Фрейдизм и неофрейдизм в политологии

Фрейдизм— направление в глубинной психологии, названное по имени австрийского психолога З. Фрейда. Фрейдизм является первым и одним из наиболее влиятельных направлений в психоанализе

Фрейдизм принято считать «ортодоксальным (или „классическим“) психоанализом» по причине того, что именно с именем З. Фрейда (в первую очередь) связывают историю возникновения и развития психоанализа, в то время как сам учёный данную «заслугу» считал корректным приписывать не себе, а своему коллеге — венскому врачу Йозефу Брейеру[5]. Фрейдизмом-лаканизмом «фрейдизм» называют, соответственно, по фамилиям отца-основателя психоанализа и французского психолога и философа Жака Лакана, одного из наиболее известных и авторитетных психоаналитиков, разделявших взгляды ортодокса — так, к примеру, широко известен знаменитый лозунг Лакана, точно характеризующий его научную деятельность в общем и семинары в частности: «Назад к Фрейду

Фрейдизм оказал самое большое влияние на психологию и идеологию, развив концепцию "бессознательного". Как говорит Гейнц Гартман, "объяснения поведения человека в терминах бессознательных психических процессов стали существенной частью и характерной особенностью психоанализа"3.

Исходя из этого основного своего принципа, согласно которому человеческое поведение нужно объяснять бессознательными психическими процессами, Зигмунд Фрейд разработал (чисто умозрительно) целостную теорию человеческой психики и психического развития.

Он делит психику на три части: господствующее "оно" (id) с его двумя основными врожденными инстинктами – эрос (либидо) и танатос (влечение к смерти и разрушению), – подчиненное "я" (ego) – окно в реальность и "сверх-я" (superego), которое сдерживает необузданное примитивное "оно" (бессознательное), согласно принципу реальности4.

Развитие человеческой психики, по Фрейду, проходит три инфантильных психосексуальных стадии (оральную, анальную и генитальную).

В дальнейшем решающее значение имеет Эдипов комплекс: врожденная и неизбежная сексуальная привязанность ребенка к родителю противоположного пола и ревность и враждебность к родителю того же пола. Эдипов комплекс сопровождается комплексом кастрации (у мужчин) и комплексом зависти к пенису (у женщин). Разумеется, динамика этого психического развития индивида направляется "оно", или бессознательными процессами.

Фрейд объяснял аномалию психики, то есть неврозы, тем, что она основывается на подавленных бессознательных детских воспоминаниях об извращенных сексуальных влечениях к отцу, матери, сестре или брату. Эти инфантильные сексуальные воспоминания, существующие в "оно", вызывают регрессию к более ранней стадии развития, когда не нужно было решать проблемы, связанные с реальной жизнью и приводящие к неврозу. Лечение невроза, согласно Фрейду, нужно проводить с помощью психоанализа и его методами: толкование снов как "царская дорога" к пониманию бессознательного, свободные ассоциации, трансфер, сопротивление, ошибки, невербальное поведение. Цель психоаналитического лечения заключается в том, чтобы сам больной проник в суть бессознательных психических процессов или, как указывал Фрейд, "психоаналитик вступает в союз с "я" пациента, чтобы подчинить некоторые неконтролируемые части "оно", то есть включить их в систему "я""5.

Таким образом, в своей теории психоанализа Фрейд объединил психологический (нормальный) и психиатрический (имеющий дело с ненормальной психикой) подход к психике. Если бы он ограничил свою теорию сферой этих двух наук, ее можно было бы рассматривать (доказав ее несостоятельность и отвергнув ее) в этой сфере. Но Фрейд претендовал на то, что теория психоанализа имеет универсальное применение: к истории, обществу, различным социальным группам (молодежи, женщин, психически больных, детей), культуре и к повседневной жизни.

Поразительным и ярким примером применения теории психоанализа к важному общественному явлению может служить ответ Фрейда на призыв Альберта Эйнштейна в 1932 году принять участие в борьбе за мир. В открытом письме Фрейд ответил, что "она [война], по-видимому, является вполне естественной вещью и, несомненно, имеет глубокие биологические корни и практически ее едва ли можно избежать". Фрейд далее объяснил Эйнштейну, что "инстинкт агрессивности или разрушения... проявляется у каждого живого существа и стремится к тому, чтобы разрушить его и вернуть жизнь к ее первоначальному состоянию неодушевленной материи"6. Рассматривая цивилизацию (как следствие сублимации подавленных бессознательных влечений), женщин (как жертв зависти к пенису) и сопротивление властям (как следствие бунта сыновей против личности патриарха – отца), Фрейд сделал другие широкие обобщения.

Сегодня мы обнаруживаем, что иные теоретики поддерживают капиталистическую идеологию аналогичными теориями. Так, Конрад Лоренц говорит об "агрессивных инстинктах, общих для всех высших животных"7. А Роберт Адри проповедует, что люди инстинктивно враждебны друг другу и соперничают между собой8. Однако и первоначальная теория Фрейда все еще сильна и приносит пользу эксплуататорскому классу: она легко вписывается в теорию поведения людей – "рабов инстинктов и влечений".

Освободившись от "расового бессознательного" и еще сильнее подчеркивая роль "я", фрейдизм принял теперь более современный и научный вид. Но этих изменений было недостаточно, чтобы сделать его более соответствующим требованиям современности. Ему нужна была видимость обоснования с позиций современной культуры, социального сознания; нужен был неофрейдизм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: