Эволюционный метод в социально-гуманитарных науках. Это метод исследования, который выдвигает на первый план принцип борьбы за существование, принцип выживания сильнейших как основных способов объяснения причин

Это метод исследования, который выдвигает на первый план принцип борьбы за существование, принцип выживания сильнейших как основных способов объяснения причин каких-либо социальных явлений. Идеи Дарвинизма. Выживают сильнейшие институты, слабейшие погибают.

*Эффект курти (qwerty). Современная клавиатура наихудшая с точки зрения скоропечатания самая худшая, но именно она выжила.

Перспективы у эволюционного метода есть в различных науках. Карл Поппер ставит вопрос о применении эволюционного метода к истории мысли. Выживание тех или иных теорий может быть связано и с институциональными причинами.

Развитие научного знания представляет собой непрерыно-прерывный процесс, характеризующийся качественными скачками в ведении одной и той же предметной области. Поэтому в целом развитие науки является некумулятивным. Несмотря на то, что по мере развития науки постоянно растет объем эмпирической и теоретической информации, было бы весьма опрометчиво делать отсюда выводы о том, что имеет место прогресс в истинном содержании науки. Твердо можно сказать лишь то, что старые и сменяющие их фундаментальные теории видят мир не просто существенно по-разному, но зачастую и противоположным образом. Прогрессистский же взгляд на развитие теоретического знания возможен только при принятии философских доктрин преформизма и телеологизма применительно к эволюции науки.

Развитие методологии, социологии и истории науки во второй половине XX века привело к крушению представления об инвариантности, всеобщности и объективности научного метода и научного этоса. В работах Т.Куна, П.Файерабенда, М.Малкея, Л.Лаудана, а также представителей современной школы когнитивной социологи науки (С.Уолгар, Б.Барнс, К.Кнорр-Цетина) показаны парадигмальность, партикулярность, ценностная обусловленность, истричность, конструктивность, как самого процесса научного познания, так и всех его результатов.

Среди основных концепций развития научного знания наиболее приемлемым оказывается «срединный путь», исходящий из взаимосвязи внутринаучных факторов (включая когнитивные мутации) и социокультурных факторов. Именно эта взаимосвязь и образует подлинную основу развития системы научного знания.

В истории развития науки можно выделить две стадии. Первая стадия характеризует зарождающуюся науку (преднауку), вторая - науку в собственном смысле слова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: