Метод обучения. Приёмы и средства обучения. Различные подходы к классификации методов обучения в современной дидактике, их анализ

Мо- упорядоченная деят-ть педагога и уч-ся, направленная на достижение цели обучения. Приём обучения -это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода. М. о. - категория историческая, они изменяются с изменением целей и содержания образования. Классификация: 1)Традиционная. В качестве общего признака выделяемых в ней методов берётся источник знаний(практика, наглядность, слово). В данной классиф 5 методов: практический (опыты, упражнения, учебно-производительный труд), наглядный (иллюстрации, демонстрации), словесный (рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, инструктаж, разъяснение, объяснение), работа с книгой (чтение, изучение, реферирование, беглый просмотр, цитирование, изложение, конспектирование, составление плана), видеометод (просмотр, обучение, упражнения под контролем «электронного учителя», контроль). 2)Классификация методов по назначению (Данилов, Есипов). Общий признак-последовательные этапы, через кот проходит процесс обучения на уроке. Методы: приобретение знаний, формирование умений и навыков, приминения знаний, творческой деят-ти, закрепления, проверка знаний умений и навыков. 3)Класс-ия методов по типу познавательной деят-ти. ТПД-это уровень самостоятельности познавательной деят-ти, кот достигают уч-ся, работая по предложенной учителем схеме обучения. Методы: объяснительно-иллюстративный (учитель орган-ет восприятие знаний, уч-ся осущ-ют восприятие и осмысление знаний, запоминают в памяти), репродуктивный (знания учащимся предлагают в «готовом» виде, уч-ся сознательно усваивают знания, многократное повторение знаний), проблемное изложение (учитель показ путь исследования проблемы, излагая её решение от начала и до конца, ученики наблюдатели), частично поисковый (уч-ся знания добывают самостоят, учит орган-ет поиск новых знаний с пом разнообразн средств), исследовательский (учитель вместе с у-ся формул-ет проблему, уч-ся сами добывают знания, деят-ть учит сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач). 4)По дидактическим целям выделяют две группы методов: 1)методы, способствующие первичному усвоению учебного материала: информационно-развивающие (беседа, устное изложение учителя, работа с книгой), эвристические (эврест беседа, диспут, лаборат раб), исследовательский метод. 2)методы, способств закреплению и совершенствованию приобретенных знаний: упражнения (по образцу, комментированные упражнения, вариативные упр), практические работы. 5)Бинарные и полинарные классификации. Махмутов- Кл-ия на сочетании методов преподавания и методов учения(метод препод-метод учения: информационно-сообщающий-исполнительный, объяснительный-репродуктивный, инструктивно-практический-продуктивно-практический, объяснительно-побужждающий-частично-поисковый, побуждающий-поисковый). 6)три группы методов. Бабанский. 1 )методы организации и осуществления учебно-познавательной деят-ти (словесные, нагляд, практич, методы самост работы и под руководством учит; познавательные игры, учебные дискуссии) 2)М стимулирования и мотивации учебно-познавательной деят-ти (убеждения в значимости учения, предъявление требований, упражнения в выполнении требований, поощрения и порицания) 3)методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деят-ти.(методы устного контроля и самоконтроля (индивид. Опрос, фронтальный опрос, устный зачёт, устный экзамен, программированный опрос, устный самоконтроль), методыписьмен контроля и самоконтроля (контр письм работа, письм зачет и экзамен, программ письменных работ, письмнный самоконтроль), методы лабораторно-практического контроля (контрольные лаборат работы, машинный контроль, лабораторно-практический самоконтроль).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: