double arrow

Виды понятий


Все понятия по объему и содержанию делятся на несколько видов.

По объему они бывают:

- единичными (в объем понятия входит только один объект, например: Солнце, город Москва, первый президент России, писатель Лев Толстой),

- общими (в объем понятия входит много объек­тов, например: небесное тело, город, президент, писатель) и..

- нулевыми (в объем понятия не входит ни одного объекта, например: Баба Яга, Кащей Бессмертный, Дед Мороз, вечный двигатель, марсианский житель, т.е. понятие существует, а объект, который оно обозначает, не существу­ет).

По объему понятия бывают также:

- собирательными (понятие обо­значает объект, который состоит, собирается из какого-то ограниченно­го набора элементов, делится, распадается на какие-то составные части, например: 10 класс «А», рота солдат, музыкальный коллектив, вол­чья стая, созвездие) и

- несобирательными (понятие обозначает объект, который не состоит, не собирается из какого-то ограниченного набора элементов, не делится, не распадается на какие-то составные части, яв­ляясь чем-то единым, целым, например: человек ,растение, звезда, оке­ан, карандаш).

По содержанию понятия бывают:

- конкретными (понятие обозначает какой-либо объект, например: стол, гора, дерево, планета) и

- абстрактными (понятие обозначает не объект, а признак, свойство, например: мужество, глупость, неряшливость, темнота).

Также по содержанию понятия бывают:

- положительными (понятие обозначает наличие чего-либо, например: животное, школа, небоскреб, комета) и

- отрицательными (понятие обозначает отсутствие чего-либо, например: не живот­ное, не школа, неправда, бестактность).

Легко заметить, что понятие является отрицательным, когда слово, которым оно выражено, употреб­ляется с частицей не или без, однако если эта частица входит в состав слова, которое без нее не употребляется (неряха, неряшливость, ненас­тье, нерадивость, невежество), то понятие, выраженное таким словом, является положительным.

Любому понятию можно дать логическую характеристику. Это зна­чит — разобрать его по объему и содержанию. Сначала надо определить — единичным, общим или нулевым оно является, потом установить — со­бирательное оно или несобирательное, затем выяснить — конкретное оно или абстрактное и, наконец, ответить на вопрос — положительное оно или отрицательное.

Например, понятие Солнце единичное (потому что в его объем входит только один объект, одно небесное тело), несобирательное (так как Солнце не состоит ни из каких частей, не делится на них), конк­ретное (ведь Солнце это объект, а не признак или свойство), положитель­ное (потому что этим понятием обозначается наличие, а не отсутствие объекта).

Точно так же растение — это понятие общее, несобирательное, конкретное, положительное, а понятие созвездие Ориона единичное, собирательное, конкретное, положительное.

Наиболее частые ошибки при составлении логической характеристи­ки понятий заключаются в том, что понятия темнота, красота, прав­да, нерадивость и т. п. часто называют нулевыми, так как они обозна­чают не какой-либо объект, а некий признак объекта. Данные понятия абстрактные, но не нулевые, а общие, потому что, хотя они и обознача­ют не объекты, а признаки, эти признаки являются существующими (а нулевые понятия обозначают то, чего не существует вообще — ни как предмета, ни как признака: Змей Горыныч, бессмертный президент, сухая вода, холодный огонь, яркая темнота, черная белизна и т. п.). Также часто говорят, что понятие, например, темнота — единичное. Оно общее, так как охватывает собой множество однородных явлений (темнота в этой комнате и в той, и еще в какой-то, и на улице, и в лесу и т. д. и т. п.). А вот понятие темнота в этой конкретной комнате бу­дет единичным. Еще одна распространенная ошибка состоит в том, что характеризуя понятия Илья Муромец, богиня Афродита, Кащей Бес­смертный, вечный двигатель и т. п., называют их абстрактными, так как этих объектов не существует. Данные понятия нулевые, но не аб­страктные, а конкретные, так как они обозначают, пусть не существую­щие, но объекты, а не признаки (Кащей Бессмертный — это фантасти­ческое существо, объект, но не признак или свойство). Также иногда ха­рактеризуют понятия человек, животное, растение, небесное тело и т. п. как собирательные, мотивируя это тем, что объекты, обозначаемые дан­ными понятиями, состоят из частей (например, руки, ноги, туловище человека и т. д.). Понятие является собирательным в том случае, когда объект, обозначаемый им, представляет собой механическую, а не орга­ническую сумму частей (например: набор фломастеров, футбольная команда, созвездие Большой Медведицы, букет роз, фруктовый сад и т. п.). Если же понятие обозначает объект, не сводимый к механиче­скому набору частей, а представляющий собой их органическое, нераз­рывное единство, то такое понятие будет несобирательным. Поэтому понятия человек, животное, растение, небесное тело и т. п. являются несобирательными.


Сейчас читают про: