double arrow

Механистический материализм и проблема субстанции: монизм, дуализм и плюрализм (Р. Декарт, Б. Спиноза и Г. Лейбниц)

Основателем рационализма является французский философ Рене Декарт (1596-1650 гг.).

Главным условием философии Декарт считает сомнение и отвержение всех определений. Но если мы будем сомневаться во всем, то придётся сомневаться и в том, что мы сомневаемся, то есть в том, что обладаем сознанием и существуем. Сомневаться в сомнении также невозможно, как и отрицать существование мышления во время самого мышления. Отсюда Декарт выводит формулу: «ego cogito, ergo sum» — «Я мыслю, следовательно, я существую». Для него неприемлемо чувственное восприятие как принцип достоверности познания, провозглашённый эмпиризмом. В отличие от эмпиризма и учения Д.Локка о том, что сознание представляет собой чистый лист. Декарт одинаково признает независимую от сознания материю и независимое от материи мышление. Таким образом, он говорит о существовании двух субстанций – мыслящей и материальной. Субстанцию Декарт определяет как вещь, которая для своего существования нуждается только в самой себе. Поэтому самой совершенной субстанцией является Бог, который существует независимо ни от чего и сам является причиной самого себя. Все остальное нуждается для своего существования в присутствии Бога. Идея Бога является гарантией истинности познания. Дуализм Декарта, то есть признание вещей мыслящих и вещей распространенных переходит в идеализм, в признание существования Бога.

Следующий представитель рационализма – Бенедикт Спиноза (1632-1677 гг.). В основу философской системы Спиноза положил учение о единой субстанции. «Истинной является лишь одна субстанция, атрибутами которой являются мышление и распространенность, или природа». Бог и субстанция составляют единое целое. Бог не стоит над природой, не является творцом вне природы, он находится прямо в ней как ее имманентная причина. Спиноза, таким образом, отвергает личного бога и понимает его как универсальную причину мира. В этом состоит пантеизм Спинозы. В области теории познания Спиноза выделяет три ступени познания. Наивысшая ступень познания — истина, которая постигается непосредственно разумом, интуитивно воспринимаема и не зависит ни от какого опыта. Вторая ступень познания — это рассуждения разума. Эта ступень познания также является адекватным средством постижения истины, но не таким совершенным, поскольку нуждается в опосредовании. Истины, полученные на этой ступени познания, требуют доказательства. Самая низшая ступень знаний – это знание, опирающееся на представления, которые свою основу имеют в чувственном восприятии окружающего мира.

Последний представитель рационализма – Вильгельм Лейбниц (1646-1716 гг.). Основа философской системы Лейбница составляет учение о «монадах» — монадология. Монада – это простая, неделимая субстанция. Лейбниц отвергал учение Спинозы о единой субстанции, которое, вело к тому, что из мира исключаются движение и активность. Он утверждал, что субстанций бесконечное множество. Они являются носителями силы, имеют духовный, нематериальный характер. Каждую монаду он считает субстанцией. Монада является самостоятельной единицей бытия, которая способна к активности и деятельности. Лейбниц характеризует монады как простые субстанции. Поэтому если монада является субстанцией, то она является причиной самой себя, то есть не зависит от другой субстанции. Он отвергал теорию врождённых идей Декарта. Разум располагает лишь врожденными принципами, то есть тенденциями, обладающими способностью развития до осознания идеи. Лейбниц не отвергает роли чувственного опыта в процессе познания, но при этом он признаёт необходимость врожденных способностей к мышлению и образованию идей. Чувственное познание выступает как определенная низшая ступень рационального познания. Рациональное познание раскрывает действительное, необходимое и существенное в мире, тогда как чувственное познание раскрывает лишь случайное и эмпирическое.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: