В Республике Беларусь. При рыночной экономике рынки действуют во всех сфе­рах хозяйствования

При рыночной экономике рынки действуют во всех сфе­рах хозяйствования. Важнейшими рыночными института­ми являются рынки факторов производства, финансовые и товарные. Неравномерное развитие различных сегментов рынка, или структурная асимметричность, и очень слабое развитие некоторых институтов рынка или институцио­нальная неполнота - главные особенности рыночной эконо­мики в Беларуси. Так, товарный рынок (рынок потребитель­ских товаров и продукции производственно-технического назначения) и рынок услуг незначительно отличались от аналогичных рынков экономически развитых стран Запада по насыщенности товарами и услугами, ассортименту, ор­ганизационно-юридическим формам и т.д. Однако другие сегменты рыночного хозяйства развиты значительно слабее (рынки труда, капитала, земли и др.) из-за слабости институционально-организационной основы рынков. Пока очень низка мобильность трудовых ресурсов из-за избыточной численности работающих на большинстве предприятий и трудностей смены места жительства для переезда на новую работу. Незначительную роль в мобилизации финансовых ресурсов играет и продажа корпоративных ценных бумаг, имеющая существенное значение для перелива капитала в западных экономиках и т.д.

Кругооборот товаров реализуется в сфере купли-про­дажи товаров и услуг, которую образуют товарные рынки. Одним из приоритетных направлений развития товарных рынков является обеспечение условий для роста спроса на отечественную продукцию, объемов реализации новых ви­дов услуг, которые образуют инфраструктуру рыночного хозяйства (маркетинговые, правовые, банковские, депозит­ные, страховые, информационные, консалтинговые). Важ­ным направлением является дальнейшее развитие системы электронной торговли.

Рынок факторов производства (или рынок ресурсов) включает рынок труда, земли, капитала, предприниматель­ской деятельности (управления).

Рынок труда - система рыночных институтов, орга­низаций и учреждений государственного сектора, обще­ственных объединений (профсоюзов и др.), решающих проблемы воспроизводства рабочей силы, использования труда. В прогнозных документах долгосрочного характе­ра (НСУР-2020, Концепции социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 года и др.) предпо­лагается более углубленно решать следующие задачи: на 2006-2010 гг. - содействие социально-профессиональной мобильности рабочей силы, повышение эффективности и качества труда; после 2010 г. - достижение количественной и качественной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы и рабочих мест.

В результате проведения активных мер политики заня­тости, предусмотренных мероприятиями Государственной программы содействия занятости населения уровень без­работицы к численности экономически активного населе­ния снизился с 2,1 процента в 2000 до 1,5 процента в 2005 и 1,2 процента в 2007 до 1,0 процента в 2008 году. По данным Национального статистического комитета Республики Бе­ларусь, в I полугодии 2010 г. в экономике республики было занято 4621,8 тыс. человек, что на 0,1 % больше, чем в I полугодии 2009 г. Уровень зарегистрированной безработицы на конец июля текущего года составил 0,8 % от экономичес­ки активного населения (на конец июля 2009 г. - 0,9 %).

Однако на рынке труда не преодолен структурный и тер­риториальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы. Рынок труда по-прежнему ориентирован на рабочие профессии, которые составили 79,4 % от общего количест­ва заявленных нанимателями вакансий. Среди безработных женщины составляли 53,4 %, сельские жители — 21,2 %, мо­лодежь в возрасте до 30 лет -37,8 %. Средний размер посо­бия на одного безработного в июле 2010 г. составил 50,4 тыс. рублей, или 18,4 % от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

Начинает формироваться рынок земли. Осуществлена огромная работа по выделению различных категорий зе­мель, определению кадастровой стоимости земельных учас­тков. Земли Республики Беларусь делятся на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов; земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения; земли природо­охранного, оздоровительного, рекреационного, историко- культурного назначения; земли лесного фонда; земли вод­ного фонда; земли запаса.

В соответствии с Кодексом о земле собственность на зем­лю в Республике Беларусь выступает в государственной и частной форме. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства.

Земельные участки, находящиеся в частной собственнос­ти граждан, юридических лиц Республики Беларусь, могут являться предметом купли-продажи, дарения, залога, об­мена, аренды в порядке, определенном земельным законо­дательством Республики Беларусь. Впрочем, не все земли могут быть предоставлены в частную собственность. Уста­новлен запрет на передачу в частную собственность земель следующих категорий и видов: земли сельскохозяйственно­го назначения; земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения; земли лесного фонда; земли водного фонда и т.п. Кроме того, не подлежат предоставлению в частную собственность, земельные участки, на которых расположены объекты недви­жимости государственной собственности.

В пользование обычно передаются застроенные земель­ные участки при покупке недвижимого имущества, распо­ложенного на данном земельном участке. Незастроенные земельные участки выставляются на аукцион для продажи права аренды на них. При этом начальная стоимость земель­ного участка соответствует кадастровой оценки и может подняться в 10-20 раз.

Для юридических лиц предусмотрены следующие право­вые формы использования земельного участка: право пос­тоянного пользования (без установленного срока); право временного пользования (сроком до 10 лет, 20 лет); право аренды земельного участка (сроком до 99 лет). Приобрести землю в собственность юридические лица могут следующи­ми способами: для строительства объектов - по результатам аукциона по продаже земельных участков в частную собс­твенность, без проведения аукциона - для целей обслужи­вания принадлежащих им на праве собственности капиталь­ных строений (зданий, сооружений), которые находятся на приобретаемой земле.

Указ Президента Республики Беларусь от б февраля 2009 г. № 64 «О внесении дополнений и изменений в не­которые указы Президента Республики Беларусь по воп­росам строительства, изъятия и предоставления земель­ных участков» отменил также проведение аукционов при предоставлении земельных участков юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества, пред­назначенных для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Для снижения финансовых затрат инвесторов, обеспе­чения привлекательности вложения средств в строитель­ство райисполкомам дано право предоставлять рассрочку внесения платы при предоставлении земельных участков в частную собственность, а также платы за право заключения договора аренды на срок до 5 лет со дня приемки в эксплуа­тацию построенного объекта.

Указ Президента Республики Беларусь от И декабря 2009 г. № 622 «О совершенствовании порядка регулирования земельных отношений и осуществления государс­твенного контроля за использованием и охраной земель» содержит следующие шаги по либерализации использова­ния земель: упрощение порядка продажи неиспользуемого госимущества на аукционах с установлением нормальной цены продажи, равной одной базовой величине; совершенс­твование порядка обращения землепользователей за госу­дарственной регистрацией земельных участков и прав на них, введение принципа «одного окна»; запрещение раздела земельных участков, предоставленных для строительства и обслуживания одноквартирных жилых домов, а также изме­нение целевого назначения земельных участков, предостав­ленных для ведения личного подсобного хозяйства.

Медленно развивается в Республике Беларусь рынок ка­питала. Функционально рынок капитала можно разделить на рынок ценных бумаг и рынок ссудного капитала. В соот­ветствии с Декретом № 7 от 14 апреля 2008 г. предусмотрена активизация фондового рынка, постепенное снятие морато­рия и продажа государственных пакетов акций на основе «германской» модели фондового рынка, которая предусмат­ривает широкое участие банков в его функционировании и развитии (в отличие от «англосаксонской», где инвестиции в акции банкам запрещены).

Низкая капитализация национального фондового рынка объясняется низким рыночным спросом и предложением на рынке ценных бумаг. Развитие спроса на ценные бумаги на внутреннем рынке требует стабильной макроэкономичес­кой политики, направленной на увеличение рентабельнос­ти и объема сбережений и появление институциональных инвесторов, таких как пенсионные и инвестиционные фон­ды, на увеличение предложения ценных бумаг - повышение темпов приватизации и разгосударствления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: