Написал «этику». Спиноза утверждал, что истинное значение – это путь к свободе человека.
Свобода – это познанная необходимость.
Рационализм Спинозы проявляется во-первых в методологическом теоретическом определении основных категорий: субстанции, атрибута, модуса.
Рационализм Спинозы проявляется в обобщении научно-философских идей о природе и понимании ее как внутренне-активной.
Рационализм Спинозы выражается в понимании свободы человека как возможное действие познающего разума.
Субстанция – есть то, что существует само по себе и в своем существовании не нуждается в другом.
(это то, что в своем бытии самодостаточно, то что обладает полнотой бытия).
Это есть сама природа, которая первична, объективна, абсолютна, универсальна и активна.
Активность субстанции – в ее атрибутах выражается.
Атрибут – это существенное свойство объекта, субстанции, которое генетически глубинно присуще объекту.
Атрибуты – протяженность и мышление.
В силу внутренней активности природы, она может порождать и другие атрибуты. Тем самым Спиноза дает философское обоснование принципа неисчерпаемости материи.
Атрибутивные свойства человека – язык, техника, культура и т.д.
Модус – атрибуты в них выражаются.
Модус – это свойство преобразования, в котором выражаются протяженность и мышление.
Модусы – проявляются во взаимодействии природных начал как результаты актуального раскрытия протяженного мышления.
Модус - это состояние субстанции, иными словами, то, что существует в другом и представляется через это другое.
Модусы же, как "конечные вещи", изменчивы, преходящи, и только по отношению к ним имеет силу категория длительности. Согласно Спинозе, нельзя свести единство бесконечной природы, выражаемое понятием субстанции, к сумме составляющих ее вещей, модусов. Человек, по этой философской системе, составляет лишь один из бесконечного числа модусов субстанции.
Разрыв у Спинозы между Миром конечных вещей – модусов и бесконечной сущностью – субстанцией.