Возникновение неофрейдизма

Ведущие антропологи Маргарет Мид, Рут Бенедикт, Кора Дюбуа и Франц Боас собрали данные, опровергающие предполагаемую универсальность таких основных фрейдовских понятий, как либидо и инстинкты разрушения и смерти, врожденные инфантильные сексуальные стадии и Эдипов комплекс. Кроме того, ряд этих концепций был подвергнут экспериментальной проверке и было обнаружено, что они ошибочны. Резюмируя и оценивая эти экспериментальные данные в своей работе "Обзор объективных исследований психоаналитических понятий"9, Роберт Сирс пришел к следующему заключению: "Согласно критериям физических наук, психоанализ не является подлинной наукой... немногие исследователи принимают целиком утверждения Фрейда. Причина того, что психоанализ не является истинной наукой, состоит в ненаучности его метода. Психоанализ основывается на методах, которые не позволяют повторить наблюдения, не обладают самоочевидностью, или денотативной валидностью, и несут на себе в некоторой степени отпечаток субъективных предубеждений наблюдателя. Когда такой метод используется для открытия психологических фактов, которые должны обладать объективной валидностью, он оказывается совершенно несостоятельным"10.

Другим сильным толчком для модернизации классического фрейдизма послужило сознательное движение рабочих, молодежи, фермеров и негров, начавшееся с катастрофического экономического кризиса 30-х годов и продолжающееся по сей день. Статичная, основанная на детской психосексуальности и инстинктах психоаналитическая теория не могла дать удовлетворительного объяснения этому сознательному движению, которое было реакцией на определенные социальные явления. Требовался совершенно новый взгляд, – и неофрейдизм не замедлил появиться.

Неофрейдисты во главе с Карен Хорни, Эриком Фроммом и Гарри Салливеном приступили к ампутации наиболее гротескных черт классического фрейдизма. Инстинкты смерти и разрушения, либидо, инфантильные сексуальные стадии, комплекс Эдипа – все было выброшено за борт. Называя свою новую, прилизанную теорию "культурный психоаналитический подход", они претендовали на то, что связали психику с культурой и обществом, в котором живет индивид. Они утверждали, что психическое заболевание есть следствие социально-культурных факторов. Они даже требовали коренных изменений в обществе для уменьшения числа психических заболеваний. Так, например, Фромм призывает к социализму, правда в его собственной версии.

Этот искусный неофрейдистский подход привлек многих прогрессивно мыслящих людей и даже марксистов, поскольку марксисты связывают многие важные человеческие проблемы с социальной действительностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: