Философия как теоретическая основа мировоззрения. К.Ясперс о специфике «осевого времени»

Мировоззрение – это совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и принципов, которые определяют отношение человека к миру и регулируют его поведение в повседневной жизни. Два уровня мировоззрения:

1. Жизненно-практический – навыки, обычаи, традиции, опыт

2. Теоретический – наука и философия

Мировоззрение исторично, так как отражает наиболее типичные формы взаимоотношения человека с точки зрения конкретно-исторического уровня развития человека и социума. Выделяют сл. типы мировоззрения: космоцентризм (характерен для древних цивилизаций, ответы на вопросы люди ищут в Космосе, который приобретает хар-тер Абсолюта. Человеческая деятельность и личностные качества человека трактуются как нечто вторичное); теоцентризм (типичен для средневековья. Бог становится основополагающей реальностью для человека, жизнь вне постоянного нравственного общения с Богом невозможна. «Познай Боа через душу, а душу через Бога»- главная установка); антропоцентризм (Культура Ренессанса. Синтез космоцентризма и теоцентризма. Попытка возвышения материальный, чувственно воспринимаемый космос, насладиться его красотой. Личность абсолютна в своем чисто человеческом презназначении. Высочайшее достижение-гуманизм, признающий ценность и достоинство челов. личности); наукоцентризм (период Нового времени, но сущ. и в современной культуре. Отличительный признак-универсализация идеала классической науки 17-18 веков и попытка распространенияна все сферы жизнедеят. человека. Окончательное разграничение веры и знания и установка на объяснение мира через призму универсальных причинно-следственных отношений. «Хочу все знать»-девиз)

Философия тесным образом связана с мировоззрением, но не совпадает с ним; она является его общетеоретической основой. Мировоззрение в широком смысле – это общая противоречивая модель мира, в которой переплетаются рациональное и эмоциональное, жизненно-практический опыт и научное знание, рассудок и предрассудки, мифология и религия. Философия же, выделяя всеобщее и необходимое, присущее миру как целому, проникает в его глубинное начало, ставит вечные вопросы бытия.

Миф – это самая древняя форма мировоззрения на уровне мироощущения и миропонимания, которая характеризуется символическим, фантастическо-образным, целостным представлением о природе, обществе и человеке. Основные вопросы, на которые миф пытается дать ответ:

Миф возник как ответ на вопросы о происхождении мира и его устройстве, о причинах возникновения природных явлений, о происхождении животных и человека.

Главная функция мифа – объяснять миропорядок и регулировать сложившиеся общественные отношения.

Термин “философия” впервые ввел в обиход Пифагор (6 в. до н.э.), понимая под ним “любовь к мудрости”. Философия – “любомудрие”, философ – “любомудр”. Мудрец же по его мнению лишь Бог, человек может лишь стремиться к мудрости. Затем Платон стал интерпретировать его как любовь к “мудрости-истине”. Философия – это специфическая форма духовной культуры, связанная с постижением умозрением сущности мира и человека, его места в этом мире, отношения к миру и смысла жизни.

Философия возникает там и тогда, когда мудрость начинает соотносится с самим человеком, это есть переход к самостоятельному, независимому от внешнего авторитета, размышлению о мире и человеческой судьбе.

К.Ясперс определяет кардинальную смену основ цивилизации как начало «осевого времени», главной отличительной чертой является «пробуждение» человеческого сознания. К.Ясперс обозначает окончание господства этого подхода периодом с 800 по 200 годы до н.э. Именно тогда, по утверждению Ясперса, начинают происходить процессы, которые он объединяет понятием «Осевое время», обозначающим переход от мифологического мышления – к логическому, от мифа – к Логосу.

Анализируя эпоху зарождения философии и науки, Карл Ясперс ввел понятие осевого времени, подразумевая под этим эпоху резкого поворота в истории от мифологического сознания к научно-философскому осмыслению окружающего мира и места человека в нем. Осевое время (800 – 200 гг. до н.э.) – поворотная точка в мировой истории, когда одновременно в Китае, Индии и на Западе.

Структура философского знания:

Онтология – учение о бытии и его сущности;

Гносеология – учение о познании.

Социальная философия – учение об обществе.

История философии – зарождение, становление и развитие философской мысли.

Логика – учение о мышлении, его законах и формах;

Этика – учение о морали;

Эстетика – учение о прекрасном в жизни и искусстве.

Философская антропология – учение о человеке.

Аксиология – учение о ценностях.

Прикладная философия (культуры, религии, науки, образования, истории и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: