Правовая информатика делится на общую и специальную части.
Общая часть включает:
· задачи создания Общенациональной системы правовой информации
· государственную политику информатизации правовой, государственной и политической системы
· понятие единого информационного пространства
· понятие общей и правовой информатики
· методологию и методы исследования.
Особенная часть правовой информатики исследует пути и задачи применения компьютерных технологий в различных сферах и направлениях государственно-правового регулирования общественных отношений: в правотворческой и правоприменительной деятельности, в криминалистике и судебной экспертизе, в социологических исследованиях и др.
Основные понятия правовой информатики.
Понятие информации и ее виды.
Информация — это разнообразные сведения, факты, данные о явлениях и процессах, происходящих в природе и обществе, в технических устройствах и живых организмах.
Во всяком обществе информация выполняет следующие основные функции:
- интегративную — сплочения членов общества и социальных групп в единое целое;
- коммуникативную — общения и взаимопонимания;
- инструментальную — участия в организации производства и управлении;
- познавательную — как средство отражения объективной реальности и передачи данных.
Все виды информации можно назвать социальной информацией.
Различают следующие виды социальной информации.
По сфере применения: массовая; правовая; научно-техническая; политическая; статистическая; о чрезвычайных ситуациях; о гражданах (персональные данные).
По режимам доступа: открытая (общедоступная); ограниченного доступа; закрытая; государственная тайна; конфиденциальная информация; коммерческая тайна; профессиональная тайна; служебная тайна.
По видам носителей: на бумаге; на машиночитаемых носителях; в виде изображения на экране ЭВМ; в памяти ЭВМ; передаваемая по каналам связи;
на других носителях.
Основным источником наиболее значимой информации, является наука, производящая научные знания — высшую форму информации.
По функциональному назначению: политическая информация, экономическая, информация о частной жизни, научно-техническая, документированная, служебная и коммерческая, конфиденциальная, информация, содержащая государственные секреты, информация о гражданах, компьютерная.
Развитие процессов информатизации и правового регулирования информационных отношений потребовало законодательного определения понятия "информация". Закон об информации от 20 февраля 1995 г. впервые в законодательной практике дал легальное определение понятия "информация". В соответствии со ст. 2 Закона информация — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
К понятию "информация" примыкает ряд близких понятий и терминов. Прежде всего это широко и всесторонне использованное Законом от 20 февраля 1995 г. понятие "информационные ресурсы".
Информационные ресурсы определяются в этом Законе как отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах — библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах (ст. 2).
Статья 7 Закона об информации выделяет в качестве самостоятельной юридической категории государственные информационные ресурсы и закрепляет их правовой режим. К такого рода ресурсам практика относит статистическую, геологическую, геодезическую, экономическую, научно-техническую информацию и некоторые ее иные виды.
Закон содержит определение понятия информационной системы. Информационная система — это организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы (ст. 2).
В ряде нормативных правовых актов закреплен правовой режим отдельных видов информации.
Информация о гражданах (персональные данные). Понятие информации о гражданах (персональные данные) введено Законом об информации. Информация о гражданах — это сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (ч. 6 ст. 2). Основными элементами информации о гражданах являются имя и фамилия, пол, дата и место рождения, место проживания, образование и семейное положение. К другим элементам персональной информации относят: сведения о социальном положении, принадлежности к политическим партиям и объединениям, физическом и психическом здоровье, финансовом положении, владении собственностью, о судимости и др.
Перечень персональных данных, включаемых в состав федеральных информационных ресурсов, должен быть закреплен на уровне федерального закона. Персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации, т. е. информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, о личной и семейной тайне, а также о тайне сообщений допускается с согласия соответствующего лица или на основании судебного решения (ст. 11).
Компьютерная информация. Данное понятие введено Уголовным кодексом РФ 1996 г., в ст. 272 которого дано определение этого вида информации как информации на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или в их сети. УК РФ различает три вида компьютерных преступлений: неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации; создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ; нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст. 272 - 274). Кроме того, УК предусматривает уголовную ответственность за неправомерный отказ должностного лица в предоставлении гражданину информации (ст. 140) и незаконный экспорт научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189), сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237), и за некоторые иные деяния, связанные с разглашением информации.
Научно-техническая информация. Научно-техническая информация — это документированные или публично оглашаемые сведения об отечественных и зарубежных достижениях науки, техники и производства, полученные в ходе научно-исследовательской, опытно-конструкторской, проектно-технологической, производственной и общественной деятельности.
Документированная информация (документ). Документированная информация (документ) — зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать (ч. 4 ст. 2 Закона об информации).
Правовая информация. Данный вид информации имеет особенно важное значение, поскольку правовая информатика ориентирована, в конечном счете, на оптимизацию потоков правовой информации в государственных структурах и на повышение эффективности ее использования.
Правовая информация – содержание данных (сообщений), использование которых предопределяет решение той или иной правовой задачи или способствует ее решению.
К понятию "правовая информация" примыкает ряд близких ему понятий. Прежде всего это понятие политической информации. Под политической информацией понимается информация о статике и динамике политических отношений, политической линии государства, деятельности политических партий и общественных объединений, имидже политических деятелей, обо всех элементах политической системы общества. Разновидностью политической информации является внешнеполитическая информация — данные о внешнеполитическом курсе государства, внешнеполитических акциях, конфликтах, состоянии международных отношений.
Политическая информация как самостоятельный вид информации не относится к правовой.
Требования, которые предъявляются к правовой информации, могут быть сформулированы следующим образом:
- правовая информация должна быть достоверной, т. е. объективно отражать реальность;
- она должна быть полной, т. е. отражать все относящиеся к данному случаю факты, явления, процессы.
Правовая информация делится на нормативную правовую информацию и ненормативную правовую информацию.
Можно дать следующее определение нормативной правовой информации: это совокупность официальных документированных данных о праве и законодательстве, их системе, источниках, отдельных правовых нормах и правовых институтах, юридически закрепляющих правовые отношения между физическими и юридическими лицами и иными субъектами российского права.
К источникам нормативной правовой информации относятся законодательные и иные нормативные правовые акты, международные договоры и соглашения, общепризнанные нормы и принципы международного права. Сюда же относятся толкование правовых норм и обобщение правовой практики (например, судебной). При толковании норм права выявляется воля законодателя. Дополнительную информацию дают следующие приемы толкования: логическое толкование, систематическое толкование, разъяснение терминов, понятий, анализ типичных ситуаций в уголовно-правовой, гражданско-правовой и иных сферах судебной деятельности.
Нормативная правовая информация может быть классифицирована следующим образом:
1) международно-правовая информация — содержащиеся в международно-правовых договорах, соглашениях, конвенциях сведения, характеризующие отношения между государствами, народами, международными организациями.
2) информация федерального уровня, содержащаяся в Конституции РФ, в федеральных конституционных и федеральных законах, указах Президента РФ, постановлениях и распоряжениях правительства, актах министерств и ведомств, актах органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
3) уровень субъекта федерации (региональный уровень)
4) акты местного самоуправления
5) отраслевая информация — специализируется по отраслям права и законодательства, она может быть конституционно-правовой, административно-правовой, гражданско-правовой и т. д.
Ненормативная правовая информация — это такая разновидность правовой информации, которая хотя и служит для решения задач правотворческой и правоприменительной деятельности, но не является нормативной правовой. Например, это доказательства по уголовному, гражданскому или арбитражному делу. Это может быть информация, получаемая в результате проведения судебной экспертизы почерка или какого-либо другого криминалистического объекта.
Ненормативная информация в виде данных социологических или статистических исследований используется в ходе организации правотворческого процесса, применяется для систематического информирования граждан, всех гражданских структур о наиболее актуальных явлениях, фактах и проблемах, существующих в правовой сфере.
Структура ненормативной правовой информатики:
1) информация о состоянии законности и правопорядка
2) информация о состоянии и соблюдении конституционных прав и свобод человека и гражданина
3) информация о правовой жизни общества, содержащаяся в СМИ
4) информация о состоянии преступности, ее динамики и мерах предупреждения
5) жалобы и заявления граждан
6) информация о льготах и привилегиях
7) информация, связанная с расследованием и разбирательством конкретных судебных дел.