Главный вопрос: как, каким образом происходит развитие?
Качество и количество являются парными, взаимосвязанными категориями. Качество – это внутренняя определенность предмета, характеризующая его способность к устойчивости. Количество – внешняя определенность предмета, определяющая его способность к изменчивости.
- процесс постепенного накопления количественных изменений при сохранении качественной определенности изменений при сохранении качественной определенности предмета.
- дальнейшее накопление количественных изменений в условиях нового качества.
Пример: вода (изменение градусов-колич, холодная-горячая вода-качеств, вода-пар-скачок)
Закон отрицания отрицания
Главный вопрос: Какова направленность развития?
Развитие трактуется как поступательный процесс, проходящий определенные циклы, каждый их которых состоит из трех стадий:1. исходное состояние явления. 2. Превращение явления в свою противоположность (отрицание) 3. превращение новой противоположности в свою противоположность (снятие отрицания или отрицания отрицания). Посредством данного закона определяется преемственность как необходимая черта любого развития. Восходящий характер развития определяется понятием «диалектическое отрицание» (это момент связи старого и нового, включающий в себя поступательность и преемственность.) Новое всегда отрицает старое и занимает его мест. но постепенно превращается в старое и отрицается более новым.
|
|
Пример: смена вкусов в культуре, музыке; эволюция рода (дети-частично родители, но на новой ступени)
Материалистическая диалектика марксизма.
Маркс значительно расширяет сферу применения диалектики, распространяя ее на сферу природы, общества и культуры (открытие закона сохранения и превращения энергии, которые обосновал взаимосвязь различных форм движения, создание клеточной теории).
Объективная диалектика – первична, это процесс развития материального мира.
Субъективная диалектика – вторична, является отражением процесса диалектического развития мира в головах людей.
Метафизика – учение, признающее факт движения и развития мира, однако трактующее суть данных процессов упрощенно, сводя развитие к простому изменению количественных параметров предметов или явлений без изменения их качеств.