Термин “лоббизм” в исторической ретроспективе
Слово “лобби” (англ. lobby) имеет латинское происхождение. В позднем средневековье оно перекочевало в английский язык и обозначало коридор или крытую площадку для прогулок. “С 1553 года так стала называться прогулочная площадка в монастыре, столетие спустя – помещение для прогулок в палате общин Англии. Политический же оттенок это слово приобрело еще через два столетия, в Америке, когда им начали называть покупку голосов за деньги в коридорах Конгресса” [1, с. 11].
Доподлинно установлено, что зарождению лоббизма поспособствовал американский президент У. С. Грант. Это был 18-ый президент США. Он и его администрация любили проводить вечера в вестибюле одного из отелей, кот. назывался “лобби”. “Там министры, а также сенаторы встречались с разными людьми, выслушивали их просьбы и обещали – зачастую небескорыстно, а за звонкую монету – выполнить их” [2, с. 58].
С течением времени термином “лоббирование” стали называть покупку голосов за деньги. Официально в Англии не признавали такого явления. Слово утвердилось лишь в ХХ веке и распространилось по всему миру.
Еще лоббистами называли посетителей какого-либо государственного учреждения, которые приходили туда с просьбой. Они не имели допуска в залы заседаний, поэтому им приходилось решать свои вопросы в приемных и холлах.
Итак, лоббизм как общественно-политическое явление зародился в странах Запада. К нам же он попал после развала Советского Союза и сейчас активно внедряется во все сферы политического управления. Во времена Советского Союза считалось, что он не мог существовать в СССР просто потому, что все политико-управленческие процессы контролировала КПСС и ни о каких-либо частных интересах в то время не могло быть и речи.






