ни в одно монополистическое объединение. По действующему законодательству малое предпринимательство в Республи­ке Беларусь представлено в двух формах: юридические лица и индивидуальные предприниматели.

По информации Министерства по налогам и сборам, по состоянию на 1 апреля 2010 г. в республике по сравнению с аналогичным периодом 2009 года количество юридических лиц - субъектов малого предпринимательства увеличилось на 11708 (или на 14,5 %). Численность индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 апреля 2010 г. к уров­ню 1 апреля 2009 г. увеличилась на 8693 (или на 3,9 %).

При отнесении предприятия к субъектам малого пред­принимательства используются следующие количествен­ные и качественные критерии:

> количественные (численность занятых на предприятии, годовой объем продаж, среднегодовая балансовая стоимость активов);

> качественные (небольшая доля рынка, управление пред- I [риятием осуществляет лично владелец, предприятие явля­ется независимым).

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О го­сударственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» к субъектам малого предпринима­тельства - юридическим лицам - относятся предприятия и организации со среднесписочной численностью работников:

- в промышленности и на транспорте - до 100 человек;

- сельском хозяйстве и научно-производственной сфе­ре - до 60 человек;

- строительстве и оптовой торговле - до 50 человек;

- других отраслях производственной сферы, обществен­ном питании, бытовом обслуживании населения и рознич­ной торговли - до 30 человек;

- других отраслях непроизводственной сферы - до 25 че­ловек.

Критерии отнесения к субъектам малого предпринима­тельства были уточнены Указом Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах го­сударственной поддержки малого предпринимательства», согласно которому выделяют: микроорганизации (коммер­ческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно), малые ор­ганизации (коммерческие организации со средней числен­ностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно).

Динамика деятельности малых предприятий за 2000- 2009 гг. отражена в таблице 8.

За 2009 г. вклад малых предприятий в ВВП оценивался в размере 11,4 %, было произведено 9,2 % общего объема про­изводства продукции, 29,5 % общего объема розничного то­варооборота, 30,5 % внешнеторгового оборота страны и т.д.

Малые предприятия динамично осваивают новые виды продукции и заполняют ниши, не привлекательные для крупного бизнеса: бытовое и информационно-техническое обслуживание, операции с недвижимостью и т.д. Отрасле вая структура малых предприятий характеризуется данны­ми таблицы 9.

Таблица 8


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: