Формы организации обучения. Классно-урочная система обучения и её особенности. Единство и взаимосвязь форм обучения в школе

Формы организации обучения (организационные формы) — это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям: количеству учащихся, месту учебы, продолжительности учебных занятий и др. По первому критерию выделяются массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения. По месту учебы — школьные и внешкольные. К школьным относятся занятия в школе (уроки), работа в мастерских, на пришкольном опытном участке, в лаборатории и т. п., а к внешкольным — домашняя самостоятельная работа, экскурсии, занятия на предприятиях и т. д. По длительности учебных занятий различают классический урок (45 мин), спаренное занятие (90 мин), спаренное укороченное занятие (70 мин), сокращенные уроки (30—35 мин), а также уроки «без звонков» произвольной длительности. Наибольшее распространение в нашей стране и за рубежом получила классно- урочная система обучения, возникшая в XVII в. и развивающаяся уже более трех столетий. Классно-урочную форму организации обучения отличают следующие особенности: — постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс); — каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения); — учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков); — каждый урок посвящается только одному предмету (монизм); — постоянное чередование уроков (расписание); — руководящая роль учителя (педагогическое управление); — применение различных видов и форм познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).

Классно-урочная форма имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами, в частности индивидуальной: она отличается более строгой организационной структурой, является экономной, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся, создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности воспитания и развития учащихся. Вместе с тем эта форма организации обучения не лишена недостатков, снижаюших ее эффективность; главный среди них — опора (ориентация) на «среднего» ученика, отсутствие возможности осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы с учащимися.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: