- изучить материал по теме: «Механические колебания»
- пользуясь учебником §18, §20, §22 составьте конспект по вопросам, выбирая главное и второстепенное;
- систематизировать информацию согласно плану преподавателя:
- Заполните таблицу № 1.
По заполнению таблицы сделайте вывод: чем отличаются вынужденные колебания от свободных колебаний?
Таблица № 1
Сравнительное описание | Свободные колебания | Вынужденные колебания |
1. Определение | ||
2. Под действием, каких сил происходят колебания? | ||
3. Примеры |
- Что называют математическим маятником?
3. Зарисуйте график колебательного движения, укажите силы, под действием которых происходят колебания.
4. При каких условиях маятник свободно колеблется?
5. Заполните таблицу № 2.
Таблица № 2
Характеристика | Формула | Единица измерения | От чего зависит? |
Частота | |||
Циклическая частота | |||
Период колебания |
Раздел 1. Механика
Глава 1.5. Колебания и волны
Самостоятельная работа № 14 Решение задач
|
|
По итогам выполнения студент должен представить:
- Решение задач по расчету характеристик механических колебаний.
В процессе выполнения работы студент сможет:
- применить при решении задач формулы расчета периода, частоты колебаний, массы тел;
- повторить особенности колебаний тел на пружине, колебания математического маятника;
- сравнивать частоту колебаний различных насекомых;
- анализировать, различия в расчетах периода колебаний тела на пружине и на нити.
Инструкция по выполнению самостоятельной работы по решению задач:
1. Внимательно прочитайте условие задачи.
2. Определите, с какими величинами, предстоит проводить вычисления.
3. Выполните краткую запись в тетради.
4. Если потребуется, переведите заданные значения физических величин в систему «СИ».
5. Создайте математическую модель (составление плана решения, запись уравнений, решение задачи в общем виде, запись необходимых формул расчёта).
6. Подставьте соответствующие числовые значения величин. Вычислите и проверьте размерность всех величин.
7. Проверьте ответ и проведите его анализ.
Задачи:
- Грузик, колеблющийся на пружине, за 8 с. совершил 32 колебания. Найдите период и частоту колебаний.
- Частота колебаний крыльев комара 600 Гц, а период колебаний крыльев шмеля 5 мс. Какое из насекомых больше сделает при полете взмахов крыльями за 1 мин.?
- Найти массу груза, который на пружине жесткостью 250 Н/м делает 50 колебаний за 25 с.
- Найти период и частоту колебаний математического маятника, длина нити которого равна 141 см.
- Найти период и частоту колебаний математического маятника, длина нити которого равна 1м.
Раздел 1. Механика
|
|
Глава 1.5. Колебания и волны
Самостоятельная работа № 15 Подготовка к лабораторной работе
По итогам выполнения студент должен представить:
- ответы задания, предложенные преподавателем, для подготовки к лабораторной работе № 7 «Изучение зависимости периода колебаний математического маятника от длины нити»;
В процессе выполнения работы студент сможет:
- осмыслить изученный материал по данной теме;
- установить зависимость периода колебания математического маятника от длины нити;
- приводить примеры затухающих механических колебаний.
Памятка учащемуся при ответах на поставленные вопросы:
• изучить материал по теме (см. основные источники информации п. 1) § 22, §24;
• систематизировать информацию согласно плану преподавателя;
• выделить главную информацию и отобразить в структуре работы;
• оформить работу и предоставить в установленный срок.
Задания для подготовки:
1. Как зависит период колебания груза на нити от длины нити?
2. Как превращается энергия при механических колебаниях?
3. Решите задачу:
вариант | ℓ, см | ℓ, м | Т, с |
Помните, что g = 9,8 м/с2; π = 3,14
Раздел 1. Механика
Глава 1.5. Колебания и волны
Самостоятельная работа № 16 Решение задач
По итогам выполнения студент должен представить:
- Решение задач по расчету характеристик волн.
В процессе выполнения работы студент сможет:
- применить при решении задач формулы расчета периода, частоты колебаний, скорости волны;
- повторить особенности волнового движения;
Инструкция по выполнению самостоятельной работы по решению задач:
1. Внимательно прочитайте условие задачи.
2. Определите, с какими величинами, предстоит проводить вычисления.
3. Выполните краткую запись в тетради.
4. Если потребуется, переведите заданные значения физических величин в систему «СИ».
5. Создайте математическую модель (составление плана решения, запись уравнений, решение задачи в общем виде, запись необходимых формул расчёта).
6. Подставьте соответствующие числовые значения величин. Вычислите и проверьте размерность всех величин.
7. Проверьте ответ и проведите его анализ.
Задачи:
1. Определите период и частоту колебаний. 2. Определите период и скорость волны.
Вариант | λ, м | υ, м/с | Вариант | λ, м | ν, Гц | |
1,2 | ||||||
3.Рыболов заметил, что за 20 с поплавок совершил на волнах 25 колебаний, а расстояние между соседними горбами волн 1 м. Какова скорость распространения волн?
Раздел 1. Механика
Глава 1.5. Колебания и волны
Самостоятельная работа № 17 Доработка конспекта лекции с применением учебника, дополнительной литературы
По итогам выполнения студент должен представить:
- тематический конспект «звуковые волны»
В процессе выполнения работы студент сможет:
- теоретически рассмотреть понятия «поперечная и продольная волна», «акустика»;
- приводить примеры продольных и поперечных волн;
- выяснить, от чего зависит скорость звука.