Моральная и социально-практическая направленность конфуцианства

Конфуцианство - этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае, спустя 300 лет после смерти Конфуция. Учение конфуцианство оказало огромное влияние на развитие всей духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении свыше двух тысяч лет. Основы Конфуцианства были заложены в 6 в. до н. э.

Основная проблема - взаимоотношения в системе «человек-общество», выработка поведенческих регулятивов, обеспечивающих гармоничность и комфортность их взаимного сосуществования.

Основа конфуцианства - концепция всеобщего порядка, конкретизированная в понятии ритуала. Ритуал выступает в качестве определяющего принципа жизнеустройства, связано почитание Неба, родителей, властей. Воплащение ритуала Конфик видит в образе «Благородного мужа», главные качества которого- гуманность, человечность, должное исполнение своих обязанностей. Стремится придерживаться «золотой середины», соблюдать принцип «не делай другим того, чего не желаешь себе»

Согласно конфуцианству "человек обладает способностью совершенствоваться или развращаться, смотря по доброму или злому употреблению своей воли; за злые деяния он заслуживает наказания, за добрые - награды.

Конфуций перенес на государство правила семейной этики, он говорил, что государство — это большая семья, а семья — это малое государство.

Одной из важных основ социального порядка было строгое повиновение старшим: отцу, правителю, государю. Конфуций разработал учение о сяо — сыновней почтительности. Сяо — основа гуманности. Смысл сяо в том, чтобы служить родителям согласно ритуалу, похоронить и приносить им жертвы согласно ритуалу. Нормы сяо способствовали расцвету в Китае культа семьи и родового клана.

Все этические понятия Конфуция всегда многозначны. Поведение личности, по его учению, определяют также «чжун» (верность, преданность, лояльность, честность), «шу» (великодушие, сострадание, забота о людях), «и» (справедливость, долг, правильность). «Жэнь», «чжун», «шу» и «и» составляют так называемое «единое», пронизывающее всё учение Конфуция о личности, обществе и государстве. Перечисленными качествами должен обладать «цзюньцзы» («благородный муж») — идеал совершенного человека.

Отношения людей в семье и обществе должны основываться на полном соблюдении «ли» — этико-ритуальных норм, этикета. По Конфуцию, каждый человек всегда должен знать свои обязанности и права и неукоснительно выполнять положенное: «Государь должен быть государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном». Первейшая заповедь каждого человека — быть почтительным добропорядочным сыном, соблюдать полную покорность воле родителей, оказывать сыновнюю почтительность («сяо»). Конфуций неизменно подчёркивал необходимость благоговения человека перед предками и почтения к ним. Культ семейно-родовых предков по мужской линии занимает особое место в конфуцианстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: