Виды рабочих записей

План (от лат. Planum - плоскость) - первооснова, каркас любой письменной работы, определяющий последовательность изложения материала. План является наиболее краткой - и потому самой доступной и распространенной формой записи содержания исходного источника информации. По существу, это перечень основных вопросов, рассматриваемых в источнике. План может быть простым и развернутым. Их отличие состоит встепенидетализациисодержания.Основныепреимуществапланасостоятвследующем.Во-первых,планпозволяетвскрытьлогикумыслиавтора,упрощаетпониманиеглавноговпроизведении.Во-вторых, позволяет быстро и глубоко проникнуть в структуру произведения и. следовательно, гораздо легче ориентироваться в его содержании. В-третьих, позволяет - при последующем возвращении к нему – быстро вспомнить прочитанное. В-четвертых, с помощью плана гораздо удобнее отыскивать в источнике нужные места, факты, цитаты и т.д.

Существуют два базовых способа составления планов содержания исходных источников информации. Первый из них заключается в ведении соответствующих записей по ходу чтения, за что и получил название«сквозного». Сквозной способ наиболее пригоден для составления планов и работе с исходными источниками информации сравнительно небольшого объема. Его главное преимущество заключается в том, что одновременно с прочтением материала можно более глубоко уяснить его структуру, сюжетную композицию.Крометого,можносразужевноситьуточнениявпервоначальныйплани,такимобразом,сперелистываниемпоследнейстраницытойилиинойработыполучитьеговокончательносформулированномвиде.Обобщающийспособпригоден,преждевсего,дляизучениякрупныхавторскихработ.Вне зависимости от способа составления план в большинстве случаев включает в себя: справочные сведения об источнике (фамилия и инициалы автора, полное название, наименование издательства и год выпуска, количество страниц, длямноготомныхисточников-номератомов);краткуюхарактеристикуусловийнаписанияработы;краткоеупоминаниеобосновномсодержанииработы;перечень основных моментов содержания работы (по пунктам, возможно, сразбивкойнаподпункты);краткоезаключение,отражающееличноевпечатлениеотпрочитанного;ссылкинадругиеисточникииматериалы.

Работа по составлению планов прочитанного материала способствуетвыработкеизакреплениюважныхметодическихиучебныхнавыков,развиваетлогическоемышление.Неследуетрассматриватьсоставлениепланакакпустячнуюработухотябыпотому, что план почти всегда является составной частью большинства другихвидовзаписейпрочитанного.Втойжестепенисказанноеотноситсяиквыпискам.Выписки - небольшие фрагменты текста (неполные и полные предложения, отдельные абзацы, а также дословные и близкие к дословным записи об излагаемых в нем фактах), содержащие в себе квинтэссенцию содержания прочитанного.

Более совершенной формой творчески переработанных выписок являются тезисы. Тезисы (от греч.tezos - утверждение) - сжатое изложение содержания изученного материала в утвердительной (реже - опровергающей) форме. Отличие тезисов от обычных выписок состоит в следующем. Во-первых,тезисамприсущазначительноболеевысокаястепеньконцентрациисодержанияматериала. Во-вторых, в тезисах отмечается преобладание выводов над общими рассуждениями. В-третьих, чаще всего тезисы записываются без использования прямого цитирования.

Аннотация - краткое изложение основного содержания исходного источника информации, дающее о нем обобщенное представление. Пишется аннотация почти исключительно своими словами и лишь в редких случаях содержит в себе небольшие выдержки оригинального текста.

Резюме - краткая оценка содержания исходного источника информации, полученная, прежде всего, на основе содержащихся в нем выводов. Резюмевесьмасходнопосвоейсутисаннотацией.Однакотекстрезюмеконцентрируетв себе информацию не из основного содержания исходного источника информации, а из его заключительной части.

Конспект (от лат.сonspectum - обзор, описание) - сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя цитаты наиболее важных мест в сочетании с планом источника, а также краткий анализ записанного материала и выводы по нему. Необходимо отметить, что конспектирование, в сравнении с другимиформамизаписейпрочитанногоматериала,позволяет:во-первых,глубжеипрочнееусвоитьизучаемыйматериал;во-вторых, развивать умение выделять из прочитанного материала важнейшие положения; в-третьих, вырабатывать в процессе конспектирования навыки самостоятельного письменного изложения. В зависимости от способа размещения включаемого в них материала конспекты подразделяют на текстуальные и тематические. Текстуальныеконспектыохватываютматериалврамкаходногоисточника(дажевтомслучае,если он состоит из нескольких самостоятельных частей - книг или томов).Порядок изложения материала в этом случае практически всегда соответствуетегорасположениювисточнике.Рекомендуетсяследующийпорядокработынадтекстуальнымконспектом:чтениеиобдумываниепрочитанного;составлениепланаконспекта;запись отдельных положений работы в виде развернутых тезисов, включающих в себя не только констатации и выводы, ко и их обоснование, а в необходимых случаях и соответствующие цитаты; дополнение тезисов рассуждениями, доказательствами, аналитическими выкладками и выводами; включение в содержание вспомогательного материала записей, излагаемыхблизкоктексту,атомчислефактов,примеров,цифр,ссылок,атакжеграфиков,схем,таблиц,диаграмм;формулирование и записывание заключительных выводов. Тематические конспекты включают в себя материал по определенной теме. Материал излагается таким образом, чтобы была наиболее полно раскрыта тема. Составление тематического конспекта-весьма серьезная творческая работа. Ему должнопредшествоватьизучениевсейподобраннойдляраскрытияданнойтемылитературы.Такие конспекты обычно составляются для более глубокого изучения проблемы и при подготовке к написанию серьезной письменной работы или устного выступления по данной тематике. Важное значение для эффективного использования конспекта в дальнейшем имеет и его качественное оформление. Оформление конспектов целесообразно производить согласно следующимправилам:втитульнойчастиуказатьфамилиюавтора,полноеназваниеработы,местоигодиздания(длястатей-наименованиеисточника,вкоторомонанапечатана);внижнемуглукаждойстраницыконспектаприводитьстраничныйинтервалисточника;выделение структурных частей оригинального текста следует обозначать интервалами, а их названия - выделять более крупными заголовками с соблюдением сквозной нумерации; выделение наиболее существенного в содержании оригинального текста делать с использованием приемов верстки (в том числе полужирного шрифта,курсива,подчеркивания,маркировкицветом,обрамленияит.п.);использование единой системы сокращений и условных обозначений напротяжениивсейзаписиявляетсяобязательным;введениедополнительныхзаписейнаполяхконспекта,атакжеоформлениеимеющихся в оригинальном тексте графиков, таблиц и т.п. осуществляется по единым правилам.

Работу над любыми видами конспектов завершает просмотр зафиксированной информации. Просмотр этот имеет целью определить: полноту информации из исходного источника; качество фиксации выбранной информации; соответствие расположения (предварительной группировки) зафиксированной информации определенной структуре письменной работы. Кроме того, по результатам просмотра делается вывод о необходимости внесения уточнений в список исходных источников информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: