Характеристика урока, как основной формы организации учебного процесса

Центральной формой обучения является урок. Понятие "урок" ввел в конце XVI века Ян Амос Каменский.

В Древней Греции обучение было преимущественно индивидуальным, в период средневековья занятия проводились с небольшими группами учащихся. Обобщив опыт братских школ Юго-Западной Руси в XVI в. (Луцкой, Львовской и др.), Я.А. Коменский дал теоретическое обоснование классно-урочной системе обучения, характерной особенностью которой была организация обучения в форме урока.

"Урок - такая форма организации обучения, при которой учебные занятия проводятся учителем с группой учащихся постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки в течение определенного времени и по установленному расписанию. Я.А. Коменский утверждал возможность одновременного обучения учителем сравнительно большого количества учеников (40--50 человек) и высказывал предположение о том, что количество учащихся может быть увеличено до 300 при условии выделения лучших учеников для проведения занятий с каждым десятком учащихся под общим руководством учителей (декурионов)". [3, 46]

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова даётся такое определение урока: урок - учебный час (в средних учебных заведениях), посвященный отдельному предмету. В современном толковом словаре - "Большая Советская Энциклопедия" - основная форма организации учебных занятий при классно-урочной системе обучения в общеобразовательных школах, профтехучилищах и средних специальных учебных заведениях. "Характеризуется строго установленным объемом учебной работы и порядком ее выполнения в рамках определенного времени (обычно 40-45 мин). Как часть учебного процесса урок может содержать: организационный момент, восприятие, осознание и закрепление в памяти информации; овладение навыками (на основе усвоенной информации) и опытом творческой деятельности; усвоение системы норм и опыта эмоционального отношения к миру и деятельности в нём; контроль и самоконтроль учителя и учащихся. При этом на каждом уроке целенаправленно решаются и задачи воспитания". [21, 24]

"Урок - это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точного установленного времени руководит познавательной деятельностью учащихся. Это педагогическое произведение, и поэтому урок должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся. Это и обеспечивает управление познавательной деятельностью учащихся". [17, 227]

"Существуют определённые требования к построению урока: воспитательные, образовательные и организационные. К образовательным требованиям относятся:

· определение образовательной цели урока, место определённого урока в общей системе;

· составление содержания урока в зависимости от требований учебной программы, прогнозирование результатов;

· подбор подходящих методов и средств обучения, сочетание различных форм организации урока.

Воспитательные требования:

· определение воспитательных задач, то есть развитие всесторонне развитой личности;

· формирование у школьников активности, творческой направленности деятельности, положительного настроя в учебном процессе;

· соблюдение педагогом моральных норм поведения, учёт психологического развития учащихся.

Требования к организации урока:

· составление плана урока в соответствии с учебной программой;

· Компетентность педагога (чувство такта, темпа и ритма, умение держать весь класс в поле зрения);

· Использование различных методов обучения".

Проблемами структуры, классификации, системы уроков занимались: Золотарева Светлана Алексеевна "Развитие теории урока в советской дидактике периода середины 50-х - середины 60-х годов", М.И. Махмутов "Современный урок и пути его организации", И.Н. Казанцев "Урок в советской школе", Иванов С.В. "Типы и структура урока", Калмыков П.С. "О плане урока", Онищук В.А. "Типы, структура и методика урока в школе", Поляков Е.Н. "О системе и анализе урока", Портнов М. "Анализ урока", Симонов В.П. "О требованиях к уроку и его анализу",.Стрезикозин В.П. "Организация процесса обучения в школе", И.П. Подласый "Педагогика".

Существует большое количество типов урока. Их различие определяется целями, содержанием, методикой обучения. Проблемой классификации урока занимались многие дидактики (И.Н. Казанцев, С.В. Иванов, Б.П. Есипов). Типологии уроков зависели от признаков, которые брались за основу. Например, И.Н. Казанцев выделил типы урока по содержанию и способу проведения. Он предложил разделение уроков в соответствии со спецификой разделов и тем изучаемого предмета.

Чаще всего используется классификация уроков по основным целям обучения, предложенная такими дидактиками как В.А. Онищуком, Б.П. Есиповым, Н.И. Болдыревым, Г.И. Щукиной и другими.

Предложенная классификация подразделяет уроки на:

1. комбинированные или смешанные;

2. урок по ознакомлению учащихся с новым материалом;

3. урок закрепления и повторения знаний;

4. уроки, имеющие основной целью обобщение и систематизацию изученного;

5. урок выработки и закрепления умений и навыков;

6. урок проверки знаний и разбора проверочных работ.

Существуют факультативные уроки:

1. экскурсии;

2. консультации;

3. учебные конференции;

4. дополнительные занятия;

5. научные чтения;

6. экспедиции.

Очень редко можно увидеть урок любого типа в чистом виде, кроме смешанного. Поэтому такая классификация не может быть признана универсальной.

Подобную классификацию можно применить и к урокам хореографии:

· комбинированный;

· изучение нового материала;

· закрепление ранее изученного;

· урок-разминка;

· контроль, проверка знаний;

· показательное выступление.

Применение того или иного типа урока обусловлено возрастными особенностями детей. Младший школьный возраст требует мобильности формы, частой смены видов деятельности, чему больше соответствует комбинированная структура урока. Старший школьник, способен к длительному трудовому усилию и систематической работе на уроках, посвященных упражнениям или усвоению новых знаний.

В данной главе был проведен анализ особенностей форм организации учебного процесса. Были выделены основные формы: индивидуальная, классно-урочная, лекционно-семинарская, - а также вспомогательные формы организации учебного процесса: словесно-логическая, образно-художественная, трудовая, игровая, психологическая.

Были рассмотрены особенности биологического развития младшего и старшего школьного возраста, его связь с психическими процессами.

Для младших школьников необходима частая смена деятельности, так как у них еще развивается непроизвольная память. В этом возрасте больше всего развито наглядно-образное мышление, поэтому в большинстве случаев ученикам движения необходимо показывать либо педагогу, либо на одном из учащихся. К старшему школьному возрасту в полной мере достигает своего развития словесно-логическое мышление, соответственно педагогу необходимо объяснять принцип работы мышц, словесным образом объясняя новые комбинации.

... 2.1 Формы организации учебного процесса в хореографическом коллективе

"Прежде чем начать учение, школьник должен усвоить (понять, принять для себя, самостоятельно поставить) учебную задачу. Полноценное учение невозможно, далее, без активных учебных действий - способов, приемов учебной работы (например, сравнить разные стороны изучаемого предмета, выделить в них отдельные признаки, перестроить их и преобразовать, построить схемы, модели). Осуществление активного учения требует также от ученика умений проверить себя, оценить, т. е. выполнения действий самоконтроля и самооценки. Таким образом, целостная учебная деятельность обязательно включает в себя все эти компоненты - учебную задачу, учебные действия, действия самоконтроля и самооценки. Принятие школьником учебной задачи осуществляется тогда, когда учитель в ходе столкновения школьников с рядом практических ситуаций своим рассказом или вопросом на уроке раскрывает, для чего, зачем надо выполнять то или иное задание". [32, 5]

Для того чтобы организовать деятельность учащихся необходимо:

1. поставить учебную задачу перед учениками;

2. создать благоприятные условия для её выполнения.

"Регулирование и корригирование (исправление) процесса обучения с использованием средств стимулирования обеспечиваются не только продуманной системой оценивания, предполагающей подбадривание, воодушевление, вселение уверенности в собственные силы и учебные возможности, увлечение перспективами, порицание и т.п., но и использованием системы отметок, срабатывающей особенно в начальных и средних классах. Большие стимулирующие возможности заложены и в формах, и методах педагогической деятельности (учебные дискуссии, конференции, обсуждение рефератов, парно-групповые способы обучения, взаимопроверки и т.п.)". [7, 22-23]

"Стимулирование - это процесс воздействия на учащихся с помощью различных стимулов". [7, 23]

"Стимул (от лат. stimulus - острая палка, к-рой погоняли животных) - внешнее воздействие на личность, коллектив, группу людей, активизирующее их мотивационную сферу, а через нее и определенную деятельность". [27, 301]

"Мотив (от лат. movere - приводить в движение, толкать) - субъективная причина (осознанная или неосознанная) того или иного поведения, действия человека; психическое явление, непосредственно побуждающее человека к выбору того или иного способа действия и его осуществлению. В качестве мотива могут выступать инстинкты, влечения. Основная часть мотива формируется в процессе социализации личности, ее становления и воспитания". [27, 278]

"Отличие стимулa от мотивa состоит в том, что первое - это всегдa побуждение человекa извне, а второе - это система внутренних побуждений. Стимулы необхoдимы для тогo, чтобы вoзбудить мoтивы. Иногдa стимул может стaть мотивом". [31, 192]

Для мотивирования младшего школьника необходимо затронуть его потребности, интересы. Мотивация необходима для ученика, так как он ещё не осознаёт важности и необходимости процесса обучения. Педагог с помощью мотивации побуждает ребёнка к занятиям по хореографии.

Для мотивации старшего школьника важно объяснить, для чего именно необходимы уроки по хореографии, педагог должен поставить цель перед учеником и создать условия для её выполнения.

Мотивирование учебного процесса - это воздействия на ученика младшего или старшего школьного возраста с целью заинтересовать его путем побуждения в нем определенных мотивов. Основой управления учебной деятельности ребёнка является мотивирование. От того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования, зависит эффективность управления учебным процессом.

"Одна и та же учебная деятельность может иметь для разных школьников различный смысл. Это в общем виде и определяет их мотивацию учения. Выявление мотивации учения и смысла его для школьника в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении учителем мер воспитательного воздействия". [32, 7]

Один и тот же ученик по-рaзному учиться на рaзных предметах. Следовательно, у него не одинaковый интерес к изучaемым предметам, поэтому он не в полной мере реaлизует свои возможности в учебном процессе. Например, учащийся не любит зaнятия по хореографии (возможно определённый предмет - классический танец) и, хотя облaдает соответствующими дaнными, не развивaет их и занимается хуже остaльных. Один и тот же ученик проявляет интерес нa одном учебном предмете и пaссивность нa другом. Из-зa рaзличных мотивов к учебным предметам нaблюдается рaзличие в учебной деятельности. Рaбота педагога заключается в восстановлении интереса к предмету, в данном случае к хореографии (классическому танцу).

В зависимости от мотива учебная деятельность приобретает для ребёнка определённый смысл. Ребёнок ходит на занятия по хореографии. Мотивы различны: стремление к обучению или желание заслужить похвалу родителей, педагога. Во втором случае учебная деятельность для ребёнка связана с постоянным напряжением, лишена радости и удовольствия.

А.Н. Леонтьев выделяет мотивы понимающие и действующие. Ученик осознаёт необходимость обучения, но это не побуждает его к учебной деятельности. Для ученика с действующими мотивами характерно: успевaемость, посещaемость, понимaние того, что его побуждaет, выполнение дополнительных задaний с повышенной или пониженной стeпени трудности. У младших школьников в большей степени выделяются мотивы понимаемые, у старших - действующие. В некоторых случаях (чаще всего у детей 7-11 лет) мотивы не осознаются, но выражаются в эмоциях. Ученик либо хочет заниматься, либо нет.

После того, как педагог объяснил необходимость обучения, рассказал об учебной задачи, мотивировал процесс обучения, необходимо дальше поддерживать интерес у детей к процессу обучения. Различные формы и типы организации учебного процесса сделают его более интересным, что поможет развить устойчивый интерес у детей.

У каждой из форм учебного процесса существуют свои достоинства и недостатки.

Индивидуальная форма организации учебного процесса.

Действия ученика подвергаются жёсткому контролю со стороны педагога. Такая форма помогает достичь значимых результатов ученику с высоким уровнем познавательной деятельности, но в то же время тормозит развитие учеников с низким уровнем развития.

К индивидуальным занятиям следует отнести занятия, основанные на самообучении и диалоге (творческом) с преподавателем.

Основой данной системы является интенсивное освоение знаний и умений в рамках учебного диалога. Репетиторство включает в себя творческий компонент, также углубленное изучение материала и помогает ученику пройти итоговый контроль. В учебном процессе любительского хореографического коллектива такая форма применяется в случаях подготовки для поступления в высшие учебные заведения или в случае отсутствия ребёнка на занятиях долгое время.

Во время классно-урочной формы организации учебного процессау детей развивается чувство ответственности за результат совместной деятельности, распределяются обязанности, развивается способность к взаимовыручке. В этой форме обучения нет жёсткого контроля, поэтому повышается уровень эффективности учебного процесса и качество выполненной работы. Классно-урочная форма организации учебного процесса является самой распространенной, так как позволяет достичь главной цели педагогики - развить всесторонне гармоничную личность на базе обучения и воспитания.

Урок делится на три вида:

1. уроки организационного типа - урок-выставка, урок-конференция, творческий отчёт, консультации, взаимоконтроль;

2. уроки когнитивного типа - урок-концерт, метапредметный урок (выход за традиции), урок построения гипотез;

3. уроки креативного типа - урок постановки творческой проблемы, урок-противоречие, урок изобретательства, урок, как проявление творческой фантазии и так далее.

В организации учебного процесса любительского хореографического коллектива применяется классно-урочная форма. Длительность урока составляет для детей 7-9 лет один час, а с 10 лет полтора часа.

Лекционно-семинарская форма организации учебного процесса.

Лекция - форма обучения, в которой педагог, излагая материал, помогает учащимся создавать новые знания или понимания (понятия).

Семинар - форма занятий, обеспечивающая на основе деятельности учащихся создание ими многих образовательных продуктов в направлении проблематики занятий.

Для такой формы характерно повышение у детей чувства ответственности за свои знания, развивается инициативность, коммуникабельность, трудолюбие, активизируется познавательная деятельность учащихся. Но лекционно-семинарская форма организации обучения не применима к младшему школьному возрасту из-за неспособности организовать себя для учебного процесса, отсутствия терпеливости, так как развита, в большей степени, произвольная память. А вот ученикам старшего школьного возраста такая форма необходима для усвоения целого комплекса знаний, умений и навыков определённой хореографической школы, педагога (различные семинарские занятия).

Процесс закрепления пройденного материала, усвоения новых знаний более эффективен, если педагог использует не только основные формы организации учебного процесса, но и вспомогательные, такие как: словесно-логические, образно-художественные, трудовые, игровые, психологические. Вспомогательные формы помогают в процессе воспитания, как младших, так и старших школьников. Походы на выступления известных хореографических ансамблей, организация концертных программ внутри коллектива, различные беседы, обсуждения, рассказы об интересных фактах искусства хореографии - заинтересует и организует детей на учебный процесс.

Различие в воспитании, обучении учащихся младшего и старшего школьного возраста связаны с естественно-культурными задачами. На каждом возрастном этапе они различны и связаны с определённым уровнем физического, умственного и культурного развития. В соответствии с поставленными целями и задачами, реализуемыми на данном этапе развития, педагог использует необходимые ему формы организации процесса обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: