Государственное регулирование экономики - это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих органов, которые посредством разных способов, приемов, форм и методов обеспечивают достижения поставленной цели и решения экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики.
Функции государственного регулирования экономики:
V целевая;
У направляющая и координирующая;
> функция распределения и перераспределения;
> стимулирующая;
> контрольная.
В условиях функционирования рыночной экономики объектами регулирования, как правило, являются:
> экономический цикл; > платежный баланс;
> структура народного > внешнеэкономические хозяйства; связи;
^ условия накопления > условия конкуренции; капитала; > окружающая среда;
^ занятость; > социальные отношения
> денежное обращение; и социальное обеспечение.
> уровень цен;
О состоянии экономики Республики Беларусь свидетельствуют экономические индикаторы - система важнейших показателей, комплексно характеризующих состояние сферы производства, обращения, потребления:
|
|
18) ВВП;
19) товарная (валовая) продукция промышленности;
20) валовая продукция сельского хозяйства;
21) капитальные вложения за счет всех источников финансирования;
22) производство товаров народного потребления;
23) реализация платных услуг населения;
24) денежные доходы населения, реальные доходы населения;
25) средняя заработная плата;
26) сводные индексы цен на потребительские товары и услуги, оптовые цены промышленных предприятий;
27) розничный товарооборот;
28) численность занятых в народном хозяйстве;
29) уровень безработицы;
30) сальдо ввоза-вывоза со странами СНГ;
Государственное регулирование Республики Беларусь
реализуется через планирование, прогнозирование и программирование экономики.
Планирование - это процесс принятия управленческого решений, который включает в себя выбор и научную постановку целей, определение приоритетов, выработку комплекса мероприятий, обеспечивающих их достижение. Планирование реализуется через систему планов, которые разрабатываются на различные периоды действия и имеют различные формы проявления. Их назначение - определение основных ориентиров, относящихся к масштабам, пропорциям и конечным целям развития производства; выявление проблем, с которыми предстоит столкнуться при реализации плана, а также путей и способов их решения. С точки зрения временного аспекта планы бывают:
> долгосрочные: планы на период от 15-20 лет;
> среднесрочные: срок 3-5 лет;
> краткосрочные: планы сроком до 1 года;
|
|
> оперативные: планы на сутки, неделю и декаду.
Долгосрочный план отражает стратегию экономического
и социального развития на долгосрочный период, главные пели, приоритеты, пути и средства их достижения.
Среднесрочные планы конкретизируют основные направления стратегии. Их разрабатывают на срок 3-5 лет, однако, считается более оптимальным срок 5 лет, так как (читается именно пятилетний срок позволяет реализовать крупные проекты (строительство объектов, подготовка кадров и так далее). Показатели определяются по каждому году плана, мероприятия по достижению конечных целей плана конкретизируются с учетом изменяющихся условий в плановом периоде. Изменения, которые происходят, отражаются в долгосрочном плане, то есть долгосрочные планы конкретизируются по истечении пятилетнего срока. Годовые планы формируются на основе пятилетних планов. В конце каждого года осуществляется корректировка среднесрочных планов. Составной частью планов являются целевые комплексные программы. Ежегодно разрабатывается прогноз экономического и социального развития республики на год. При осуществлении планирования разрабатывается система планов на:
> макроуровне: планы, программы экономического и социального развития страны на региональном уровне (планы развития отраслей, районов, городов);
> микроуровне: планы развития отдельных предприятий, имеющие вид бизнес-планов.
Выделяют следующие формы планирования:
Директивное планирование: подразумевает обязательное, жесткое, подлежащее исполнению, предполагает командно-административные методы для достижения поставленных целей и задач, реализуются через административно-распределительные документы, а именно, законы, указы, приказы, распоряжения, подразумевающие контроль за практической реализацией.
Стратегическое планирование - процесс определения целей и значений экономических показателей по основным наиболее важным направлениям социально-экономического развития страны (отрасли, объединений предприятий и др.), как правило, на средний срок и длительную перспективу с формированием механизма по их реализации. При стратегическом планировании решаются те задачи, которые определяют характер экономических преобразований, устойчивость экономики, уровень жизни населения, обороноспособность страны и др. При этом конечный результат не является строго фиксированным, определяются границы, в рамках которых колеблются показатели.
Индикативное планирование - это инструмент по реализации целей, поставленных в стратегическом плане развития с учетом конкретно складывающейся экономической ситуации. Индикативный план-прогноз входит в стратеги
ческий и является практическим инструментом в развитии экономики на краткосрочный и среднесрочный периоды. Индикативный план включает в себя:
31) концептуальную часть: концепция социально-экономического развития;
32) прогнозную часть: прогноз социально-экономического развития;
33) планово-регулирующую часть: система экономических регуляторов и государственные целевые комплексные программы.
На практике применяются все три формы планирования. Стратегическое планирование применяется на всех уровнях управления. Директивная форма, как правило, используется при планировании республиканских и местных бюджетов, также в особо оговоренных законодательством чрезвычайных ситуациях, правительство, выделяя государственные средства на конкретные цели устанавливает их адрессность, объемы и сроки освоения, меры контроля. Во всех других случаях планирование имеет индикативную форму.
Прогнозирование - это процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возможном состоянии, об альтернативных путях его достижения.