Система правовой информатики

Правовая информатика делится на общую и специальную части.

Общая часть включает:

· задачи создания Общенациональной системы правовой информации

· государственную политику информатизации правовой, государственной и политической системы

· понятие единого информационного пространства

· понятие общей и правовой информатики

· методологию и методы исследования.

Особенная часть правовой информатики исследует пути и задачи применения компьютерных технологий в различных сферах и направлениях государственно-правового регулирования общественных отношений: в правотворческой и правоприменительной деятельности, в криминалистике и судебной экспертизе, в социологических исследованиях и др.

Основные понятия правовой информатики.

Понятие информации и ее виды.

Информация — это разнообразные сведения, факты, данные о явлениях и процессах, происходящих в природе и обществе, в технических устройствах и живых организмах.

Во всяком обществе информация выполняет следующие основные функции:

- интегративную — сплочения членов общества и социальных групп в единое целое;

- коммуникативную — общения и взаимопонимания;

- инструментальную — участия в организации производства и управлении;

- познавательную — как средство отражения объективной реальности и передачи данных.

Все виды информации можно назвать социальной информацией.

Различают следующие виды социальной информации.

По сфере применения: массовая; правовая; научно-техническая; политическая; статистическая; о чрезвычайных ситуациях; о гражданах (персональные данные).

По режимам доступа: открытая (общедоступная); ограниченного доступа; закрытая; государственная тайна; конфиденциальная информация; коммерческая тайна; профессиональная тайна; служебная тайна.

По видам носителей: на бумаге; на машиночитаемых носителях; в виде изображения на экране ЭВМ; в памяти ЭВМ; передаваемая по каналам связи;

на других носителях.

Основным источником наиболее значимой информации, является наука, производящая научные знания — высшую форму информации.

По функциональному назначению: политическая информация, экономическая, информация о частной жизни, научно-техническая, документированная, служебная и коммерческая, конфиденциальная, информация, содержащая государственные секреты, информация о гражданах, компьютерная.

Развитие процессов информатизации и правового регулирования информационных отношений потребовало законодательного определения понятия "информация". Закон об информации от 20 февраля 1995 г. впервые в законода­тельной практике дал легальное определение понятия "информация". В соот­ветствии со ст. 2 Закона информация — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

К понятию "информация" примыкает ряд близких понятий и терминов. Прежде всего это широко и всесторонне использованное Законом от 20 февраля 1995 г. понятие "информационные ресурсы".

Информационные ресурсы опреде­ляются в этом Законе как отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах — библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах (ст. 2).

Статья 7 Закона об информации выделяет в качестве самостоятельной юридической категории государственные информационные ресурсы и закрепляет их правовой режим. К такого рода ресурсам практика относит статистическую, гео­логическую, геодезическую, экономическую, научно-техническую информацию и некоторые ее иные виды.

Закон содержит определение понятия информационной системы. Информационная система — это организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использова­нием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы (ст. 2).

В ряде нормативных правовых актов закреплен правовой режим отдельных видов информации.

Информация о гражданах (персональные данные). Понятие информации о гражданах (персональные данные) введено Законом об информации. Информация о гражданах — это сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражда­нина, позволяющие идентифицировать его личность (ч. 6 ст. 2). Основными эле­ментами информации о гражданах являются имя и фамилия, пол, дата и место рождения, место проживания, образование и семейное положение. К другим эле­ментам персональной информации относят: сведения о социальном положении, принадлежности к политическим партиям и объединениям, физическом и психи­ческом здоровье, финансовом положении, владении собственностью, о судимости и др.

Перечень персональных данных, включаемых в состав федеральных информационных ресурсов, должен быть закреплен на уровне федерального закона. Пер­сональные данные относятся к категории конфиденциальной информации, т. е. информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сбор, хранение, использование и распространение инфор­мации о частной жизни, о личной и семейной тайне, а также о тайне сообщений допускается с согласия соответствующего лица или на основании судебного реше­ния (ст. 11).

Компьютерная информация. Данное понятие введено Уголовным кодексом РФ 1996 г., в ст. 272 которого дано определение этого вида информации как информации на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или в их сети. УК РФ различает три вида компьютерных преступле­ний: неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации; создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ; на­рушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст. 272 - 274). Кроме того, УК предусматривает уголовную ответственность за неправомерный отказ должностного лица в предоставлении гражданину информации (ст. 140) и незаконный экспорт научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189), сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237), и за некоторые иные деяния, связанные с разглашением информации.

Научно-техническая информация. Научно-техническая информация — это документированные или публично оглашаемые сведения об отечественных и зару­бежных достижениях науки, техники и производства, полученные в ходе научно-исследовательской, опытно-конструкторской, проектно-технологической, произ­водственной и общественной деятельности.

Документированная информация (документ). Документированная информа­ция (документ) — зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать (ч. 4 ст. 2 Закона об информации).

Правовая информация. Данный вид информации имеет особенно важное значение, поскольку правовая информатика ориентирована, в конечном счете, на оп­тимизацию потоков правовой информации в государственных структурах и на по­вышение эффективности ее использования.

Правовая информация – содержание данных (сообщений), использование которых предопределяет решение той или иной правовой задачи или способствует ее решению.

К понятию "правовая информация" примыкает ряд близких ему понятий. Прежде всего это понятие политической информации. Под политической инфор­мацией понимается информация о статике и динамике политических отношений, политической линии государства, деятельности политических партий и обще­ственных объединений, имидже политических деятелей, обо всех элементах поли­тической системы общества. Разновидностью политической информации является внешнеполитическая информация — данные о внешнеполитическом курсе госу­дарства, внешнеполитических акциях, конфликтах, состоянии международных от­ношений.

Политическая информация как самостоятельный вид информации не относится к правовой.

Требования, которые предъявляются к правовой информации, могут быть сформулированы следующим образом:

- правовая информация должна быть достоверной, т. е. объективно отражать реальность;

- она должна быть полной, т. е. отражать все относящиеся к данному случаю факты, явления, процессы.

Правовая информация делится на нормативную правовую информацию и ненормативную правовую информацию.

Можно дать следующее определение нормативной правовой информации: это совокупность официальных документированных данных о праве и законодательстве, их системе, источниках, отдельных правовых нормах и правовых инсти­тутах, юридически закрепляющих правовые отношения между физическими и юридическими лицами и иными субъектами российского права.

К источникам нормативной правовой информации относятся законодательные и иные нормативные правовые акты, международные договоры и соглашения, общепризнанные нормы и принципы международного права. Сюда же относятся толкование правовых норм и обобщение правовой практики (например, судебной). При толковании норм права выявляется воля законодателя. Дополнительную ин­формацию дают следующие приемы толкования: логическое толкование, система­тическое толкование, разъяснение терминов, понятий, анализ типичных ситуаций в уголовно-правовой, гражданско-правовой и иных сферах судебной деятельности.

Нормативная правовая информация может быть классифицирована следующим образом:

1) международно-правовая информация — содержащиеся в международно-правовых договорах, соглашениях, конвенциях сведения, характеризующие отно­шения между государствами, народами, международными организациями.

2) информация федерального уровня, содержащаяся в Конституции РФ, в федеральных конституционных и федеральных законах, указах Президента РФ, постановлениях и распо­ряжениях правительства, актах министерств и ведомств, актах органов законода­тельной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

3) уровень субъекта федерации (региональный уровень)

4) акты местного самоуправления

5) отраслевая информация — специализируется по отраслям права и законодательства, она может быть конституционно-правовой, административно-правовой, гражданско-правовой и т. д.

Ненормативная правовая информация — это такая разновидность правовой информации, которая хотя и служит для решения задач правотворческой и правоприменительной деятельности, но не является нормативной правовой. Например, это доказательства по уголовному, гражданскому или арбитражному делу. Это может быть информация, получаемая в результате проведения судебной эксперти­зы почерка или какого-либо другого криминалистического объекта.

Ненормативная информация в виде данных социологических или статисти­ческих исследований используется в ходе организации правотворческого процесса, применяется для систематического информирования граждан, всех гражданских структур о наиболее актуальных явлениях, фактах и проблемах, существующих в правовой сфере.

Структура ненормативной правовой информатики:

1) информация о состоянии законности и правопорядка

2) информация о состоянии и соблюдении конституционных прав и свобод человека и гражданина

3) информация о правовой жизни общества, содержащаяся в СМИ

4) информация о состоянии преступности, ее динамики и мерах предупреждения

5) жалобы и заявления граждан

6) информация о льготах и привилегиях

7) информация, связанная с расследованием и разбирательством конкретных судебных дел.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: