Общество как предмет философского анализа: праксиологический подход

Праксиологический подход (концепция соц. действия) в качестве основания и механизма общественного устройства полагает соц. действия индивидов. В зависимости от трактовки этих действий выделяют идеалистические и материалистические концепции.

Идеалистический вариант, его разновидности:

- исторические концепции субъективно-идеалистической ориентации провозглашают зависимость истории от деяний великих исторических деятелей.

- теория «общественного договора» (просветители XVII-XVIII вв. Дж. Локк, Руссо, Т. Гоббс). Идея создания государства, в основании кот. лежат ествественные права человека – свобода, личная безопасность и т.д., гарантированные совокупностью норм и законов обязательных для каждого. Сторонники считают, что негативную природу человека можно исправить через «разумное» самообуздание индивидом своих эгоистических устремлений (теория разумного эгоизма), подчинение частного интереса общественному.

- социологические концепции Э. Дюркгейма и М. Вебера, подготовившие становление концепции соц. детерминизма. Именно соц. начало является определяющим как в жизни индивида, так и в жизни всего общества, кот. является результатом взаимодействия индивидов (По Дюркгейму). Выстраивание модели общества на базе категорий «поведение» и «соц. действие». Поведение это основополагающая категория социологии, т.к. она отражает сущностную характеристику бытия человека – его деятельность. Поведение является субъективно переживаемым и осмысливаемым индивидом поиском смысла своего поступка и действия (По Веберу).

Вывод:

1) В рамках идеалистического варианта праксиологического подхода системообразующим фактором социальности выступает «действие», трактуемое либо как личностное волеизъявление, либо как коллективное соглашение.

2) Человеческая разумность трактуется как необходимое условие соц. прогресса.

Материалистический вариант разработан марксистской философией. В качестве механизма общественного устройства рассматривают систему исторически опосредованной предметно-практической деятельности людей. Данный подход исходит из двух основных предпосылок:

- выделение материального производства в качестве основы жизнедеятельности общества.

- разделение всех общественных отношений на материальные и идеологические.

Маркс полагает, что процесс трудовой деятельности человека вечен и является исторически первым условием в системе «человек-природа». Исторически определенный тип трудовой деятельности обозначается термином «способ производства», кот. состоит из производительных сил и производственных отношений.

Теоретическая новизна позиции Маркса состояла в том, что он открыл систему общественных отношений и доказал их объективность. Общ. отношения существуют двух типов: материальные (обмен, производство, потребление, а также организационные, бытовые, семейные и др.) и идеологические (политические, правовые, нравственные, религиозные и т.д.).В учении Маркса впервые была найдена «соц. материя»: опредмеченные знания, навыки и другие элементы человеческого сознания для последующих поколений предстают как «готовые», «наличные» структуры, с кот. люди обязаны считаться как с объективными условиями их жизнедеятельности.

Вывод: 1) История есть целая интегральная система, а не произвольная последовательность человеческих поступков или божественных провидений.

2) В качестве механизма исторического процесса выступает объективно-материальный фактор (единство производственных отношений и производственных сил).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: