Понятие «научное сообщество» в теории Т. Куна

НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО - понятие, обозначающее одну из структурных единиц науки. Н. с. объединяет ученых, принадлежащих, как правило, к одной научной дисциплине, работающих в одном научном направлении, придерживающихся общих теоретических оснований, принципов и методов решения исследовательских задач.

Понятие Н. с. как общности (коллектива) было введено в западной социологии науки в 40-х гг. нынешнего века М. Поляни; в 50-х гг. его развил Э. Шилз; впоследствии оно стало фундаментальным представлением философии, социологии науки и науковедения.

В классической для второй половины XX в. теории научных революций Т. Куна, оказавшей большое влияние на развитие социально-гуманитарного знания, понятие "Н. с." сопряжено с центральным для его концепции понятием "парадигма". Как замечает сам Кун, первоначальный способ введения им термина "парадигма" содержит в себе логический круг. Для него парадигма - это то, что объединяет членов Н. с., и, наоборот, Н с состоит из людей, признающих парадигму. В послесловии к книге "Структура научных революций", написанном через семь лет после ее выхода в свет (1962), он пытается "развести" данные понятия. Кун исходит из интуитивных представлений, которые легли в основу его знаменитой теории и которые широко распространились среди ученых-естественников, философов, социологов и многих историков науки. Согласно этим представлениям, Н. с. состоит из исследователей определенной научной специальности, которые получили сходное образование и профессиональные навыки, в процессе обучения усвоили одну и ту же учебную литературу и извлекли из нее одни и те же уроки.

В отличие от Т. Куна, нередко идентифицировавшего Н. с. и научную дисциплину, П. Бурдье противопоставляет эти понятия. Он считает, что понятие Н. с. выполняет функцию понятия научного поля, представляющего собой поле конкуренции между учеными за монополию научного авторитета, за власть, за легитимизацию научной работы.

Исследователями науки, весьма продуктивно работавшими в рамках марксистской теоретической схемы, была предпринята попытка интегрировать понятие Н. с. в традиционный контекст социокультурной детерминации научной деятельности и представлений о субъекте научного познания, о науке как компоненте общества и социальном институте. С данных теоретических позиций утверждалось, что становление науки как компонента общества и социального института связано с выделением социально-профессионального слоя людей, непосредственно занятых научной деятельностью. Эта социально-профессиональная группа людей - Н. с. - становится непосредственным субъектом научной деятельности. Н. с. рассматривалось как "социализированный орган познавательной деятельности общества", при этом общество в целом оставалось субъектом познания. Обществу придавался статус общего социального субъекта, а Н. с. - непосредственного субъекта научного познания и научной деятельности. В марксистской социологии науки и науковедении термин "Н. с." получил наибольшее распространение в широком смысле - для обозначения всех занятых научной деятельностью. Его использовали также и в более узких смыслах - для обозначения представителей конкретной научной дисциплины или междисциплинарного коллектива, работающего в том или ином научном направлении. Подчеркивалось, что Н. с. представляет собой социальное образование, связанное с производством, хранением и передачей научных знаний. Оно обладает некоей целостностью, находится в определенных отношениях с обществом, социальной средой и располагает собственными механизмами воспроизводства и сохранения этой целостности. Главная задача сообщества - производство нового знания, но решение этой задачи невозможно без подготовки научных кадров и бесцельно без практического использования полученного знания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: