Проблема человека в философии является самой изучаемой и в то же время самой неизученной. Основные трудности в исследовании объясняются следующим:
- экстравертная познавательная установка
- человек постоянно находится в изменении, динамике, в нем присутствуют ценностно-значимые модусы бытия
- полная объективность при исследовании человека невозможна
Аристотель: человек – политическое животное
Августин: принцип богоподобности и греховности человека
Классическая философия
Обращение к исследованию «родовой сущности» человека, которая трактуется, с одной стороны, через причастность человека к сфере разумности, с другой стороны, человек всегда понимается как существо, укорененное в Божественном и наделенное стремлением к Долгу и Достоинству.
Основные этапы исследования:
1) становление философской антропологии в античной софистике, открывшей сферу релятивности (относительности) в качестве необходимого условия существования человека
2) исследования сущности человека в форме этико-ориентированного рационализма в философии Сократа
3) персоналистское понимание человека в философии христианского теизма: человек есть изолированное Я, предстоящее Богу и несущее персональную ответственность за свои поступки и помыслы
4) гуманистическая трактовка человека в философии Ренессанса
5) рационалистическая трактовка человека в философии Просвещения и Нового времени
6) утверждение европейского индивидуализма как философско-мировоззренческое осмысление социально-правовых и индустриально-промышленных форм раннего капитализма
Неклассическая философия
Обращение к уникальности, конкретности и конечности его существования. Основной объект исследования – внутренний мир человека. Единственно возможные пути познания человека – герменевтика, самоанализ, внимание к инстинктам и страстям, стремление уловить бессознательные интуиции воли и жизни.