Тема 2. Правовое регулирование в сфере информационных процессов

Информационные процессы — это процессы распространения информации в естественной, технической или социальной среде.

Информационные процессы протекают на всех уровнях социальной иерархии:

- общества в целом;

- больших социальных групп и социальных общностей;

- малых социальных групп и трудовых коллективов;

- отдельной личности и ее индивидуального сознания.

Конституция РФ делит информационный процесс на пять этапов: поиск, получение, передача, производство и распространение информации (ч. 4 ст. 29).

Информационные процессы в правоприменительной деятельности непосредственно связаны с процедурами юридического доказывания.

Юридическое доказывание состоит из дискретных актов поиска и оценки различных видов ин­формации. Проблема юридического доказывания в правоприменительной дея­тельности наиболее детально разработана в науке уголовного судопроизводства и в криминалистике как науке о технике, тактике и методике собирания доказа­тельств по уголовным делам. В процессе расследования уголовных дел совершают­ся многочисленные акты применения права, принятия решений, основанных на получении, анализе и синтезе информации.

В последние два десятилетия во всем мире, включая Россию, набирает все большую силу процесс информатизации всей системы общественных отношений.

Информатизация — это всесторонний социально-экономический и технологический процесс производства и внедрения в деятельность общественных и государственных структур новейших информационных технологий, компьютер­ных систем и сетей, создания информационных центров, экспертных и консульта­ционных систем.

Этот процесс реализуется на основе широкого использования современных ЭВМ и других информационных технологий.

Процесс информатизации охватывает также сферу деятельности юридических органов и учреждений. Во всех ведомствах юридического профиля разрабо­таны и приняты концепции и программы информатизации. Такие документы под­готовлены и приняты в Министерстве юстиции РФ, Генеральной прокуратуре, МВД, в Конституционном Суде, Верховном Суде, Высшем Арбитражном Суде. Законодательные и представительные органы оснащаются современными ЭВМ и иными средствами электронно-вычислительной техники, что способствует повы­шению эффективности правотворческих решений.

Применение ЭВМ в работе каждого юриста, на его рабочем месте ставит перед юридическим образованием новые задачи. Знание основ информатики, вы­числительной техники и математики, овладение техникой работы на компьютере становятся необходимыми элементами профессиональной подготовки юриста XXI в.

Государственная политика информатизации правовой системы России (понятие, задачи, методы).

В середине XX в. во всех странах начался стремительный рост объема правовой информации. Число нормативных правовых актов перевалило за сотни тысяч, что приводит к накоплению значительных объемов правовой информации, а по существу, к информационному кризису, ибо правовая информация не доходит в полном объеме до адресатов, т. е. до соответствующих субъектов права.

Выход из создавшегося кризисного положения был найден на путях эффективного применения современных ЭВМ и других средств электронно-вычислительной техники. Как показывает практика, ЭВМ является эффективным средством для собирания, обработки, хранения, обновления и выдачи потребите­лям информации о законах и других нормативных правовых актах.

В настоящее время во всех странах ЭВМ активно используются для создания крупных баз и банков правовой информации.

В Российской Федерации информатизация в правовой сфере поднята до уровня государственной политики. Государственная политика информатизации правовой сферы России — это целенаправленный комплекс проводимых государ­ством (при участии негосударственных структур) мер по внедрению в деятельность органов власти и управления, всех юридических органов и отдельных должност­ных лиц новейших информационных технологий, компьютерных систем и сетей, по созданию автоматизированных рабочих мест, экспертных и консультативных систем.

Термин "информатизация" получил законодательное закрепление. Согласно ст. 2 Закона об информации, информатизации и защите информации, информатизация — это "организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного само­управления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов".

Термин "государственная политика информатизации правовой сферы" получил нормативное закрепление. Он применен в Указах Президента РФ "О концепции правовой информатизации России" от 28 июня 1993 г. № 9962 и "О прези­дентских программах правовой информатизации" от 4 августа 1995 г. № 8083, утвердивший Президентскую программу «Правовая информатизация органов государственной власти РФ», где излагаются основные направления государственной политики информатизации.

Государственная политика информатизации правовой сферы общества имеет своей конечной целью создание в России общенациональной системы правовой информации. Эта система будет представлять собой автоматизированную информационную систему. Она призвана охватить территорию всей России, все регионы и поднять на более высокий уровень эффективность деятельности органов государственной власти, правоохранительных органов, органов местного само­управления.

Основные направления государственной политики информатизации правовой системы России определены в ряде указов Президента РФ и называются следующие основные направления информатиза­ции:

- правотворчество,

- правоприменительная деятельность,

- правоохранительная деятельность,

- правовое образование и воспитание,

- формирование правовой базы процесса информатизации.

Правовая информатизация общества основана на решении двуединой задачи:

- информатизация правовой сферы – с одной стороны,

- обеспечение законодательного регулирования правоотношений в сфере информатизации – с другой.

Основные задачи правовой информатизации:

1. развитие индустрии правовой информатизации

2. координация работ по формированию и использованию информационных ресурсов РФ

3. организация и финансирование работ по информатизации правовой сферы

4. обеспечение информационной безопасности, права на информацию

5. обеспечение сертификации и лицензирования информационных услуг в правовой сфере

6. обеспечение обмена банками правовой информации различных уровней в едином информационно-правовом пространстве

7. создание научно-технической продукции правовой информатизации на основе новейших информационных технологий

8. подготовка нормативных актов и нормативно-технической документации в области правовой информатизации

9. организация и осуществление международного сотрудничества в области информационных технологий.

В соответствии с требованиями международного информационного права Конституция РФ включила право на информацию в число основных прав и свобод человека и гражданина.

Важную роль в рассматриваемой сфере играет уже неоднократно упоминавшийся Закон об информации. Это фундаментальный, базовый акт, заложивший основу правового регулирования всей системы информационных отношений. Он является комплексным актом, в котором применяются понятия разных отраслей права — таких, как информация, информатизация, государственная политика информатизации, государственные информационные ресурсы, проекты и программы информатизации, рынок инфор­мационных ресурсов и услуг, собственность на информационные ресурсы, владе­ние и пользование информационными ресурсами.

Система информационного законодательства:

- информационно-правовые нормы Конституции РФ

- законодательство об интеллектуальной собственности (Закон РФ «Об авторских и смежных правах, «О правовой охране программ ЭВМ и баз данных» и др.)

- законодательство о средствах массовой информации (Закон РФ «О средствах массовой информации», «О рекламе» и др.)

- законодательство о формировании информационных ресурсов, подготовке информационных продуктов, предоставлении информационных услуг (Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации», «Об обязательном экземпляре документов», «Об участии в международном информационном обмене» и др.)

- законодательство о реализации права на поиск, получение и передачу информации (Национальный кодекс деятельности в области информатики и телекоммуникаций)

- законодательство о создании и применении информационных технологий и средств их обеспечения (Закон «О связи», «О сертификации продукции и услуг»)

- законодательство об информационной безопасности (Закон «О безопасности», «О государственной тайне», «О федеральных органах правительственной связи и информации»)

- основные информационно-правовые нормы в составе актов российского законодательства (ст. ст. УК, ГК, КоАП)

- международное информационное право.

Основными целями развития законодательства России об информации и информатизации являются:

- создание полной системы нормативных правовых актов;

- повышение эффективности действующих информационных норм;

- создание новых направлений правового регулирования (информатизация политических отношений).


Тема 3. Информационные системы в юридической деятельности и их классификация.

Информационные системы.

Система – совокупность взаимосвязанных объектов, подчиненных определенной единой цели с учетом условий окружающей среды.

Система (в кибернетическом смысле) – какой-либо предмет, явление или процесс как качественно определенная совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных между собой элементов, образующих единое целое, функции которого не сводятся к функциям его элементов, при этом каждый элемент обладает самостоятельностью и может рассматриваться как определенная система более низкого уровня.

Информационная система (по Закону об информации) – организационно- упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.

Информационная система – средства, обеспечивающие коммуникацию между людьми в виде вопросов-ответов, преодолевая при этом барьеры времени и пространства за счет передачи, обработки и хранения информации.

Виды:

- социальная система – возникает и функционирует в общественной среде (системы экономические, политические, научно-технические, управленческие и т.д.)

- нормативные системы (подвид) – это политические нормы, моральные нормы, средства массовой информации, государство, право.

- кибернетическая система – объединенная информационным процессом совокупность подсистем и элементов живой и неживой природы, действия которых служат достижению поставленной цели, причем оптимальным образом.

Информационные системы классифицируются:

1. По степени автоматизации

- ручные

- автоматизированные

- автоматические

2. По сфере применения

- интегрированные

- организационного управления

- управления ТП (текстовым процессором)

- система автоматизированных плановых расчетов (САПР)

3. По характеру применения

- информационно-поисковые

- информационно-решающие

- управляющие

- советующие

Современные информационные системы имеют высокое быстродействие, большую память. Каждая из них может работать со значительным числом местных и удаленных терминалов. благодаря этому информационная система осуществляет:

- автоматизацию различного рода работ

- контроль и устранение ошибок в информации, находящейся в системе

- постоянное обновление информации, хранящейся в системе

- быстрое выполнение заданий пользователей

- обращение к информационным ресурсам.

Информационные системы сегодня стали неотъемлемой составной частью правовой системы. Они вошли также в полном объеме и в правовую сферу, в правоприменительную, правотворческую, правоохранительную деятельность, правовое образование и воспитание.

Правовые информационные системы обладают следующими свойствами:

- качественные характеристики правовой информационной системы зависят от качественных характеристик составляющих ее элементов

- между элементами системы существует тесная связь, при этом она часто ограничена, что изменение одного компонента обязательно приводит к изменению другого или всей системы в целом

- систему характеризует упорядоченность входящих в нее элементов

- системы не могут существовать изолированно, вне связи с внешней средой, что проявляется во взаимодействии между этими системами на основе информационных связей друг с другом

Кроме этих свойств правовые информационные системы имеют особенности:

- каждая создаваемая система является целесообразной, т.е. создается для достижения конкретной цели

- большинство систем имеют сложную структуру и организацию.

Все существующие правовые информационные системы могут быть классифицированы:

1. По происхождению:

- естественные

- искусственные

2. По форме реализации:

- материальные

- идеальные

3. По отношению к причинно-следственной связи:

- Детерминированные – система, у которой составляющие элементы и связи между ними взаимодействуют так, что если известно начальное состояние системы и программа перехода ее в другое состояние, то всегда можно точно просчитать каким будет новое состояние (например, работа ЭВМ).

- вероятностные

4. По отношению к взаимодействию с окружающей средой:

- открытые

- замкнутые

5. По функциональному назначению:

- информационно-поисковые (АИПС)

- информационно-логические (АИЛС)

- системы управления (АСУ)

- обучающие системы (АОС).

6. По видам информационной деятельности:

- информационные системы в правоприменительной деятельности

- ИС в правотворчестве

- ИС в правоохранительной деятельности

- ИС в правовом образовании и воспитании.

7. По видам правовой деятельности:

- ИС нотариуса

- ИС адвоката

- ИС следователя и т.д.

Переход системы из одного состояния в другое называется процессом. Перевод системы путем воздействия на ее парамет­ры из одного состояния в другое называется управлением.

Управление системой – переход из одного состояния в другое путем воздействия на параметры составляющих элементов.

Под управлением в кибернетике понимается целенаправленное систематическое воздействие на управляемый объект (сложную динамическую си­стему взаимодействующих элементов) в целях сохранения всех наиболее существенных характеристик данной системы (регулирование в узком смысле слова), наилучшего приспособления данной системы к условиям внешней и внутренней среды, ее постепенного изменения, эволюционного развития всех элементов.

Правовая кибернетика в дальнейшем должна сосредоточить свои усилия на всесторонней разработке понятия "управление" (и близкого ему понятия "регулирование"). Действующее право России не отказалось от термина "управление". Прежде всего он используется в Конституции РФ. Так, в соответствии со ст. 32 Конституции РФ граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представи­телей.



Тема 4. Автоматизированные системы в правовой сфере

В настоящее время в рамках реализации задач государственной политики информатизации правовой системы России создаются следующие автоматизированные информационные системы (АИС):

1. Российская государственная автоматизированная система правовой информации.

Эта система будет представлять собой крупнейший информационно-коммуникационный комплекс, имеющий конечной целью создание развитого механизма всестороннего и беспрепятственного обеспечения граждан, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, иных физических и юридических лиц нормативной правовой информацией.

2. Информационно-коммуникационная система Федерального Собрания (Государственной Думы и Совета Федерации).

Она включает:

· информационно-справочный центр, который обеспечивает депутатский корпус как открытой, так и конфиденциальной информацией;

· систему локальных вычислительных сетей и автономных персональных ЭВМ, установленных в постоянно действующих комитетах, комиссиях, в канцеляриях депутатов, а также в подразделениях Аппарата Совета Федерации, подклю­ченных к центральной базе данных.

3. Автоматизированные информационные системы правоохранительных органов.

Сюда относятся информационные системы МВД РФ и Генеральной прокуратуры. Обе они имеют многоуровневую структуру, региональные центры в субъектах Федерации и носят всероссийский характер. В составе информационной си­стемы МВД уже функционирует около 100 региональных информационных цент­ров.

4. Автоматизированная система информационного обеспечения органов и учреждений юстиции. Центральным ее звеном является Научный центр правовой информации Министерства юстиции РФ.

5. Государственная автоматизированная система "Выборы". Система предназначена для решения задач автоматизации сбора, обработ­ки, обобщения и представления государственным органам информации, получаемой в ходе подготовки и проведения избирательных кампаний. В ее структуру вхо­дят информационные центры и системы. Возглавляет эту систему Федеральный центр информатизации. При каждой избирательной комиссии субъекта РФ имеет­ся региональный информационный центр.

Автоматизированная информационная система – это хранилище информации, снабженное процедурами ввода, поиска, размещения и выдачи информации.

Структура АИС может быть представлена следующим образом:

1. базы данных, реализуемые на машинных носителях информации

2. лица, обслуживающие систему

3. технические средства ввода, хранения, обработки информации и вывода и отображения создаваемых или запрашиваемых у машины данных

4. языки запросов и ответов

5. пользователь системы

Условия, которым должна отвечать АИС:

- частота встречаемости и сложность планируемых задач, ограниченность срока их выполнения

- разработка АИС должна осуществляться группой специалистов (Специалисты по АИС, юридической деятельности, по организации машинной обработки информации)

- АИС должна обеспечивать ее использование без глубоких познаний в вычислительной техники

- АИС должна быть организована так, чтобы исключить несанкционированный доступ к ней

- Язык описания в АИС должен быть точным, емким и несложным для пользователя

Виды АИС:

- диалоговые (вопрос-ответ между человеком и машиной)

- экспертные (АИС способна оперировать специальными данными)

- обучающие (использование в учебном процессе)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: