Физиология человека

Человек получает информацию посредством шести основных органов чувств:

глаза (зрение),

уши (слух),

язык (вкус),

нос (обоняние),

кожа (осязание),

вестибулярный аппарат (чувство равновесия и положения в пространстве, ускорение, ощущение веса)

При управлении автомобиля задейсвованно 4 чувства: Зрение, Слух, Осязание, Вестибуларный аппарат. И автомобиль сконструирован таким образом что бы человек управляя им, мог получать как можно больше информации о самом автомобиле так и о окружающей среде. У каждого человека эти чувства развиты по разному, на это влияет: образ жизни, хобби, профессия, увлечения. Так например люди у которых хорошо развит глазомер (Художники, дизайнеры) редко имеют проблемы с чувством габаритов автомобиля, с соблюдением дистанции, с перестроением. Т.к. отлично понимают расстояние до предмета или скорость другого автомобиля. Люди у которых развит слух (Музыканты) при управление автомобиля больше полагаются на звук мотора, чем на приборы. У людей у которых слух отсутствует, задействован больше вестибулярный аппарат, органы осязания. Они больше полагаются на зрение, вибрацию автомобиля. Поэтому манера управления автомобиля у каждого человека своя. Основная задача обучающегося при обучение на ранних стадиях, это почувствовать автомобиль. Главным признаком чувствительности является «мышечное чувство». Чем больше контакт водителя с сиденьем, рук — с рулевым колесом, ног — с педалями управления, тем больше информации он имеет об автомобиле. Поэтому важно правильно настраивать положение сидения в автомобиле, правильно работать педалями и рулевым колесом. Мышечное чувство или Чувство автомобиля приобретается в результате многократных тренировок и отработке упражнений. Ну например при правильном положении кисти рук более тонко ощущают реакцию дороги (коэффициент сцепления, неровности, крутизну поворота).Мышцы предплечий, плеч и спины способны «запоминать» движения рук, и эта «мышечная память» необходима, чтобы водитель мог постоянно контролировать положение управляемых колес, т.к. они закрыты крыльями автомобиля, что исключает прямой контроль с помощью зрения. Поводом для многих аварий в критических ситуациях служат неверные действия водителя именно из-за того, что он не представляет в данный момент, в какую сторону и на какой угол повернуты колеса.
Обычно на скользкой дороге водитель, не обладающий «мышечной памятью» или начинающий водитель, определяет положение колес только по результату маневра, когда время для экстренных действий уже потеряно. Поэтому очень важно учиться грамотному вождению, с первых уроков, для формирования мышечной памяти. Которая будет применяться в экстренных ситуациях где время на обдумывание действий будет ограниченно. Многие водители ухудшают возможности «чувства автомобиля», используя различные подкладки на сиденье, а также неудобную одежду и обувь, препятствующие полноценному восприятию состояния автомобиля. Часто рабочая поза больше соответствует отдыху, нежели готовности к экстренным действиям. Хотя внешне эти ошибки незначительны, но их последствия в экстренной ситуации могут оказаться очень серьезными. Мышечная память формируется за счет двустороннего обмена данными между мускулами и мозгом. Когда человек осваивает новый вид активности, мотонейроны правого полушария посылают мышечным волокнам сигналы, которые помогают делать упражнения. Однажды получив такую информацию от мозга, мускулы начинают посылать ответные сообщения. Когда мышцы двигаются, активизируются нерв­ные окончания в волокнах, сухожилиях и суставах, которые постоянно отчитываются перед центральной нервной системой о положении тела в пространстве. Эти связи и формируют мышечную память. И чем регулярнее выполняется упражнение, тем лучше и крепче эта память становиться. Поэтому основная задача на начальных этапах обучения, это сформировать мышечную память у ученика. Или если рассматривать этот процесс с стороны педагогики чтобы умения управления автомобиля перешли в навыки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: