Информационные процессы — это процессы распространения информации в естественной, технической или социальной среде.
Информационные процессы протекают на всех уровнях социальной иерархии:
- общества в целом;
- больших социальных групп и социальных общностей;
- малых социальных групп и трудовых коллективов;
- отдельной личности и ее индивидуального сознания.
Конституция РФ делит информационный процесс на пять этапов: поиск, получение, передача, производство и распространение информации (ч. 4 ст. 29).
Информационные процессы в правоприменительной деятельности непосредственно связаны с процедурами юридического доказывания.
Юридическое доказывание состоит из дискретных актов поиска и оценки различных видов информации. Проблема юридического доказывания в правоприменительной деятельности наиболее детально разработана в науке уголовного судопроизводства и в криминалистике как науке о технике, тактике и методике собирания доказательств по уголовным делам. В процессе расследования уголовных дел совершаются многочисленные акты применения права, принятия решений, основанных на получении, анализе и синтезе информации.
|
|
В последние два десятилетия во всем мире, включая Россию, набирает все большую силу процесс информатизации всей системы общественных отношений.
Информатизация — это всесторонний социально-экономический и технологический процесс производства и внедрения в деятельность общественных и государственных структур новейших информационных технологий, компьютерных систем и сетей, создания информационных центров, экспертных и консультационных систем.
Этот процесс реализуется на основе широкого использования современных ЭВМ и других информационных технологий.
Процесс информатизации охватывает также сферу деятельности юридических органов и учреждений. Во всех ведомствах юридического профиля разработаны и приняты концепции и программы информатизации. Такие документы подготовлены и приняты в Министерстве юстиции РФ, Генеральной прокуратуре, МВД, в Конституционном Суде, Верховном Суде, Высшем Арбитражном Суде. Законодательные и представительные органы оснащаются современными ЭВМ и иными средствами электронно-вычислительной техники, что способствует повышению эффективности правотворческих решений.
Применение ЭВМ в работе каждого юриста, на его рабочем месте ставит перед юридическим образованием новые задачи. Знание основ информатики, вычислительной техники и математики, овладение техникой работы на компьютере становятся необходимыми элементами профессиональной подготовки юриста XXI в.
|
|
Государственная политика информатизации правовой системы России (понятие, задачи, методы).
В середине XX в. во всех странах начался стремительный рост объема правовой информации. Число нормативных правовых актов перевалило за сотни тысяч, что приводит к накоплению значительных объемов правовой информации, а по существу, к информационному кризису, ибо правовая информация не доходит в полном объеме до адресатов, т. е. до соответствующих субъектов права.
Выход из создавшегося кризисного положения был найден на путях эффективного применения современных ЭВМ и других средств электронно-вычислительной техники. Как показывает практика, ЭВМ является эффективным средством для собирания, обработки, хранения, обновления и выдачи потребителям информации о законах и других нормативных правовых актах.
В настоящее время во всех странах ЭВМ активно используются для создания крупных баз и банков правовой информации.
В Российской Федерации информатизация в правовой сфере поднята до уровня государственной политики. Государственная политика информатизации правовой сферы России — это целенаправленный комплекс проводимых государством (при участии негосударственных структур) мер по внедрению в деятельность органов власти и управления, всех юридических органов и отдельных должностных лиц новейших информационных технологий, компьютерных систем и сетей, по созданию автоматизированных рабочих мест, экспертных и консультативных систем.
Термин "информатизация" получил законодательное закрепление. Согласно ст. 2 Закона об информации, информатизации и защите информации, информатизация — это "организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов".
Термин "государственная политика информатизации правовой сферы" получил нормативное закрепление. Он применен в Указах Президента РФ "О концепции правовой информатизации России" от 28 июня 1993 г. № 9962 и "О президентских программах правовой информатизации" от 4 августа 1995 г. № 8083, утвердивший Президентскую программу «Правовая информатизация органов государственной власти РФ», где излагаются основные направления государственной политики информатизации.
Государственная политика информатизации правовой сферы общества имеет своей конечной целью создание в России общенациональной системы правовой информации. Эта система будет представлять собой автоматизированную информационную систему. Она призвана охватить территорию всей России, все регионы и поднять на более высокий уровень эффективность деятельности органов государственной власти, правоохранительных органов, органов местного самоуправления.
Основные направления государственной политики информатизации правовой системы России определены в ряде указов Президента РФ и называются следующие основные направления информатизации:
- правотворчество,
- правоприменительная деятельность,
- правоохранительная деятельность,
- правовое образование и воспитание,
- формирование правовой базы процесса информатизации.
Правовая информатизация общества основана на решении двуединой задачи:
- информатизация правовой сферы – с одной стороны,
- обеспечение законодательного регулирования правоотношений в сфере информатизации – с другой.
Основные задачи правовой информатизации:
1. развитие индустрии правовой информатизации
2. координация работ по формированию и использованию информационных ресурсов РФ
|
|
3. организация и финансирование работ по информатизации правовой сферы
4. обеспечение информационной безопасности, права на информацию
5. обеспечение сертификации и лицензирования информационных услуг в правовой сфере
6. обеспечение обмена банками правовой информации различных уровней в едином информационно-правовом пространстве
7. создание научно-технической продукции правовой информатизации на основе новейших информационных технологий
8. подготовка нормативных актов и нормативно-технической документации в области правовой информатизации
9. организация и осуществление международного сотрудничества в области информационных технологий.
В соответствии с требованиями международного информационного права Конституция РФ включила право на информацию в число основных прав и свобод человека и гражданина.
Важную роль в рассматриваемой сфере играет уже неоднократно упоминавшийся Закон об информации. Это фундаментальный, базовый акт, заложивший основу правового регулирования всей системы информационных отношений. Он является комплексным актом, в котором применяются понятия разных отраслей права — таких, как информация, информатизация, государственная политика информатизации, государственные информационные ресурсы, проекты и программы информатизации, рынок информационных ресурсов и услуг, собственность на информационные ресурсы, владение и пользование информационными ресурсами.
Система информационного законодательства:
- информационно-правовые нормы Конституции РФ
- законодательство об интеллектуальной собственности (Закон РФ «Об авторских и смежных правах, «О правовой охране программ ЭВМ и баз данных» и др.)
- законодательство о средствах массовой информации (Закон РФ «О средствах массовой информации», «О рекламе» и др.)
- законодательство о формировании информационных ресурсов, подготовке информационных продуктов, предоставлении информационных услуг (Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации», «Об обязательном экземпляре документов», «Об участии в международном информационном обмене» и др.)
|
|
- законодательство о реализации права на поиск, получение и передачу информации (Национальный кодекс деятельности в области информатики и телекоммуникаций)
- законодательство о создании и применении информационных технологий и средств их обеспечения (Закон «О связи», «О сертификации продукции и услуг»)
- законодательство об информационной безопасности (Закон «О безопасности», «О государственной тайне», «О федеральных органах правительственной связи и информации»)
- основные информационно-правовые нормы в составе актов российского законодательства (ст. ст. УК, ГК, КоАП)
- международное информационное право.
Основными целями развития законодательства России об информации и информатизации являются:
- создание полной системы нормативных правовых актов;
- повышение эффективности действующих информационных норм;
- создание новых направлений правового регулирования (информатизация политических отношений).
Тема 3. Информационные системы в юридической деятельности и их классификация.
Информационные системы.
Система – совокупность взаимосвязанных объектов, подчиненных определенной единой цели с учетом условий окружающей среды.
Система (в кибернетическом смысле) – какой-либо предмет, явление или процесс как качественно определенная совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных между собой элементов, образующих единое целое, функции которого не сводятся к функциям его элементов, при этом каждый элемент обладает самостоятельностью и может рассматриваться как определенная система более низкого уровня.
Информационная система (по Закону об информации) – организационно- упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.
Информационная система – средства, обеспечивающие коммуникацию между людьми в виде вопросов-ответов, преодолевая при этом барьеры времени и пространства за счет передачи, обработки и хранения информации.
Виды:
- социальная система – возникает и функционирует в общественной среде (системы экономические, политические, научно-технические, управленческие и т.д.)
- нормативные системы (подвид) – это политические нормы, моральные нормы, средства массовой информации, государство, право.
- кибернетическая система – объединенная информационным процессом совокупность подсистем и элементов живой и неживой природы, действия которых служат достижению поставленной цели, причем оптимальным образом.
Информационные системы классифицируются:
1. По степени автоматизации
- ручные
- автоматизированные
- автоматические
2. По сфере применения
- интегрированные
- организационного управления
- управления ТП (текстовым процессором)
- система автоматизированных плановых расчетов (САПР)
3. По характеру применения
- информационно-поисковые
- информационно-решающие
- управляющие
- советующие
Современные информационные системы имеют высокое быстродействие, большую память. Каждая из них может работать со значительным числом местных и удаленных терминалов. благодаря этому информационная система осуществляет:
- автоматизацию различного рода работ
- контроль и устранение ошибок в информации, находящейся в системе
- постоянное обновление информации, хранящейся в системе
- быстрое выполнение заданий пользователей
- обращение к информационным ресурсам.
Информационные системы сегодня стали неотъемлемой составной частью правовой системы. Они вошли также в полном объеме и в правовую сферу, в правоприменительную, правотворческую, правоохранительную деятельность, правовое образование и воспитание.
Правовые информационные системы обладают следующими свойствами:
- качественные характеристики правовой информационной системы зависят от качественных характеристик составляющих ее элементов
- между элементами системы существует тесная связь, при этом она часто ограничена, что изменение одного компонента обязательно приводит к изменению другого или всей системы в целом
- систему характеризует упорядоченность входящих в нее элементов
- системы не могут существовать изолированно, вне связи с внешней средой, что проявляется во взаимодействии между этими системами на основе информационных связей друг с другом
Кроме этих свойств правовые информационные системы имеют особенности:
- каждая создаваемая система является целесообразной, т.е. создается для достижения конкретной цели
- большинство систем имеют сложную структуру и организацию.
Все существующие правовые информационные системы могут быть классифицированы:
1. По происхождению:
- естественные
- искусственные
2. По форме реализации:
- материальные
- идеальные
3. По отношению к причинно-следственной связи:
- Детерминированные – система, у которой составляющие элементы и связи между ними взаимодействуют так, что если известно начальное состояние системы и программа перехода ее в другое состояние, то всегда можно точно просчитать каким будет новое состояние (например, работа ЭВМ).
- вероятностные
4. По отношению к взаимодействию с окружающей средой:
- открытые
- замкнутые
5. По функциональному назначению:
- информационно-поисковые (АИПС)
- информационно-логические (АИЛС)
- системы управления (АСУ)
- обучающие системы (АОС).
6. По видам информационной деятельности:
- информационные системы в правоприменительной деятельности
- ИС в правотворчестве
- ИС в правоохранительной деятельности
- ИС в правовом образовании и воспитании.
7. По видам правовой деятельности:
- ИС нотариуса
- ИС адвоката
- ИС следователя и т.д.
Переход системы из одного состояния в другое называется процессом. Перевод системы путем воздействия на ее параметры из одного состояния в другое называется управлением.
Управление системой – переход из одного состояния в другое путем воздействия на параметры составляющих элементов.
Под управлением в кибернетике понимается целенаправленное систематическое воздействие на управляемый объект (сложную динамическую систему взаимодействующих элементов) в целях сохранения всех наиболее существенных характеристик данной системы (регулирование в узком смысле слова), наилучшего приспособления данной системы к условиям внешней и внутренней среды, ее постепенного изменения, эволюционного развития всех элементов.
Правовая кибернетика в дальнейшем должна сосредоточить свои усилия на всесторонней разработке понятия "управление" (и близкого ему понятия "регулирование"). Действующее право России не отказалось от термина "управление". Прежде всего он используется в Конституции РФ. Так, в соответствии со ст. 32 Конституции РФ граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Тема 4. Автоматизированные системы в правовой сфере
В настоящее время в рамках реализации задач государственной политики информатизации правовой системы России создаются следующие автоматизированные информационные системы (АИС):
1. Российская государственная автоматизированная система правовой информации.
Эта система будет представлять собой крупнейший информационно-коммуникационный комплекс, имеющий конечной целью создание развитого механизма всестороннего и беспрепятственного обеспечения граждан, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, иных физических и юридических лиц нормативной правовой информацией.
2. Информационно-коммуникационная система Федерального Собрания (Государственной Думы и Совета Федерации).
Она включает:
· информационно-справочный центр, который обеспечивает депутатский корпус как открытой, так и конфиденциальной информацией;
· систему локальных вычислительных сетей и автономных персональных ЭВМ, установленных в постоянно действующих комитетах, комиссиях, в канцеляриях депутатов, а также в подразделениях Аппарата Совета Федерации, подключенных к центральной базе данных.
3. Автоматизированные информационные системы правоохранительных органов.
Сюда относятся информационные системы МВД РФ и Генеральной прокуратуры. Обе они имеют многоуровневую структуру, региональные центры в субъектах Федерации и носят всероссийский характер. В составе информационной системы МВД уже функционирует около 100 региональных информационных центров.
4. Автоматизированная система информационного обеспечения органов и учреждений юстиции. Центральным ее звеном является Научный центр правовой информации Министерства юстиции РФ.
5. Государственная автоматизированная система "Выборы". Система предназначена для решения задач автоматизации сбора, обработки, обобщения и представления государственным органам информации, получаемой в ходе подготовки и проведения избирательных кампаний. В ее структуру входят информационные центры и системы. Возглавляет эту систему Федеральный центр информатизации. При каждой избирательной комиссии субъекта РФ имеется региональный информационный центр.
Автоматизированная информационная система – это хранилище информации, снабженное процедурами ввода, поиска, размещения и выдачи информации.
Структура АИС может быть представлена следующим образом:
1. базы данных, реализуемые на машинных носителях информации
2. лица, обслуживающие систему
3. технические средства ввода, хранения, обработки информации и вывода и отображения создаваемых или запрашиваемых у машины данных
4. языки запросов и ответов
5. пользователь системы
Условия, которым должна отвечать АИС:
- частота встречаемости и сложность планируемых задач, ограниченность срока их выполнения
- разработка АИС должна осуществляться группой специалистов (Специалисты по АИС, юридической деятельности, по организации машинной обработки информации)
- АИС должна обеспечивать ее использование без глубоких познаний в вычислительной техники
- АИС должна быть организована так, чтобы исключить несанкционированный доступ к ней
- Язык описания в АИС должен быть точным, емким и несложным для пользователя
Виды АИС:
- диалоговые (вопрос-ответ между человеком и машиной)
- экспертные (АИС способна оперировать специальными данными)
- обучающие (использование в учебном процессе)